Подходы (активно обсуждаются последние 20 лет):
1) отдельная наука и учебная дисциплина
2) самостоятельная отрасль права
3) подотрасль международного публичного права и международного экономического права
Формирование мировой финансовой системы:
- 1867 – 1922 гг. Парижская валютная система. Несколько крупных государств договорились о том, что к каждой единице национальной валюты будет привязано конкретное количество золота. Сформировалась система золотого стандарта. Это позволило обеспечивать платёжные балансы государств. Государство-должник должно было покрывать свои долги государству-кредитору золотом по окончании каждого года. Со временем рост торговли привёл к дефициту золота.
- 1922 – 1944 гг. Генуэзская конференция. Система золотодевизного стандарта. Помимо золота, национальная валюта может обеспечиваться ценными бумагами государства. Изначально Россия (советская страна, СССР) была открытой экономикой. В СССР пошли большие финансовые потоки из США (на промышленность и сельское хозяйство). Однако со временем было принято решение национализировать все предприятия. Постепенно Россия стала закрываться от всех иностранных товаров и инвестиций, сохраняя свои позиции только на военном рынке.
- 1944 – 1976 гг. Бреттон-Вудская система. Было решено отказаться от привязки всех национальных валют к золоту (кроме американского доллара). 35$ были обеспечены 31,1 г золота. Остальные национальные валюты было решено привязать к американскому доллару. США могли «включать печатный станок» в любое время в целях обеспечения собственного торгового баланса, не думая об обеспеченности долларов золотом и возможном последующем расчёте по обязательствам. 1971 г. – требование Франции о погашении ей долга именно золотом. Все доллары, бывшие на территории Франции, были отправлены в США. США отказались это делать, что не понравилось Франции и всем остальным европейским странам (в т.ч. Германии). США не выполнили (и не собирались выполнять) никаких своих обязательств =>
- 1976 – 2008 гг. Ямайская валютная система. Ликвидирована привязка доллара к золоту. Государства имели право свободно выбирать валюту, по отношению к которой они будут устанавливать курс своей национальной валюты. Введение искусственной валютной единицы – SDR. Таким образом, у всех государств в мире появилась возможность самостоятельного определения своей валютной политики.
- 2008 – н.в. Глобальный финансовый (впоследствии – и экономический) кризис. Единая валюта евро так и не смогла составить конкуренцию американскому доллару. Альтернативы: свободная валютная политика государств или формирование новой международной (глобальной) денежной единицы. SDR, по сути, защищают интересы США. У США больше всего SDR. Наибольшее количество SDR даёт наибольшее количество голосов при принятии решений в рамках МВФ.
Договоры о МВФ и МБРР действуют с 1946 г. (заключены в 1944 г.) СССР подписывал эти договоры, но не ратифицировал их, чтобы не терять независимость. Россия – член МВФ лишь с 1992 г.
В 1992 г. Россия получила 4 млрд. SDR (3% всех SDR); сейчас их 6 млрд. (но всё же, это так же около 3%). В рамках МВФ США могут влиять на абсолютно любое решение. Все государства получают по 250 базисных голосов при вступлении в МВФ. Дополнительный голос предоставляется в том случае, если государство увеличивает свою долю SDR (100 000 SDR).
Участники МВФ имеют право:
- получать кредиты
- финансировать деятельность самого МВФ
За каждое дополнительное финансирование МВФ на 400 000 SDR государство получает ещё один дополнительный голос. Исходя из этих голосов, и принимаются решения.
Структура МВФ:
1. Высший орган – административный совет (совет управляющих). Туда входят представители всех государств-членов МВФ. Сейчас их 188 (развитых и развивающихся государств). Совет управляющих:
-принимает новых членов и исключает из членов МВФ;
-приостанавливает членство в МВФ;
-принимает решение об увеличении или уменьшении уставного капитала МВФ;
-разрешение споров при толковании договора о МВФ (исключительная компетенция).
2. Исполнительный орган – исполнительный совет МВФ. В его состав входят 40 директоров. Они осуществляют свои полномочия на постоянной или временной основе. Постоянный директор – лицо, назначенное в исполнительный совет сроком на 2 года от определённой географической территории (самостоятельные территории – США, Россия и Китай; ни с кем не объединяются). Заседания проводятся по мере необходимости (несколько раз в неделю). Вопросы:
-наблюдение за механизмом формирования валютных курсов;
-принятие решения о предоставлении финансовых средств государствам-членам МВФ.
3. Консультативный совет – международный валютно-финансовый комитет. В его состав входят министры финансов всех государств-членов МВФ.
-предлагает поправки в договор о МВФ.
МБРР (Международный Банк Реконструкции и Развития - обслуживает деятельность МВФ; создан параллельно с ним).
Кредиты МВФ сопровождаются определёнными требованиями нефинансового характера. Кредиты МВФ зачастую приводят к распаду или упразднению государств. К примеру, Чехословакия и Югославия распались по схожей схеме (запрет развития сельского хозяйства, замораживание заработных плат, допуск иностранных инвесторов на свои рынки).
Начиная с 1992 г., МВФ полностью принимал участие в разработке экономического законодательства РФ. Должны были быть приняты законы, предусматривающие дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. РФ должна была принять меры по недопустимости объединения стран бывшего СССР. Определённое время (до 2000-х гг.) РФ полностью выполняла эти обязательства. Открывались рынки для иностранных инвесторов, практически не поддерживались собственные производители. Как следствие, упадок экономики. 1997 г. – создание государственной структуры, направленной на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём. Принятие мер по борьбе с коррупцией. В настоящий момент в РФ закон о лоббизме не принимается, в том числе и потому, что возможно усиление нежелательного влияния внешних сил (МВФ, США и т.п.).
В настоящий момент между Россией, Белоруссией и Казахстаном ведутся переговоры о введении единой валюты на территории Таможенного союза, что позволит противостоять американскому доллару. США, естественно, пытаются этому противодействовать.
Правила функционирования МВФ:
Договор о МВФ
Решения и постановления совета управляющих и исполнительного совета
«Кодекс хорошей практики налоговой прозрачности» => государства должны соответствующим образом поменять свои налоговые системы. Принципы: унификация, упрощение налогового администрирования и сокращение контроля над уплатой налогов.
1999 г. – декларация принципов и прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики. Каждое государство-член МВФ обязано обеспечить прозрачность и гласность бюджетного процесса на всех стадиях. Формирование сводных данных по бюджету (доступных в электронной форме) – одна из текущих задач в РФ.
Виды соглашений, заключаемые МВФ:
1) соглашение о расширенном финансировании. Денежные средства предоставляются для покрытия дефицита платёжного баланса.
2) соглашение о дополнительном финансировании. Дополнение к ранее выданным кредитам.
3) компенсационное соглашение. Компенсация временных потерь развивающихся стран.
МВФ выполняет судебную и законодательную квази-функции. МВФ, по сути, превращается в мировое министерство финансов.
В МВФ сейчас формируются два направления противоборства интересов:
1) интересы США и европейских стран (доллар vs. евро);
2) развивающиеся страны vs. развитые страны (развитые страны, предоставляя кредиты, одновременно могут оказывать влияние на внутренние дела развивающихся стран)/
1979 г. – принципы выдвижения хозяйственно-политических условий при предоставлении кредитов.
Тенденции современного развития мировой финансовой системы:
ü Формирование единой глобальной валюты планетарного масштаба
ü Создание международного суда по делам о несостоятельности стран (сейчас эту функцию выполняет МВФ)
ð страны-банкроты попадут под полное влияние стран, у которых нет дефицитов платёжных балансов => изменение политических обстоятельств; размывание границ
В рамках МБРР действуют (на правах филиалов) три международные организации:
1) международная финансовая корпорация (создана в 1955 г.). Срок кредитов – 12 лет.
2) международная ассоциация развития. Срок кредитов - 35 – 50 лет.
3) многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. ТНК страхуют в ней свои интересы. Пример: резервы «CITI-банка» застрахованы в МАГИ на случай неплатёжеспособности своих клиентов в РФ. МАГИ будет требовать в качестве регресса с РФ те средства, которые она (МАГИ) предоставила «CITI-банку».
- FATF
- Особенности функционирования международных региональных банков. Примеры: Азиатский банк, Исламский банк развития. Они функционируют только на тех принципах, которые характерны для данного региона.
- Сеульская конвенция 1985 г. «О гарантиях инвестиций».
Международное трудовое право. Отрасль международного права, регулирующая отношения в сфере труда на международном уровне. Одна из отраслей международного права, которая тесно связана с национальным законодательством.
Предмет – отношения, возникающие между государствами и иными субъектами права в сфере труда. Эти отношения не дуалистичны, а носят тройственный характер (трипартичные отношения): государство, работодатель и работник.
Особенность законодательства – сосредоточение на нескольких ключевых направлениях:
1) занятость
2) надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства
3) профессиональная переподготовка
Особенность источников – наличие международных соглашений, деклараций и т.д., но и очень широкая национальная законодательная база.
Специфический источник международного трудового права – коллективный договор (акт внутреннего регулирования; локальный). Коллективный договор закрепляет дополнительные соглашения, по сравнению с тем, что представляется законодательством. Обычно стороны этого договора: профсоюз и представитель работодателя. Тенденция – ухудшение условий коллективных договоров для работников.
В разных странах коллективные договоры имеют разную силу. В России она невелика. В Швеции коллективные договоры заменяют б о льшую часть трудового законодательства. В Великобритании условия коллективного договора носят обязательный характер только в случае, если это прямо указано (похоже на российские условия). В США коллективные договоры заключаются только для предоставления дополнительных гарантий работникам.
