Характеристика процесса обучения русскому языку в начальной школе

Введение

Дар слова – это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.

В современном мире успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой для них ситуации. Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успехи в речевом развитии определяют и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимостью в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявления которого образуют грамматический строй речи, состоящий из его единиц. Важнейшей единицей является слово.

Формирование личности, активное развитие ее речевой деятельности начинается в младшей школе. Именно на этом этапе на основе логопедического и психолого-педагогического обследования детей учитель начальных классов получает данные об уровне сформированности устной и письменной речи у ребенка, о степени его интеллектуального и речевого развития.

Полученные данные становятся основой для разработки лексических упражнений для младших школьников, благодаря которым происходит обогащение их словарного запаса через систему устных и письменных заданий, развивается внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывается потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи.

Эффективным средством развития монологической речи у младших школьников являются лексические упражнения. Они направлены на то, чтобы учащиеся не только понимали значение и знали правописание изучаемого нового словарного слова, но и однокоренных ему слов, а также могли использовать это слово в соответствующем ему значении.

Исследователи детской речи отмечают, что словарь учащихся
начальных классов беден. Их речь еще изобилует недочетами
произношения, ошибками в грамматической структуре; состав речи детей
ограничен бытовыми, обиходными словами, не всегда адекватно выражает их мысли и отражает явления действительности.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

Однако, несмотря на это, лексико-семантической работе в школе
уделяется недостаточно внимания, нередко она носит случайный,
эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и
выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что учителями начальных классов в настоящее время лексические упражнения используются недостаточно часто, в связи, с чем речь учащихся формируется медленнее, чем это должно быть.

Тема исследования: «Лексические упражнения на уроках русского языка в начальной школе»

Цель исследования: выявить эффективность применения лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования: использование лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза: эффективность урока русского языка в начальной школе повысится, если использовать лексические упражнения.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать литературу по педагогике, психологии и методике обучения русскому языку в начальной школе по теме исследования.

2. Охарактеризовать процесс обучения русскому языку в начальной школе.

3. Выявить эффективность применения лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе.

4. Разработать конспект урока русского языка с использованием лексических упражнений.

Методы исследования:

1. Теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации  по теме исследования)

2.       Эмпирические методы (анализ педагогической документации).








Глава I. Теоретические основы использования лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе

Характеристика процесса обучения русскому языку в начальной школе

Школа сегодня стремительно меняется, подстраиваясь под современные требования. Главное изменение, влияющее на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития общества. А значит, школа должна готовить своих учеников к меняющимся условиям окружающей действительности. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать активным участником образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Русский язык как предмет в системе начального образования безусловно играет ведущую роль и является фундаментом для обучения другим предметам, потому как именно на русском языке закладываются основы мироощущения и миропонимания.

Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском

языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, «средством изучения всех остальных предметов». От уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными дисциплинами.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В соответствии с ФГОС НОО второго поколения в примерных программах по русскому языку выделяются следующие цели и задачи изучения данного предмета:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

Задачи изучения курса «Русский язык» выделяются следующие:

1) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

 2) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык», которые должны освоить младшие школьники, в процессе обучения представлены как: система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис; орфография и синтаксис; развитие речи.

В соответствии с ФГОС ООО второго поколения, в новых программах по русскому языку для начальной школы указывается не только содержание программного материала, но и дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Выделяют следующие универсальные учебные действия, формирующиеся у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

 На уроке русского языка может быть поставлена только одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.

 Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

В настоящее время в современных школах существует множество различных систем обучения. Но не каждое из них предполагает сотрудничество и взаимодействие учителя с учащимися. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Но сохранение традиционного урока, традиционной классно - урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение профессии учителя. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Прочные позиции занимает развивающее обучение. Развивающее обучение предполагает вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Целью развивающего обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Конечная цель технологии состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения, т. е. хотеть, любить и учиться.

Русский язык как предмет первоначального обучения представляет собою первую ступень. Именно здесь начинается обучение учащихся основам грамматики и ее применению в устной и письменной речи. Известно, что в грамматике изучаются четыре раздела: фонетика, морфология, синтаксис и орфография; освоение каждого из них начинает практически подготавливаться уже в первом классе и заканчивается в одном из старших классов.

Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании учебников и учебных пособий по русскому языку. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта. Приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности учащегося. Не все рождаются творческими личностями. При создании определенных условий последует движение вперед по пути познания, развития и творчества. Уроки средствами учебного предмета обеспечивают существенное воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения. Достаточная степень развития мышления, воображения речи - важнейший показатель развития личности. Главная задача - помочь каждому ребёнку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Использование развивающего обучения на уроках русского языка, где учащиеся являются активными участниками учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а, следовательно, продуктивным, сэкономить время, затрачиваемое зачастую на малоэффективные фронтальные опросы.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

Необходимость глубокого изучения русского языка как родного в школе определяется его основными функциями: язык служи, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без знаний языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать, полноценно общаться со взрослыми.

Многие задания по русскому языку, рассчитанные на самостоятельное выполнение, выявляют лишь способность действовать по образцу. Хотя, репродуктивная деятельность является важнейшим компонентом мышления. Многие задания не могут быть решены только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления. Это должны быть задания, требующие осуществления мыслительных операций в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, примечание нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщения.

Предмет «Русский язык» должен обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам «определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую мировосприятия, развитие теоретическую базу для орфоэпических умений и навыков учащихся».

В содержание работы по русскому языку включается обучение детей грамоте, чтению, письму, элементам грамматики; развитие речи учащихся осуществляется в связи с обучением чтению и письму. На уроках русского языка не только широко раскрывается горизонт маленьких школьников, но и решаются серьезные вопросы воспитания. У детей постепенно формируется определенное отношение к разным сторонам действительности, о которой они узнают, прежде всего, из своей еще узкой, ограниченной практики, посредством родного языка.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы. Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. Формирование и воспитание личности происходит в процессе овладения нормами русского языка, развитие ее морально-нравственных качеств и творческих способностей - в приобщении к отечественной культуре, в продолжении и развитии исторических традиций и преемственности поколений.

Таким образом, изучение русского языка имеет огромное значение для формирования личности младшего школьника. Изучая язык, ребенок впитывает в себя историю, быт, культуру, духовные ценности народа. Он приобщается к историческим корням своих предков, постигает традиции своего народа, его прошлое и настоящее.  Русский язык – основа, база всей системы образования. В процессе его изучения формируются основополагающие фундаментальные навыки: чтение, письмо и говорение. Без этих навыков никакое обучение невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: