Оценка уровня конкуренции со стороны товаров-заменителей

ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Конкуренция является движущей силой рынка, а значит и всей экономики в целом. Именно она является своеобразным «фильтром рынка», пропускающим только жизнеспособных участников. Потребители, поставщики, новые игроки и товары-заменители – всё это конкуренты, в той или иной степени оказывающие влияние на отрасль.

На рисунке представлена модель пяти сил конкуренции, созданная Майклом Портером. Она наглядно демонстрирует то, как взаимодействуют между собой её части объединяясь в единый механизм – конкуренцию.

 

Рисунок 1-Модель М. Портера

Эти силы определяются конкуренцией отраслевых организаций, соперничающих между собой; влиянием организаций, производящих товары и услуги-заменители; новыми организациями, входящими в отрасль, а также поставщиками и покупателями (потребителями) товаров и услуг.

Далее рассмотрим каждую силу в отдельности.

Угроза появления товаров-заменителей

Наиболее влиятельная фирма определяет прибыльность всей отрасли в целом, а значит, имеет немалое значение в формировании стратегии. Но, какие бы ведущие позиции не занимала компания в отрасли, не защищенной от вторжения новых участников, она столкнется со снижением доходов в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих товаров-заменителей.

Товары-заменители (товары-субституты) сдерживают потенциал рынка с точки зрения роста цен. Часто товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в свою очередь снижает рентабельность компаний в условиях роста издержек производства и сырья. Игроки рынка будут обладать невысокой прибылью и ограниченным ростом до тех пор, пока не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей.

В самой истории мировой экономики немало примеров того, как компании, выпускавшие продукцию годами, не успевали вовремя заметить появления новых продуктов, полностью заменяющих их товары. Тогда такие компании были вынуждены уйти с рынка или прейти к производству другого продукта. В таких случаях борьба с товарами-заменителями становится вопросом первоочередной важности в стратегии компании.

Отдельно следует выделить виды товаров, представляющие особую угрозу для роста и прибыли компании:

· товары, обеспечивающие лучшее соотношение «цена–качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации стимулируют потребителя к переключению;

· товары, произведенные крупными, имеющими высокие прибыли игроками, которые имеют помимо основного еще один, менее прибыльный бизнес.

Один из самых эффективных методов борьбы с товарами-заменителями – это построение сильной торговой марки: четкая дифференциация товара и использование дополнительных преимуществ от потребителей данного товара. Технологические усовершенствования и борьба со стандартизацией, также помогают в противостоянии с товарами-субститутами.

Таблица 1

Оценка уровня конкуренции со стороны товаров-заменителей

   

Оценка параметра

   
   

3 балла                     2балла

1балл  
Параметр оценки Комментарий Существуют и занимают высокую долю на рынке Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала Не существуют  

Товары-заменители "цена-качество"

Товары-заменители, способные обеспечить более низкое качество по более низким ценам

Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию низкой ценовой значимости

 
Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей. Требуется вложение денежных средств в продвижение Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей Появление товаров- заменителей не опасно  

Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество по более низким ценам

Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию доброкачественности

 
Уровень угрозы со стороны товаров- заменителей очень высок Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей Появление товаров- заменителей стоит отслеживать  

Товары-заменители, способные обеспечить более высокое качество по более низким ценам

Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию повышенной ценностной значимости. Давление на производителей исходных товаров максимальное. В случае существования таких товаров-заменителей от компании требуется пересмотр существующей продуктовой политики и ценообразования

 
 
Происходит вытеснение исходного товара с рынка Происходит наращивание доли товара-заменителя на рынке Требуется отслеживания появления таких товаров-заменителей  

Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество но тем же ценам

Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию среднего уровня. Давление на производителей исходных товаров ощущается. Поэтому требуются дополнительные вложения денежных средств на продвижение, для удержания или увеличения существующей доли рынка

 
Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей Появление товаров- заменителей не критично  

Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество, но более высоким ценам

 

1. ≥5 баллов: низкий уровень угрозы

2. 6–9 баллов: средний уровень угрозы

3. 10–18 балла: высокий уровень угрозы входа новых игроков.

Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию завышенной цены

 
Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей. Требуется вложение денежных средств в продвижение Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей Появление товаров- заменителей не опасно  

 




double arrow
Сейчас читают про: