Конкурируя с другими концертными площадками столицы, вы сверяете свои программы с их афишами?

Ольга Жукова: Конечно, я внимательно слежу, и наших продюсеров прошу это делать - чтобы одна и та же симфония не исполнялась три раза в течение десяти дней. Но для меня это не вопрос конкуренции. Мы коллеги, работающие в одном поле, и должны взаимодействовать: у нас общая цель - чтобы как можно больше людей приходили на концерты классической музыки. Это важно не только для Москвы, но и для всей страны.

А это сегодня трудно?

Ольга Жукова: Человек всегда голосует рублем, и продажа билетов - беспристрастный критерий успешности нашей работы. Да, семья скорее предпочтет отправиться в торговый центр с кафе и кинотеатром,чем в концертный зал. Поэтому наши аргументы - делать программы, интересные всем поколениям и доступные по цене всем социальным слоям. Не секрет, что основа нашей аудитории - люди за 50. Мы стремимся изменить эту тенденцию. В этом сезоне запускаем мобильное приложение. Хотим сделать все возможное для комфорта публики, и молодого поколения в том числе.

Почему вы решили отказаться от привычной филармонической модели с абонементами в пользу более свободной европейской системы?

Ольга Жукова: Хотим дать зрителю максимальную свободу выбора без принуждений и обязаловки. Не секрет, что часто абонемент на 4-5 концертов покупают ради одного или двух вечеров. Мы старались сделать более гибкую, креативную систему, когда человек, если желает получить скидку на билет, может сам выбрать любые четыре концерта, составив свой абонемент под хештегом "зарядись музыкой".

Вы можете рассчитывать лишь на бюджетное финансирование или у зала есть спонсоры?

Ольга Жукова: Безусловно, залы классической музыки зависимы от поддержки государства, без которой их деятельность невозможна. Но мы стараемся так выстроить работу, чтобы располагать и внебюджетными средствами. И существенная часть наших концертных программ делается уже именно на внебюджетные деньги.

Как появление органа повлияет на судьбу зала?

Ольга Жукова: Орган необходим любому залу с полноценным академическим реноме. Инструмент станет самым большим в Москве и одним из крупнейших в Европе. Он имеет 85 регистров, 5737 труб разной формы и длины, клавиатурную консоль из четырех мануалов (61 клавиша) и мобильную консоль с четырьмя мануалами (32 клавиши). Инаугурацию "короля инструментов" мы решили назначить на редкую дату - 29 февраля. Представят его музыканты из Франции, поскольку орган построен старейшей французской фирмой Mühleisen. И это будет не просто органный гала-концерт, а масштабное действо с участием симфонического оркестра, оперных певцов и артистов балета.

С кем из музыкантов мирового топ-уровня вы ведете переговоры?

Ольга Жукова: Со многими. Например, на завершающей стадии переговоры о концерте с участием Пласидо Доминго весной 2020 года. Но, к сожалению, есть и такие, кто не хочет приезжать в Россию из-за каких-то собственных, иногда и политического свойства соображений. Это обидные эпизоды, но они не очень влияют на культурное пространство. У нас уже выступило немало и американцев, и британцев, и очень здорово, что мы можем быть той "мягкой силой", что способна одолеть барьеры недопонимания. Но еще многие обстоятельства и звезды должны сойтись, чтобы, например, нам удалось организовать приезд Риккардо Мути, который мы планировали еще в первом сезоне. Или оркестра Венской филармонии. На такие масштабные проекты нам еще нужно заработать, и мы над этим усердно трудимся.

Кто из исполнителей оказался наиболее привередлив?

Ольга Жукова: Ничего экстраординарного не было, все вели себя в высшей степени интеллигентно. Классика - не шоу-бизнес, никто не старается эпатировать. Разве что, когда у нас были вечера знаменитого танцовщика Сергея Полунина, он, чтобы не тратить время и силы на поездки в отель, попросил прямо в артистическом фойе организовать для него полноценное место отдыха. И мы специально закупали кровать, подушки, одеяло… Он был нам очень благодарен. В январе 2020 года мы планируем представить премьеру спектакля с участием Сергея по одной из сказок Шарля Перро.

Какие концерты в "Зарядье" нельзя пропустить в новом сезоне?

Ольга Жукова: Очень трудно выбирать, я бы ходила на все. У нас в зале уникально звучат вокал, и рояль, и скрипка. В афише есть экскурсии, которые стали популярны, познавательные лекции, детские спектакли - представления на любой вкус и кошелек. Я уверена, что любой, однажды оказавшись в нашем зале, захочет постоянно приходить в "Зарядье".

Пять концертов в "Зарядье", которые нельзя пропустить

26 сентября Хор Монтеверди и ансамбль "English Baroque Soloists". Дирижер - Джон Элиот Гардинер. В программе произведения Монтеверди, Кариссими, Перселла и Скарлатти.

6 октября Всемирный оркестр мира. Дирижёр - Валерий Гергиев. В программе: Бетховен - Симфония № 6, Шуберт - Симфония №9.

13 ноября Гендель Оратория "Триумф времени и разочарования". Ансамбль "La Voce Strumentale", дирижер - Дмитрий Синьковский.

21 ноября Концерт известного мальтийского тенора Джозефа Каллейя с симфоническим оркестром. Дирижер - Константин Орбелян. В программе арии из популярных итальянских и французских опер и испанских сарсуэл.

16 декабря Сольный вечер английского певца Иэна Бостриджа. Вокальные циклы Бетховена "К далекой возлюбленной" и Шуберта "Лебединая песня".

О чем сегодня Вагнер

Байройтский фестиваль о состоянии современного мира

Текст: Ирина Муравьева (Байройт)

Российская газета - Федеральный выпуск № 201(7959)

Это факт, что когда-то эстетически умеренная Байройтская сцена стала сегодня самой прогрессивной лабораторией вагнеровского театра в мире: актуальная режиссура, образовательные и интеллектуальные программы для публики, в том числе, с 2017 года, симпозиум "Дискурс Байройт", рассматривающий феномен Рихарда Вагнера в разных аспектах. А главное - сам вагнеровский оперный миф, включенный в современную проблематику: права и свободы личности, беженцы, войны и религиозные конфликты, и т.п. Этим темам посвящены практически все спектакли афиши-2019: "Тангейзер", "Нюрнбергские майстерзингеры", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", наконец "Парсифаль" с его ближневосточным сюжетом.

Разумеется, не все новейшие интерпретации сразу встречают понимание в байройтском зале, где достаточно много публики, не только компетентной по части вагнеровского мифа, но и следящей за постановками фестиваля многие десятилетия. Однако в Фестшпильхаусе еще во времена Вольфганга Вагнера, внука Рихарда Вагнера, руководившего Байройтским фестивалем почти 60 лет (с 1951 года), сложилась уникальняа система Werkstatt Bayreuth (мастерских), позволяющая постановщиками работать над своими спектаклями в течение нескольких сезонов, доводя их замысел до логического конца. И многие постановки, которым "букали" в премьерный сезон, с течением времени меняются, становятся четче, рельефнее в своих сценических решениях, дополняются комментариями в интеллектуальных программах фестиваля и имеют успех.

Байройт-2020 покажет "Кольцо нибелунга" в постановке молодого австрийского режиссера Валентина Блэка и дирижера Пиетари Инкенена

Причем, эти эксперименты по современной интерпретации вагнеровского мифа начались в Байройте именно при Вольфганге Вагнере: в афише тогда появились крупнейшие немецкие и зарубежные режиссерские имена - Патрис Шеро, Жан-Пьер Поннель, сэр Питер Холл, Гетц Фридрих, Гарри Купфер, Кристоф Шлингензиф. А Байройт сформулировал цель стать главной площадкой для новаторских, пусть и противоречивых, интерпретаций вагнеровских опер. К слову, в этом году, по случаю 100-летнего юбилея Вольфганга Вагнера в Доме-музея Рихарда Вагнера на вилле Ванфрид открыли большую выставку, раскрывающую его личность и достижения в качестве худрука, режиссера и сценографа Байройтского фестиваля. Экспозиция представила панораму истории Германии, социальные и культурные события эпохи, отражавшиеся в его эпоху на Байройтском фестивале в постановках вагнеровских мифов. В том числе, и в сенсационной постановке "Кольца" Патрисом Шеро в 1976 году, где вслед за Бернардом Шоу, считавшим вагнеровскую тетралогию социальным комментарием к теме капиталистического производства, Шеро представил впервые на сцене социальную трактовку вагнеровского мифа, вызвавшую тогда в Байройте беспрецедентную реакцию и раскол в зале.

Сегодня подобного рода реакции - норма для Байройтского фестиваля. Такое происходило и на "Кольце" Франко Касторфа (2013), и на нынешней премьере "Тангейзера" в постановке Тобиаса Кратцера, и в 2016 году на премьере "Парсифаля" Уве Эрика Лауфенберга, воспринятого одними китчем, манипуляцией на теме мусульманского мира, а другими - актуальным высказыванием на ближневосточную тему.

В свой нынешний, уже четвертый фестивальный сезон этот "Парсифаль" прошел под девизом фразы Далай-ламы: "Иногда я думаю, что было бы лучше, если бы вообще не было религий". В спектакле братство Грааля представлено как лагерь беженцев в разрушенной христианской церкви в одной из стран Ближнего Востока. Здесь "братья", шокируя случайно попавшего к ним Парсифаля, совершают странный ритуал с королем Грааля Амфортасом, снимая его в набедренной повязке с огромного креста и жутковато причащаясь живой крови, выдавленной из его незаживающей раны. Волшебник Клингзор, враг Грааля, представляет здесь восточный мир, заманивая иноверцев с помощью наложниц в свой гарем (действие происходит в хамаме) и уничтожая их. Расстановка сил здесь изначально антагонистическая, религии показаны, как изжившие себя: мир погряз в войне.

Но в версии нынешнего года Лауфенберг сделал отчетливый акцент не на современном конфликтном состоянии Востока и Запада, а на разрешения этого антагонизма в новой нерелигиозной цивилизации. И хотя Парсифаль побеждает в спектакле Клингзора, ломая его волшебное копье и сооружая из него крест - то есть, формально, христианской силой, в финале, когда Парсифаль возвращается в разрушенный храм Грааля, "беженцы", представители разных религий и народов, сбрасывают в пустой гроб, вынесенный на сцену братьями Грааля, предметы религиозных культов, в том числе и копье, добытой Парсифалем у Клингзора. Аллегория счастливого человечества - тропический зеленый Эдем, открывшийся в просвете разбитой стены храма, где обнаженные фигуры адамов и ев беззаботно резвятся в потоках проливного дождя.

Все четыре сезона в этом спектакля пела российское сопрано Елена Панкратова, идеально вписавшаяся в партию Кундри, экстремально сложную даже для вагнеровского репертуара: огромные скачки голоса, драматизм и тончайшее пианиссимо, страсть и длинные певучие фразы. Кроме того, впечатлило ее большое актерское мастерство в воплощении разных ипостасей Кундри: как друга рыцарей Грааля, как души, страдающей от совершенного греха, как соблазнительницы короля Амфортаса и Парсифаля. В финале в образе старой и больной Кундри Панкратова была убедительна и трогательна даже без слов. В этом году певица выступила в Байройте также в партии Ортруды в "Лоэнгрине", которую будет петь и в следующем сезоне.

Между тем, в нынешнем сезоне в "Парсифале" сложился не только впечатляющий исполнительский состав (в титульной роли героический вагнеровский тенор Андреас Шагер, в Гурнеманце - выдающийся немецкий бас Гюнтер Гройссбек, в партии Клингзора - австралийский бас-баритон Дерек Уэлтон), но и высококлассная работа дирижера Семена Бычкова, вошедшего в спектакль год назад. Его версия партитуры "Парсифаля", собранной для этой постановки по хранящимся в Байройте вагнеровским рукописям, завораживал пышным, объемным оркестровым звуком, непривычной темповой драматургией, открывавшейся очень медленным вступлением, но четко выстроенной в логике сценического действия. Сцены шествия братьев Грааля (беженцев) были лишены привычной нагнетающейся патетики, зато вся тончайшие детали партитуры тщательно отделаны: быстрые темпы бегущих, спасающихся, вторгающихся персонажей, гибкое мягкое движение в танцевальных сценах девушек, раскачки таинственного колокола, блестящая координация с хором. Именно в этом сезоне музыкальная часть спектакля достигла своего исполнительского апогея, а сама постановка ушла из афиши, завершив свой цикл Werkstatt Bayreuth.

В третий раз на фестивале показали один из самых успешных байройтских спектаклей последних лет - "Нюрнбергские майстерзингеры" (2017) в постановке Барри Коски. Блестящий сатирический бурлеск, выводящий на поверхность антисемитские клише вагнерианства, ироническое действо, разворачивающее в разных ракурсах феномен вагнеровского творчества с его идеей искусства "чистой", первородной Германии, фатально обернувшейся в ХХ веке в идеологию, в националистический культ. Многомерная фактура спектакля выстроена с захватывающим и ясным смыслом: так, беззаботный мир первого акта, где на сцене музейно копируется вагнеровская вилла Ванфрид с ее обитателями, включая вагнеровских ньюфаундленов, и гостями - тестем Ференцем Листом и дирижером еврейского происхождения Германом Леви, иронично обыгрывает эгоманию Вагнера и его шутки над Леви, саму вагнеровскую фантазию, когда на сцену выбегают костюмированные персонажи из средневекового Нюрнберга и множество Вагнеров и вагнерят в бархатных беретах. Этот далекий и трогательный мир в финале действия оборачивается картиной зала номер 600 Нюрнбергского Дворца юстиции, где по окончании Второй мировой войны проходил процесс над лидерами нацизма - образ будущего, к которому привела немецкую историю патетическая вагнеромания.

Развивая политический и антисемитский дискурс, Коски разыгрывает на сцене двойной сюжет, где сам Вагнер, его жена Козима, Лист и Леви становятся персонажами вагнеровской оперы. И шутки Вагнера над Леви оборачиваются во втором акте оперы в картину "погрома", который устраивают жители Нюрнберга писарю Сиксту Бекмессеру (он же - Леви). Апофеоз антисемисткого сюжета - карикатурный танец Бекмессера с огромной бутафорской головой из нацистского журнала "Штюрмер" и нависшее над сценой в финале второго действия гигантское надувное лицо озлобленного еврея. Мартин Гантнер оказывается менее характерным в образе Бекмессера-Леви, чем выступающий в другом составе в той же партии блистательный Йоханнес-Мартин Кренцле, но пунктирно все-таки смог воспроизвести жестикуляцию, аутсайдерство и движения фрейлехс, задуманые Коски для этой роли.

Надо заметить, что некоторые акценты спектакля сместились в этом сезоне, выдвинув более крупно тему "немецкого искусства", звучащую в хоровом финале "Майстерзингеров". Ироническая игра, где у Коски главный герой оперы Ганс Сакс в образе самого Вагнера произносит с трибуны речь в защиту немецкой культуры, рассуждая об опасности ее "загрязнения", а хор славит творца нового национального мифа, зазвучала еще рельефное - возможно, потому, что для сегодняшней Германии тема культурной идентичности звучит более актуально.

Музыкальная фактура спектакля за три года отшлифовалась до блеска и под руководством дирижера Филиппа Йордана достигла абсолютной ясности, звуковой оркестровой красоты, потрясающей координации оркестра и хора, проявившего, в свою очередь, чудеса мастерства: каждый артист хора существовал еще в активном актерском образе, усложненном гротеском. В мужских партиях в образе Вагнера и его персонажей вновь выступили Михаэль Фолле (башмачник Ганс Сакс), у которого эта роль имеет огромный художественный объем - вокальный, актерский, гуманистический, фокусирая на себе, по сути, все смыслы спектакля, а также Клаус Флориан Фогт - Вальтер фон Штольцинг, завороживший зал сиящими красками голоса в лирических сценах с Евой. Ее, а также Козиму Вагнер пела в этом сезоне Камилла Нилунд, удачно вписавшаяся в сложившийся музыкальный ансамбль. В партии Вейта Погнера, отца Евы (и Листа, отца Козимы) выступал великолепный Гюнтер Гройссбек, а лирического Давида обаятельно спел Даниэль Беле.

Финал у музыкантов прозвучал как апофеоз и квинтэссенция финальной речи Ганса Сакса о величии классической немецкой культуры, обращенной с трибуны в освещенный и переполненный публикой Байройтский зал. И это то, что зал хотел бы сегодня особенно услышать.

Справка "РГ"

Главным событием Байройтского фестиваля в 2020 году станет новая постановка "Кольца нибелунга" в версии молодого австрийского режиссера Валентина Блэка и дирижера Пиетари Инкенена. В афише также: "Тангейзер" (дирижер Аксель Кобер, Венера - Екатерина Губанова), "Лоэнгрин" (дирижеры Кристиан Тилеманн и Аксель Кобер), "Нюрнбергские майстерзингеры". На закрытии 30 августа прозвучит Девятая симфония Бетховена (дирижер Марек Яновский), единственная партитура, которую исполняют на Байройтском фестивале наряду с вагнеровскими операми. К слову, именно Девятой симфонией Вагнер дирижировал в Байройте на закладке первого камня Фестшпильхауса 22 мая 1872 года. С тех пор она звучала здесь шесть раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: