Классификация систем. Системы электрического зажигания авиадвигателей предназначены для надежного воспламенения горючей смеси в камерах сгорания при их запуске. В зависимости от типа авиадвигателя, установленного на ЛА, применяют различные системы зажигания: индуктивные (высоковольтные и низковольтные), емкостные (высоковольтные и низковольтные), комбинированные и калильного зажигания. Основными параметрами индуктивных и комбинированных систем зажигания являются значения накопленной энергии, частота следования разрядов на свече и напряжение, развиваемое агрегатом зажигания, а для систем калильного зажигания - температура нагревательного элемента. В качестве одного из основных элементов системы зажигания применяют индукционную катушку.
Условия воспламенения топливных смесей в газотурбинных двигателях более тяжелые, чем в поршневых. Вследствие этого и наличия нагарообразования на свечах, а также работы при низких температурах система зажигания, применяемая на турбореактивных двигателях, должна обладать большим запасом энергии.
Система калильного действия оказалась ненадежной: высокие температуры нагрева вызывали усиленную эрозию спирали, отложение нагара и выгорание изоляции калильной свечи, что быстро выводило ее из строя. Кроме того, она требовала от первичных источников электрической энергии большой мощности.
Системы зажигания с пусковыми катушками просты по конструкции, имеют небольшую массу, но не обладают достаточной энергией искрового разряда из-за электромеханического прерывателя, а также чувствительности к отложению нагара на свече. Кроме того, они должны вырабатывать высокие напряжения, необходимые для пробоя воздушного промежутка (2 - 3 мм) искровых свечей.
Работа полупроводниковых свечей не зависит от давления в камерах сгорания и загрязнения их продуктами сгорания. Поэтому для систем зажигания с полупроводниковыми свечами требуется меньшее максимальное значение напряжения, чем для систем с искровыми свечами. Полупроводниковые свечи по сравнению с эрозионными менее чувствительны к нагарообразованию и значению шунтирующего сопротивления.
Эффективные значения токов пусковых катушек при индуктивной части разряда равны 40-80 мА, энергия разряда 50 мДж, средняя мощность 18-25 Вт. Разряды чередуются через определенный интервал времени. Энергия и мощность разряда уменьшаются с увеличением высоты, так как снижаются напряжение на разрядном промежутке и энергия емкостной части разряда. Разряд в системах зажигания с полупроводниковыми свечами характеризуется большими разрядными токами, достигающими тысячи ампер. Мгновенные значения мощности составляют около десяти тысяч ватт. Энергия одного импульса в разрядном промежутке равна нескольким джоулям. Этим системам присуща значительная длительность между соседними импульсами.
Энергия пусковых катушек, если их применяют с искровыми свечами, существенно уменьшается при падении давления. Этого недостатка не имеют системы зажигания со свечами поверхностного разряда. Эффективность каждой из рассматриваемых систем зажигания зависит не только от параметров разряда и разрядного промежутка, но и от конструкции воспламенителя, качества распыления топлива, давления топливной смеси в зоне разряда и других параметров.
На двигателях с непосредственным воспламенением рабочей смеси лучшие результаты дают системы с мощной емкостной частью разряда, а с воспламенителями — низковольтные системы с эрозионными свечами.
Широкое распространение низковольтных систем зажигания со свечами поверхностного разряда объясняется тем, что они имеют высокую энергию разряда и менее чувствительны к нагарообразованию. В отличие от этого высоковольтные системы зажигания с искровыми свечами не всегда обеспечивали, особенно при низких температурах, надежный запуск авиадвигателя, работающего на жидком топливе, поскольку температура воспламенения и горения жидкого топлива выше температуры его испарения.
Процесс испарения должен предшествовать воспламенению. Жидкое топливо не горит, горят его пары, смешанные с воздухом. В процессе распыления топлива и перемешивания его с воздухом топливо подготавливается к воспламенению. Тепловая энергия, выделяемая устройством зажигания, способствует испарению топлива. Чем мощнее устройство зажигания, тем надежнее воспламенение. При воспламенении сначала создается местный очаг пламени, который с большой скоростью распространяется по всему объему камеры сгорания. В системах зажигания топливо воспламеняет электрический разряд между электродами запальной свечи. В зависимости от характера разряда различают два вида свечей: искровые, у которых разряд происходит в зазоре между электродами свечи, и поверхностного разряда, где разряд идет по поверхности полупроводника (полупроводниковая свеча) или по металлизированной поверхности изолятора (эрозионная свеча).
Конструкция запальных свечей. Разряд искровой свечи показан на рис. 14.1, а.
Она имеет центральный 13 и два боковых 12 электрода, закрепленных в металлическом корпусе 8. Центральный электрод 13 с контактной головкой 5 находится внутри керамического изолятора 11. Подводящий провод и контактная головка изолированы от корпуса прокладкой 4 и керамической трубкой 3. На верхнем торце изоляционной прокладки и керамической трубки расположена изоляционная шайба 2, которая прижимается к прокладке с помощью кольца экрана 1. В нижней части свечи между корпусом и керамическим изолятором запрессована медная втулка 9, обеспечивающая необходимое уплотнение (для этой же цели служат наполнители 6, 7). Под фланец корпуса свечи для герметизации устанавливают кольцо 10.
Полупроводниковая свеча (рис. 14.1, б) состоит из металлического корпуса 1, керамического изолятора 6, в котором помещен проводящий стержень 7 с центральным электродом 9. Боковой электрод 8 выполнен в форме кольца. Между электродами расположен полупроводник 10, имеющий в поперечном сечении трапецеидальную форму. Между нижней частью копуса 1, полупроводником 10 и изолятором 6 стоит металлическое уплотнительное кольцо 11. У некоторых свечей полупроводниковый состав наносят тонким слоем на поверхность изолятора 6. Расстояние между электродами обычно 1-2 мм. Для изоляции провода, подводящего электроэнергию, служит изоляционная трубка 2,. закрепленная внутри корпуса свечи. Герметизация свечи обеспечивает гермоцемент 4, заполняющий промежуток между корпусом свечи, керамическим изолятором и втулкой 5. Шайба 3 обеспечивает надежный электрический контакт подводящего провода с электродом 9.
В металлическом корпусе эрозионной свечи (рис. 14.1, в) закреплен керамический изолятор 2. Электрическая энергия подводится к центральному электроду 9 через металлический стержень 7, разряд между которым и боковым электродом 8 происходит по поверхности кольцевого промежутка, образованного изолятором. Ширина кольцевой поверхности изолятора 0,8-1 мм. Герметизация свечи осуществляется медным кольцом 3 с прокладкой, керамической втулкой 4, наполнителем 5 и уплотнительной прокладкой 6.
Искровые процессы в свечах поверхностного разряда представляют собой вид разрядов, возникновение которых связано с тепловыми явлениями. Электрическая прочность промежутка, на котором происходит разряд, значительно ниже, чем в искровых свечах, что резко снижает напряжение, необходимое для пробоя промежутка.
В качестве полупроводника используют керамический материал на основе двуокиси титана (рутила), частично восстановленного нагревом в восстановленной среде. Чистая двуокись титана — диэлектрик, однако при нагреве в восстановительной среде она приобретает проводимость электронного типа при нормальных температурах и сравнительно низких электрических напряжениях. Двуокись титана имеет положительный температурный коэффициент теплопроводности и неодинаковую проводимость различных участков. При подключении полупроводника к источнику напряжения на его поверхности появляются узкие накальные нити, яркость которых с увеличением напряжения растет, и в конце концов происходит разряд, который делится на две стадии. На первой стадии происходят образование токопроводящего канала и нагрев его до температуры, при которой материал полупроводника начинает испаряться и ионизировать окружающий газ между электродами свечи. При этом одна часть подводимой энергии к разряднику расходуется на нагрев полупроводника, а другая (меньшая) часть рассеивается в окружающую среду. Первая стадия характеризуется сравнительно медленным нарастанием тока и является индуктивной.
Для второй стадии характерно более резкое нарастание тока на поверхности полупроводника, она является искровой и протекает в газовой среде, прилегающей к поверхности полупроводника. После появления проводящего канала образуется область с высокой температурой и пониженной плотностью - область с пониженной электрической прочностью. Напряжение разряда на поверхности полупроводника практически не зависит от давления окружающей среды. Основная особенность низковольтного разряда - более низкое (300-400 В) напряжение, необходимое для пробоя искрового зазора, в то время как для образования обычного искрового разряда при тех же условиях требуется 1000 В.