Ещё один специфический источник - корпоративные акты многонациональных корпораций (кодексы корпоративной этики). Причина – возрастающее влияние корпораций. Такие акты регулируют пробелы в трудовых законах одинаково для всех работников во всех странах. Впервые подобные акты появились в 1970-х гг. По содержанию кодексы корпоративной этики примерно на 20% цитируют международные правовые нормы (акты международной организации труда): обеспечение безопасных и здоровых условий труда, справедливая практика найма (исключающая детский принудительный труд, а также дискриминацию по любому основанию), ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение законодательства страны, поддержание корпоративной культуры.
Правительством США сформулированы специальные модели принципов ведения бизнеса. Понятие «хорошая практика ведения бизнеса». Пример - кодекс «Levi Straus» (как должна себя вести российская компания, желающая сотрудничать/быть представителем этой компании):
2. выполнение юридических требований (соблюдение законодательства США и законодательства РФ; особо важно – налоговое законодательство и законодательство о предпринимательской деятельности)
3. соблюдение норм экологии
4. вовлечение местного населения
5. стандарты труда
6. запрет детского труда (не младше 15 лет)
7. компания не приобретает товаров, произведённых с использованием принудительного труда или труда заключённых
8. дисциплинарная практика (компания не будет работать с организациями, допускающими физическое или моральное принуждение)
9. рабочее время (заимствовано из документов МОТ: 1919 г. – 48 часов работы в неделю, по 8 часов в день; 1935 г. – 40 часов работы в неделю, по 8 часов в день)
10. заработная плата и иные выплаты (минимальный размер оплаты труда, позволяющий удовлетворять базовые потребности одного лица)
11. свобода объединения
12. запрет дискриминации
13. охрана труда (каждый работодатель обязан обеспечивать работникам безопасные и здоровые условия труда); минимум – предоставление тех средств, которые необходимы для выполнения прямых обязанностей
МОТ. Сформирована в 1919 г. (принят устав). СССР изначально туда не входил, т.к. там противопоставлялись интересы капиталистического работодателя и работника. В 1934 г. СССР присоединился к МОТ. 1939 г. – исключение СССР из МОТ в связи с агрессией против Финляндии. В 1954 г. СССР вновь был принят в МОТ.
Сейчас в МОТ 183 члена. По 4 представителя от страны (2 – от правительства; 1 – от организаций профсоюзов; 1 – от предпринимательского сообщества). Каждый представитель может иметь советника по каждому из вопросов, выносимых на повестку дня конференции МОТ.
Процедуры:
1. порядок принятия конвенции, протокола или рекомендации. Закреплён в Уставе МОТ 1919 г. (пересмотрен в 1970-х гг.) и в регламенте международной конференции труда. Занимает порядка 40 месяцев. Предусматривает однократное (как правило, протокол) или двукратное обсуждение (как правило, конвенция, рекомендация). Принятие решения осуществляется квалифицированным большинством (2/3 голосов). Конференция считается состоявшейся, если не менее 2/3 присутствующих государств не возражают против рассмотрения вопроса. Работу по подготовке конференций ведёт международное бюро труда. Оно готовит доклад о законодательстве, вопросники для каждого государства (ответ на них должен даваться в течение 7 месяцев), обрабатывает вопросники, готовит новый доклад (представляет его за 4 месяца до начала сессии конференции). Этот доклад непосредственно рассматривается на конференции. Вносятся поправки. После этого готовится акт, который рассылается правительствам на утверждение. Затем проходит повторное рассмотрение и голосование. Публикация на английском, французском и испанском языках.
Международное энергетическое право. Молодая отрасль. Только формируется. Наиболее острые проблемы сотрудничества получили развитие в 1970-х гг. Ранее вопросы энергетического сотрудничества тоже обсуждались, но в условиях восстановления экономик после Второй Мировой войны не стояли столь остро. Проблемы возникли в связи с ростом и развитием экономик, а также с ростом населения. С одной стороны, появилась необходимость перехода на возобновляемые источники энергии, а с другой стороны, - экономия невозобновляемых источников энергии.
В 1960 г. была создана ОПЕК. Сейчас туда входят 12 стран (как и изначально). РФ с 1998 г. – наблюдатель. Это позволяет оказывать влияние на формирование цен на нефть на международном рынке. Цена на нефть, формируемая в рамках ОПЕК, называется корзиной ОПЕК (рассчитывается как среднее арифметическое цен в странах-экспортёрах нефти).
В 1970-х гг. страны ОПЕК сначала подняли цены на нефть на 70%, позже – на 128%. При этом была сокращена добыча нефти. Случилось т.н. «арабское эмбарго», произошёл обвал рынка.
Страны ОПЕК договариваются не только о ценах, но и об объёмах добычи. Самая большая квота у Саудовской Аравии.
В 1974 г. было создано международное энергетическое агентство (по предложению США). Сейчас туда входят 28 стран. Цель агентства – перевод всего мира на добычу энергии из возобновляемых источников. Это, по сути, организация-противовес ОПЕК.
Существуют и региональные международные организации. К примеру, межправительственный совет по нефти и газу, созданный странами СНГ и ЕВРАЗЭС в 1993 г. Определение цен на нефть, определение цен на транзит нефти и газа. Данный совет был создан на базе бывшего СССР для сохранения устоявшихся региональных связей. Изначально туда входило 11 стран; в 1995 г. присоединилась Хорватия. Данный совет открыт для вступления и других стран, желающих участвовать. Украина вышла из этого совета в 2002 г.
Организация энергетического сотрудничества стран Балтийского региона. Туда входят страны с выходом к Балтийскому морю и способные добывать нефть с шельфа Балтийского моря. Организация, в том числе, занимается вопросами обеспечения экологической безопасности Балтийского моря и соблюдения баланса интересов государств Балтийского моря.
Организация арабских стран-экспортёров нефти (ОАПЕК). Создана на базе ОПЕК (без включения Венесуэлы).
2008 г. – договор России и ЮНЕСКО о создании в России международного центра устойчивого энергетического развития. Цель центра – проведение научно-исследовательских работ в сфере энергетики. Устойчивое энергетическое развитие – такое энергетическое развитие, которое не вредит экологии. Научно-исследовательские работы направлены на создание энергосберегающих технологий и на развитие возобновляемых источников энергии.
Существуют и неправительственные организации. Самая старая организация (с 1923 г.) – мировой энергетический совет (MIRAS). Был создан по инициативе Великобритании. Штаб-квартира – Лондон. Организация занимается глобальными проблемами энергетики. На повестке дня – авария на Фукусиме (проблема атомной энергетики) и использование сланцевого газа как источника энергии.
Международная ассоциация нефте- и газопроизводителей. Возникла в 1974 г. Участниками этой организации являются нефте- и газодобывающие компании разных странах. Есть требования к членам (высокая планка по количеству добычи и по уровню доходности). Туда входят BP, несколько американских компаний.
Сферы, которые охватывает международное энергетическое право:
1) сфера энергетических ресурсов
2) сфера энергетической безопасности (начала развиваться после активного распространения атомной энергетики)
3) сфера энергетической эффективности (защита окружающей среды и человека)
4) сфера энергетических рынков
Особенность отношений – тенденция перехода мирового энергетического права из сферы собственно правовой в сферу политическую, наращивание влияния за счёт обладания энергетическим потенциалом.
Международное энергетическое право - система принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере энергетики.
Предмет регулирования является сложным:
- отношения, возникающие в сфере разведки, изучения и разработки месторождений угля (лидер – Китай), газа (Россия) и нефти (ОАЭ)
- совместное строительство инфраструктуры
- совместная эксплуатация энергоотраслевой инфраструктуры
- поставка и транзит углеводорода
- торгово-экономическое сотрудничество в сфере энергетики
- по видам энергетических рынков
- возобновляемые ресурсы
- экологическая безопасность
1991 г. – принятие Европейской энергетической хартии; 1994 г. – договор к энергетической хартии; позже – ещё транзитный протокол => касаются, в основном, стран-экспортёров; по сути, защищают ЕС от России. Договорённости действуют с 1998 г.; но РФ в эти соглашения до сих пор не вступила, хотя принимала участие в разработке хартии и транзитного протокола.
Принципы международного энергетического права:
1) государственный суверенитет над национальными ресурсами;
2) рациональное использование энергетических ресурсов;
3) соблюдение режима терминологического единообразия;
4) взаимная ответственность стран-потребителей и поставщиков энергоресурсов;
5) обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам;
6) обеспечение физической безопасности энергетической инфраструктуры.
2009 г. – директива ЕС по возобновляемой энергетике. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Штаб-квартира – в Боне (Германия). Устав вступил в действие в 2010 г. РФ не входит в это агентство. У России есть своя стратегия (до 2030 г.), принятая так же в 2009 г. Предполагается переход на энергосберегающие и энергоэффективные технологии.
К 2020 г. США должны добиться 20 – 25% (задействования возобновляемых ресурсов в экономике); Китай уже с такими показателями. Россия к 2020 г. – только 4 – 5%.
Киотский протокол. 1997 г. Борьба с изменениями климата (глобальные вопросы). Сокращение выброса углекислого газа к 2020 г. на 20%, то же и для потребляемой энергии.
Проанализировать отношения разных стран между собой в сфере энергетики (политический и правовой аспекты).
Изучить документы в сфере международной водной энергетики и в сфере атомной энергетики.