Экологическое право Великобритании

 

В настоящее время в Великобритании существует массивный свод законов и иных правовых актов в области охраны окружающей среды. В качестве основных среди них можно рассмотреть следующие:

1. Закон об охране окружающей среды 1990 года;

2. Закон о городском планировании 1990 года;

3. Закон о планировании 2008 года;

4. Правила выдачи экологических разрешений (Англия и Уэльс) 2016 года;

5. Правила по предотвращению и ликвидации экологического ущерба 2015 года;

6. Закон о водных ресурсах 1991 года.

Ключевые меры защиты флоры и фауны на уровне ЕС исходят из директивы по местообитаниям (директива 92/34 / EEC) и директивы по птицам (директива 2009/147/EC), которые часто в совокупности называются директивами Natura. Эти директивы требуют принятия мер по защите определенных местообитаний, видов и диких птиц европейского значения. Любой план или проект, который может оказать значительное воздействие на охраняемый объект, должен быть оценен, и если план или проект получает отрицательную оценку и не имеет альтернативного решения, может быть осуществлен только в том случае, если это делается по "настоятельным причинам, имеющим первостепенное значение для общественных интересов". Директивы Natura реализуются с помощью нескольких правил Великобритании, в частности правил сохранения мест обитания морских и иных видов 2017 года.

Существуют также национальные обозначения для охраны природы, такие как объекты особого научного интереса. В соответствии с Законом о дикой природе и сельской местности 1981 года, данный статус может быть присвоен в связи с присутствующей флорой или фауной, геологическим составом или физиографией местности. В подобных местностях регламентированы разрешенные виды деятельности. Другие формы охраны флоры и фауны представляют собой, например, создание национальных природных заповедников или местных природных заповедников.

Соединенное Королевство ратифицировало несколько международных договоров, касающихся охраны биоразнообразия, и определило охраняемые районы или дополнительные законодательные меры защиты в соответствии с этими международными режимами, что нашло своё отражение, в частности, в разделе 40 Закона о природной среде и сельских общинах 2006 года, в котором государственные органы обязаны учитывать цель сохранения биологического разнообразия в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 года в той мере, в какой это соответствует надлежащему осуществлению их функций.

Многие экологические правонарушения представляют собой преступления, за совершение которых предусмотрена достаточно  серьёзная ответственность. Причём в таких случаях ответственность не всегда основывается на вине или умысле, поскольку в некоторых законодательных актах ответственность за ущерб окружающей среде возлагается на лицо, которое "причиняет или сознательно допускает" ущерб. Ответственность также может быть возложена на землевладельцев или арендаторов независимо от того, причинили ли они или допустили действия, причинившие ущерб.

Осуществление деятельности без наличия социализированного разрешения, включая несоблюдение условий данного разрешения также влечет за собой уголовную ответственность, которая может быть заменена уведомлением о принудительном исполнении или приостановлении деятельности, нарушение которых также будет расцениваться как преступление.

Правила по предотвращению и восстановлению экологического ущерба 2015 года в Англии и Уэльсе предусматривают ответственность за более серьезный экологический ущерб. Положения об экологической ответственности предусматривают уголовную ответственность, а также наделяют регулирующие органы полномочиями требовать от соответствующего оператора принятия немедленных превентивных мер, сообщения о неминуемой угрозе регулирующим органам и принятия мер по исправлению положения.

Режим причинения вреда по общему правилуу предусматривает гражданско-правовые основания для возбуждения дела в случаях причинения публичного и частного вреда. Частные правонарушения возникают из-за того, что человек осуществляет какую-либо деятельность или использует находящуюся в собственности землю образом, посягающим на права собственности соседей. Истец может требовать компенсации за фактический физический ущерб или утрату права пользования своим имуществом в той мере, в какой этот ущерб был разумно предсказуем. Общественное беспокойство возникает из-за действий, которые ставит под угрозу или препятствует обществу в осуществлении или пользовании общими правами, например, препятствие на дороге. Публичные правонарушения, тем не менее, встречаются достаточно редко, поскольку находятся более простые и эффективные средства правовой защиты.

Подводя итог, можно сказать, что, учитывая особенности предыдущего формирования законодательной базы Великобритании, ввиду её нахождения в составе ЕС, отложило свой отпечаток на всей системе английского права, включая экологическое.

Общий подход закона о выходе Великобритании из ЕС заключается в сохранении законов ЕС, применимых в Великобритании в день выхода, с предоставлением правительственным министрам полномочий вносить поправки для обеспечения "работоспособности" и удалять или изменять ссылки на законодательство или институты ЕС. Дальнейший же вектор развития экологического законодательства будет выбираться страной уже самостоятельно, без оглядки на Европейский союз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: