Движение цвета в пространстве (теория В. Кандинского)

При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В. Кандинского "Язык красок", где автор исследует движение и равновесие цветов на примере четырех пар цветовых контрастов.

Кандинский считает, что в жизни цветов существует два типа контрастов: холод или тепло цвета определяет его склонность к светлому или темному.

 

Рис.34

 

Рассмотрим первую пару цветовых контрастов (рис. 34).

1. Желтый и синий (два основных цвета в системе Цветов).

Теплота и холод краски — это ее склонность к желтому или синему. Движение цветов происходит в горизонтальном направлении; при теплой краске — к зрителю, при холодной — удаление от него.

Движение теплого и холодного усиливается, если добавить контраст светлого и темного (рис. 35). Движение желтого возрастет с осветлением, синего — с затемнением. Желтый цвет настолько тяготеет к светлому, что вообще не может быть очень темным, синий же, наоборот, может получить такую глубину, что будет граничить с черным. Это первый тип движения теплого и холодного, но существует еще и движение второго ряда.

Рассмотрим два круга одинаковой величины: синий и желтый.

Желтый круг, излучающий, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку — Эксцентрическое движение (от центра). Синий круг получает концентрическое движение, как бы заползает внутрь и удаляется от человека. Если к желтому добавить синий, сделав его более холодным, появляется зеленоватый опенок, и оба движения — горизонтальное и эксцентрическое — сразу замедляются, синий как бы тормозит движение желтого, а при дальнейшем добавлении его эти противоположные движения уничтожаются и возникает полная недвижимость — зеленый цвет (рис. 36).

То же происходит и с белым, если в него добавить черный — возникает серый цвет —по тону близко стоящий к зеленому, но в зеленом есть возможность жизни, которой нет в сером, так как он состоит из красок, не имеющих активной движущей силы.

Говоря о цветовых контрастах, необходимо рассмотреть еще один их вид — контраст светлого и темного.

 

Рис.35

 

 

Рис.36

 

 

Рис.37

 

Белый действует на зрителя как "великое безмолвие", но полное возможностей. Черный цвет звучит как нечто лишенное возможностей, внешне — беззвучная краска, на фоне которой всякая другая, даже малозвучная, становится сильнее, активнее, чем она есть на самом деле. На фоне же белого другие краски утрачивают чистоту звучания. Равновесие между контрастными белым и черным достигается механическим смешением, когда образуется серый цвет, беззвучный, неподвижный, но полный возможностей. Подобный серый возникает и при смешении красного и зеленого — пассивности и деятельности (рис. 37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: