ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ
Конкуренция является движущей силой рынка, а значит и всей экономики в целом. Именно она является своеобразным «фильтром рынка», пропускающим только жизнеспособных участников. Потребители, поставщики, новые игроки и товары-заменители – всё это конкуренты, в той или иной степени оказывающие влияние на отрасль.
На рисунке представлена модель пяти сил конкуренции, созданная Майклом Портером. Она наглядно демонстрирует то, как взаимодействуют между собой её части объединяясь в единый механизм – конкуренцию. 
Рисунок 1-Модель М. Портера
Эти силы определяются конкуренцией отраслевых организаций, соперничающих между собой; влиянием организаций, производящих товары и услуги-заменители; новыми организациями, входящими в отрасль, а также поставщиками и покупателями (потребителями) товаров и услуг.
Далее рассмотрим каждую силу в отдельности.
Угроза появления товаров-заменителей
Наиболее влиятельная фирма определяет прибыльность всей отрасли в целом, а значит, имеет немалое значение в формировании стратегии. Но, какие бы ведущие позиции не занимала компания в отрасли, не защищенной от вторжения новых участников, она столкнется со снижением доходов в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих товаров-заменителей.
Товары-заменители (товары-субституты) сдерживают потенциал рынка с точки зрения роста цен. Часто товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в свою очередь снижает рентабельность компаний в условиях роста издержек производства и сырья. Игроки рынка будут обладать невысокой прибылью и ограниченным ростом до тех пор, пока не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей.
В самой истории мировой экономики немало примеров того, как компании, выпускавшие продукцию годами, не успевали вовремя заметить появления новых продуктов, полностью заменяющих их товары. Тогда такие компании были вынуждены уйти с рынка или прейти к производству другого продукта. В таких случаях борьба с товарами-заменителями становится вопросом первоочередной важности в стратегии компании.
Отдельно следует выделить виды товаров, представляющие особую угрозу для роста и прибыли компании:
· товары, обеспечивающие лучшее соотношение «цена–качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации стимулируют потребителя к переключению;
· товары, произведенные крупными, имеющими высокие прибыли игроками, которые имеют помимо основного еще один, менее прибыльный бизнес.
Один из самых эффективных методов борьбы с товарами-заменителями – это построение сильной торговой марки: четкая дифференциация товара и использование дополнительных преимуществ от потребителей данного товара. Технологические усовершенствования и борьба со стандартизацией, также помогают в противостоянии с товарами-субститутами.
Таблица 1
Оценка уровня конкуренции со стороны товаров-заменителей
| Оценка параметра | |||||
| 3 балла 2балла | 1балл | ||||
| Параметр оценки | Комментарий | Существуют и занимают высокую долю на рынке | Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала | Не существуют | |
| Товары-заменители "цена-качество" | Товары-заменители, способные обеспечить более низкое качество по более низким ценам | Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию низкой ценовой значимости | |||
| Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей. Требуется вложение денежных средств в продвижение | Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей | Появление товаров- заменителей не опасно | |||
| Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество по более низким ценам | Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию доброкачественности | ||||
| Уровень угрозы со стороны товаров- заменителей очень высок | Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей | Появление товаров- заменителей стоит отслеживать | |||
| Товары-заменители, способные обеспечить более высокое качество по более низким ценам | Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию повышенной ценностной значимости. Давление на производителей исходных товаров максимальное. В случае существования таких товаров-заменителей от компании требуется пересмотр существующей продуктовой политики и ценообразования | ||||
| Происходит вытеснение исходного товара с рынка | Происходит наращивание доли товара-заменителя на рынке | Требуется отслеживания появления таких товаров-заменителей | |||
| Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество но тем же ценам | Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию среднего уровня. Давление на производителей исходных товаров ощущается. Поэтому требуются дополнительные вложения денежных средств на продвижение, для удержания или увеличения существующей доли рынка | ||||
| Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей | Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей | Появление товаров- заменителей не критично | |||
| Товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество, но более высоким ценам
1. ≥5 баллов: низкий уровень угрозы 2. 6–9 баллов: средний уровень угрозы 3. 10–18 балла: высокий уровень угрозы входа новых игроков. | Компания, производящая товары-заменители, ведет стратегию завышенной цены | ||||
| Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей. Требуется вложение денежных средств в продвижение | Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей | Появление товаров- заменителей не опасно | |||






