Способ управления стартером плавным уменьшением его потока широко применяют при запуске авиадвигателей от СТГ. При этом способе поток на втором этапе запуска двигателя плавно уменьшают. При этом возрастает угловая скорость и обеспечивается надежное сопровождение авиадвигателя до конца запуска. Уменьшение потока, как и при его ступенчатом изменении, должно начинаться при угловой скорости ω1, достаточно близкой ω01= U /(C Ф1). Если поток начать снижать слишком рано, угловая скорость может упасть, а не возрасти. Поток возбуждения стартера, начиная с угловой скорости ω1 уменьшают по такому закону, который при нарастании угловой скорости обеспечил бы постоянство противо-э.д.с. машины Е =СωФ=const. При соблюдении этого условия поток возбуждения должен изменяться обратно пропорционально угловой скорости привода Ф= Е /(С ω), а ток якоря в процессе регулирования изменением потока должен оставаться постоянным, т. е.
I А =(U- СωФ)/ R А= const.
Постоянство тока и противо-э.д.с. означает и постоянство электромагнитной мощности Р Э= ЕI А=const. Поскольку при I А = const электрические потери в якоре постоянны , а магнитные потери вследствие уменьшения потока при увеличении угловой скорости меняются незначительно, считают, что такой закон изменения потока обеспечивает и приблизительное постоянство потребляемой мощности:
,
где - механические потери.
При работе с постоянным потоком максимальная электромагнитная мощность стартера достигается при t 1=0,69 Т М, что соответствует угловой скорости ω≈0,5ω0. Диаграммы тока якоря, потока возбуждения и угловой скорости стартера (в о.е.) приведены на рис. 13.4,а.
При постоянном напряжении питания якоря и максимальном потоке возбуждения стартера Ф1=const система стартер - ротор ГТД разгоняется до угловой скорости ω1. Начиная с момента времени t 1, соответствующего угловой скорости ω1 поток возбуждения уменьшают таким образом, чтобы выполнялись условия Е = С ωФ=const и 1 А=const.
Поток на втором этапе запуска снижают от его форсированного значения Ф1до номинального значения, соответствующего угловой скорости ω2 в момент отключения стартера. Из условия постоянства противо-э.д.с. и тока якоря при работе на втором этапе запуска следует, что поток в функции от угловой скорости меняется по закону Ф(ω)=ФН(ω2/ω), где ω2 - конечная угловая скорость стартера; ω - текущее значение угловой скорости. Максимальное значение потока равно Ф1(ω)=ФН(ω2/ ω2).
Электроэнергия, потребляемая стартером при запуске, равна суммарной энергии, которую стартер потребляет на первом и втором этапах запуска:
.
Используя уравнение движения привода М - M С =J (dω/d t), выражая ток в виде
ia= [ J /(С Ф)](dω/d t), и учитывая, что U =Сω0ФПОТ, выражение для электроэнергии, израсходованной при запуске, записывают так:
.
Функция А Э = f (ω0)экстремума не имеет.
Запасенная системой в процессе разгона кинетическая энергия
.
К. п. д. запуска при этом способе управления определяют из соотношения:
. (13.3)
Так как на этапе регулирования потоком между значениями угловой скорости и потока должно выполняться соотношение ω2/ω1 = Ф1/Ф2, то выражение (13.3) переписывают в виде:
,
где - коэффициент форсировки потока.
Значение функции при коэффициентах формировки потока φ =2-3 возрастает довольно быстро, однако дальнейшее увеличение коэффициента форсировки (φ >3) не вызывает быстрого возрастания функции ψ (рис. 13.4, б). Поэтому в реальных системах запуска делают обычно φ =2.5-3. Поскольку ω2/ω1= 0,7, то . Полученная зависимость η = f (φ) позволяет выбрать значение φ, эффективно влияющее на к. п. д.
Время запуска определяют как сумму интервалов времени при работе на первом и втором этапах пуска t П= t 1+ t 2 -Значение t 1 определяют, используя выражение:
ω1= ω01 [1-eхр(- t 1 /T M)],
где ;
;
Время t 2запуска на втором этапе определяют из уравнения движения системы:
С I АФ =J (dω/d t), где Ф = ФН(ω2/ ω); I А = (U - С ω Ф/ R А) = const.
Используя законы изменения Ф и I А в уравнении движения привода с учетом того, что U= С ωоФн, получают
или ,
откуда
.
При φ = 2 к.п.д. запуска η = 0.56, время пуска t П= t 1+ t 2= 1,17 Т М.
Для плавного изменения потока возбуждения стартера применяют угольный регулятор тока РУТ-600. Основной рабочей обмоткой регулятора тока является его последовательная (токовая) обмотка w П (рис. 13.5, а), по которой проходит весь ток якоря стартера. В отличие от регулятора напряжения электромагнитная сила F П последовательной обмотки сжимает угольный столб, а реакция пружины F ПР ослабляет сжатие. Управляющая обмотка w У служит для постройки регулятора на нужное значение тока якоря стартера; ее электромагнитная сила F, тоже сжимает угольный столб. Когда регулятор включен, любое отклонение тока якоря СТГ от значения, установленного при настройке, приводит к изменению силы F П. В результате изменяются сжатие угольного столба и его сопротивление R УС, ток возбуждения СТГ и его противо-э.д.с. Е = С ωФ. Плотность и значение приращения противо-э.д.с. таковы, что их воздействие устраняет отклонение тока (с определенной статической ошибкой) от его значения, установленного при настройке. В системе запуска с плавным изменением потока возбуждения возможно возникновение неустойчивого режима вследствие особенностей параметров регулятора. Точность стабилизации тока в первую очередь определяется чувствительностью регулятора и цепи возбуждения, которую характеризуют коэффициенты передачи электромагнита к ЭМ = (дF Э /дi p)0, угольного столба К УС=(дК УС /д δ)0регулятора и К В=(дi В /дR УС)0обмотки возбуждения (здесь i Р= i А+ w У i У/ w П - суммарный ток электромагнита регулятора; δ - воздушный зазор).
С увеличением чувствительности регулирование приближается к астатическому, но уменьшается запас устойчивости системы. Учитывая, что характеристики реальных угольных регуляторов (рис. 13.5, б) близки к астатическим, не исключена опасность неустойчивой работы. Для повышения устойчивости в регулятор тока вводят ОСС по току возбуждения СТГ, используя специальную обмотку стабилизации w CT, включенную на падение напряжения на обмотке возбуждения. Сила электромагнита F Э= F П+ F У- F СТ.