Воспитание как педагогический процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

По дисциплине: Основы олигофренопедагогики

Тема: Цель и задачи воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушениями интеллекта

Цель: рассмотреть особенности воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

Количество часов: 4

Дата: 31.03.2020, 31.03.2020

Содержание работы

1 .Теоретическая часть:

ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Воспитание – это целенаправленная, содержательная профес­сиональная деятельность педагога, способствующая максималь­ному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с ок­ружающей действительностью в различных ее проявлениях.

Воспитание как педагогическое понятие включает 3 основ­ных признака:

1. целеустремленность, направленность на какой-то социаль­но-культурный образец;

1. соответствие хода процесса воспитания социально-культур­ным ценностям;

2. наличие определенной системы организуемых влияний.

Воспита­ние как процесс должно быть направлено на достижение ребен­ком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведе­ние, осознавать свои отношения с миром.

Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность (человек) формируется, изменяется, совершенствуется.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитание при­надлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. Воспитание рас­сматривается как целенаправленная подготовка молодого челове­ка к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Такую миссию в стране выполняют учебные заведения различного уров­ня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профес­сиональные и высшие).

Воспитание относится и к психологической сфере, т.к. про­цесс воспитания направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир и с позиций психологи­ческого подхода взаимодействовать с ним.

И эту важную миссию выполняет педагогика в содружестве с психологией.

Взаимоотношение ребенка с миром опосредовано личными взаимоотношениями с педагогом. Оба эти субъекта неповторимы и уникальны. Педагог опытен и мудр, он определяет отношения, создает атмосферу доверия, регулирует общение, выстраивает педагогическую технологию.

Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, недостаточно развит, но имеет свое «внешнее» и внутреннее лицо, хочет по­нять педагога, иногда ему помочь, а иногда и сопротивляется воз­действию, если сомневается в искренности педагога.

Так постепенно выстраивается педагогическое руководство ста­новлением личности, которое осуществляется в форме субъект-объектного общения. Эта деятельность служит предпосылкой раз­вития очень важных личностных новообразований: нравственно­го, эстетического, гигиенического, трудового, физического, ин­теллектуального, психического.

Ценность общения заключается в том, что возникает Я двух субъектов. Я педагога проявляется различными эмоциональными реакциями, рассуждениями, отношением к ученику. Я ребенка выражается взглядом, улыбкой или молчанием, умением слушать первое Я, проявлять к нему любовь и даже ненависть. Часто школь­ник сопротивляется советам родителей, близких, мотивируя свое несогласие авторитетом учителя, воспитателя. И если учитель, вос­питатель подавляет Я ученика, он наносит непоправимый ущерб своему авторитету и воспитанию в целом. Если педагогу не удает­ся наладить общение с детьми, то вряд ли ему удастся правильно выстроить технологию воспитания.

Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т.е. доверия, сво­боды, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.

Так постепенно складываются цели воспитания, его задачи, принципы и методы.

2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Специальная (коррекционная) школа VIII вида готовит уча­щихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном ок­ружении. Процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.

Это достигается моделированием ситуаций, в которых умствен­но отсталый школьник мог бы самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к дея­тельности и окружающим. Г. М. Дульнев указывал, что включение ученика вспомогательной школы в различные ситуа­ции является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их успехи оцениваются, их автори­тет повышается.

Какие качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школь­ника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?

Прежде всего, сознательное отношение к труду интеллекту­альному, физическому, профессиональному; овладение трудовы­ми умениями и навыками, уважение к труду других; приобщение к общественно полезному производительному труду; формирова­ние жизненных планов; подготовка к выбору профессии.

Эти качества воспитываются в процессе трудового обучения и воспитания. Не менее важным является выработка у учащихся с нарушениями интеллекта мотивов познавательной деятельности, прилежного отношения к учению, преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится». Здесь на помощь приходит дефектолог-психолог, знающий особенности психофи­зического развития данной категории детей.

Особое внимание должно отводиться воспитанию нравствен­ности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважи­тельного отношения к окружающим, преодолению иждивенче­ства и эгоизма.

Накопление нравственных знаний составляет основу выработ­ки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственно­го поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной сис­теме нравственного просвещения осуществляются развитие и кор­рекция нравственных чувств. Нравственное просвещение учащих­ся проводится, начиная с младших классов, продолжается в средней и заканчи­вается в старшей школе, прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учителю, воспитателю удается в процессе просвещения убедить школьника в правоте предъявленных требований к пове­дению. Наличие интеллектуального дефекта существенно затруд­няет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Социальное и правовое поведение ученика специаль­ной (коррекционной) школы определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяс­нения взаимодействия биологической и культурной линий разви­тия, Л.С.Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нару­шение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются пе­дагогической коррекции.

Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллек­та гражданских качеств личности:

· понимания и соблюдения, основных прав и обязанностей граж­дан нашей страны;

· усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного права;

· понимания важности законов государства, своих прав и обя­занностей;

· осознания личной ответственности за свое поведение.

Вся система работы воспитателя строится таким образом, что­бы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, ак­тивным участником конкретного мероприятия с последующим ана­лизом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указы­вают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. Учащиеся стар­ших классов изучают предмет «Обществоведение», который зна­комит их с основными социально-правовыми категориями и по­нятиями.

Одним из важных направлений воспитательной работы долж­но быть формирование потребности заниматься физической куль­турой с целью физического совершенствования, укрепления здо­ровья и формирования навыков санитарно-гигиенической куль­туры. Этому направлению отводится достаточно большое внима­ние, оно реализуется на уроках физической культуры, в системе дополнительного образования.

Какие же особенности детей с нарушениями интеллекта необ­ходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализа­ции конкретных его направлений в частности?

1. Нарушения познавательного развития, затрудняющие правиль­ное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

2. Снижение способности к конкретизации обобщений, при­водящее к несогласованности слова и конкретной деятельности.

3. Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие са­мостоятельность, желание быть лучше, способствуют образова­нию и закреплению отрицательных привычек.

4. Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке.

5. Учащиеся коррекционной школы очень радостно реагируют на заслуженное поощрение,

6. Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушения­ми интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, свя­занные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

7. Также необходимо учитывать типологические и индивиду­альные проявления, осуществлять индивидуальный и дифферен­цированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Особенности школьников с нарушениями интеллекта влияют на воспитательный процесс, который, в свою очередь, тоже име­ет ряд объективных особенностей, которые сближают специаль­ную (коррекционную) школу VIII вида с общеобразовательной массовой школой.

Перечислим эти особенности:

· воспитание - это процесс эффективного взаимодействия

· воспитателей и воспитанников, направленный на достижение по­ставленных целей;

· воспитание - это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный ха­рактер;

· воспитательный процесс отличается динамичностью, вариа­тивностью, отдаленностью результатов от момента педагогичес­кого воспитательного воздействия;

· воспитательный процесс - процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

· процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспи­тателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к вос­питателю (обратная связь), в системе коррекционной школы вы­деляется еще комбинированная связь - от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем больше будет информации у воспитателя, причем объективной, тем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор вос­питательного воздействия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: