Использование лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе

Лексика –  совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких – либо объектах, явлениях.

Лексика –  это словарный состав языка. Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур –  всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль – стиль эпохи информационного развития.

Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово – это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Лексическое значение слова – закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова –  это слова, у которых есть только одно лексическое значение, независимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это научные термины (бинт, гастрит), имена собственные (Петров Николай), недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон), слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производимые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним – производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке в начальной школе однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое значение  – это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение «княжение, столица», а сейчас оно имеет значение «предмет мебели».

Переносное значение – это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение – «твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания», а переносное значение – «тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь».

Лексика русского языка  в начальной школе пополняется двумя основными путями:

– слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

– новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

С позиции плана содержания лексика в начальной школе разделяется на:

1. Знаменательные слова, выступающие членами предложения с номинативными функциями («мальчик», «выбирал», «холодно») и служебные, вспомогательные (предлоги, союзы, частицы).

2. Конкретные (называющие определенный предмет) и абстрактные (объединяющие кого-либо, обобщающие что-либо).

3. Синонимы. Слова, которые пишутся, произносятся по-разному, но обозначают нечто схожее («машина» и «автомобиль»).

4. Антонимы. Прямо противоположные друг другу понятия («горячий» и «ледяной»).

С позиции плана выражения лексика представляет собой:

1. Омонимы. Слова, что пишутся и произносятся одинаково, но обозначают совершенно разные явления и предметы («кран водопроводный» и «кран башенный»).

2. Омофоны. Слова, которые произносятся схоже, но пишутся по – разному («компания» и «кампания»).

3. Омографы. Данные слова на письме одинаковые, но произносятся с разным ударением («замОк» и «Замок»).

4. Паронимы. Внешне схожие слова, обладающие различными значениями. («романтичный юноша» – «романтический стиль произведения»).

Лексические упражнения – это упражнения, направленные на осознаниесущности лексикологических понятий и на формирование лексическихумений. Все лексические упражнения делятся на несколько типов:

 1)нахождение изучаемого явления среди слов (в словосочетании, впредложении, в связном тексте) по образцу и без него;

 2) подбор примеров,   иллюстрирующих изучаемое явление (по памяти или по каким – либопечатным источникам);

 3) нахождение ошибок в использовании лексическихявлений (в контексте или в тексте под рисунком);

4) группировка изучаемыхлексических явлений;

5) лексический разбор;

6) определение ролиизучаемого явления в тексте;

7) использование в своей речи изучаемогоявления для определенной цели.

Каждый тип упражнения, который используется последовательно,закрепляет учащимися знание сущности изучаемых лексических понятий (ихспецифики, связей с другими лексическими понятиями), а также формируетлексические умения (умение обнаружить явление, описать его, определитьего роль и использовать в речи) в начальной школе.

Указанный перечень типов лексических упражнений в начальной школе полностью не используется. Не применяется, например, составление таблиц и лексический разбор, хотя последний тип упражнения особенно важен, так как он позволяет привести в систему все знания об изучаемых лексических явлениях. Так, при знакомстве с лексическим значением слова необходимы следующие упражнения:

1) толкование лексического значения многозначного (по образцу и без него) слова, использованного в контексте;

2) определение лексического и грамматического значений многозначного слова, использованного в предложении;

3) узнавание слова по толкованию его лексического значения (решение элементарного кроссворда);

4) нахождение в тексте слов с указанным лексическим значением.

В процессе изучения лексики в начальной школе и формирования на этой основе лексико-семантического отношения к слову необходимо сопоставлять лексическое значение слова (его разные типы) и грамматическое значение (словообразовательное и морфологическое). Такой подход к слову обеспечит осознание слова как единицы лексической системы языка. Для решения этой задачи целесообразно использовать следующие упражнения:

– определение лексического значения слова (с помощью словаря и без него) и определение его признаков как части речи;

– определение лексического значения слова (с помощью словаря и без него) и определение лексико- грамматического значения этого же слова (части речи и классификационных разрядов);

– запись толкования лексического значения слова и запись его грамматического значения (словообразовательного и морфологического);

– определение лексического значения слова (оно записано в одном столбике) и грамматического значения (оно записано в другом столбике);

– нахождение в тексте слов с указанным лексическими грамматическим (словообразовательным и морфологическим) значением;

–     составление предложений со словами в определенной форме.

В обучении учащихся начальной школы умению пользоваться толковым словарем намечаются три этапа:

1) ознакомление с толковым словарем и с содержанием словарной статьи;

2) работа с толковым словарем при изучении лексических понятий;

3) работа с толковым словарем при изучении грамматики.

Для закрепления этих сведений о толковом словаре выполняются следующие упражнения:

– нахождение данных слов в словаре и чтение словарных статей;

– нахождение в словарной статье частей, из которых она состоит;

– выяснение по словарю новых сведений о слове;

– сравнение своего толкования лексического значения слова с толкованием лексического значения этого слова в словаре.

При изучении лексических понятий в начальной школе толковый словарь используется для ознакомления учащихся со способами отражения в словарной статье различных свойств слова, с типами словарных статей, а также для закрепления умения пользоваться словарем в целях получения справок и обогащения словарного запаса.

Закрепляются эти сведения при выполнении следующих лексических упражнений:

1. По данной помете найдите в словаре несколько слов.

2. Выпишите из словаря несколько слов с данной пометой.

3. Пользуясь словарем, определите, какие пометы имеют данные слова.

Лексические упражнения в начальной школе предназначаются, прежде всего, для развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи. Решение этих задач обеспечивается систематической работой над значением и употреблением слов (в учебнике для данной цели выделены звездочкой слова, толкование лексического значения которых включено в словарь), подготовительной работой над лексикой предстоящих изложений и сочинений.

В результате выполнения таких упражнений словарь учащихся дифференцируется, речь обогащается, становится более точной и выразительной; однако при этом следует отметить, что обучение семантике многозначного слова будет эффективным только при условии учета особенностей лексико-семантических систем обоих языков (русского и родного). Лексические упражнения служат также для повторения и закрепления изученного по лексике, раскрытию взаимосвязей лексики и грамматики (словообразования, морфологии и синтаксиса).

Лексическими омонимами (греч. homos – одинаковый + опута –  имя) называются два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении.

К полным лексическим омонимам относятся такие слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм. К неполным (частичным) лексическим омонимам относятся слова одной и той же части речи, у которых совпадает не вся система форм. Например, слова завод –  промышленное предприятие и завод – приспособление для приведения в действие механизма (второе слово не имеет мн. числа);  мир – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве и мир –  согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры (второе слово также не употребляется в форме мн. числа).  

По своему морфологическому строению омонимы бывают простые (корневые) и производные. Простых омонимов больше всего имеется в кругу имен существительных. Омонимия производная особенно распространена среди глаголов (ср.: засыпать – погружаться в сон и засыпать – заполнять чем-нибудь сыпучим и др.).

 От лексических омонимов следует отличать омофоны и омоформы (их иногда называют фонетическими и грамматическими омонимами). При узком понимании омонимии (идущем от В. В. Виноградова) собственно омонимами признаются только лексические омонимы, а все остальные явления рассматриваются как смежные с омонимией.

Омофоны – это разные слова или (чаще) словоформы, которые совпадают только в произношении, но различаются на письме: грипп [грип] – гриб [грип], трут [трут] – труд [трут]. Совпадать на звуковом уровне слова могут во всех своих формах, но такие случаи очень немногочисленны: косный – костный, компания – кампания, кобчик – копчик и некоторые другие. Чаще же совпадают лишь отдельные словоформы: стог – сток, но о стоге –  о стоке; порог – порок, но пороги – пороки. Совпадать в звучании могут отдельные формы одного слова (батареи – батарее, техником – техникам, стучаться – стучатся), слов одной части речи (отворить – отварить, рот – род), разных частей речи – металла (существительное в форме Р. п. ед. ч.) – метала (глагол в форме изъяв. накл. прош. вр. ж. р. ед. ч.)), а также слово и ряд слов (устали – у стали, маскарада – маска рада).

 Омоформы – это совпадающие грамматические формы разных слов, которые могут относиться как к одной части речи (например, глаголы лететь и лечить, возить и водить совпадают в форме 1– го л. ед. ч. наст. вр. – лечу, вожу), так и разных (простой – существительное и простой – прилагательное). Совпадать могут также разные формы одного слова: пример, (нет) простой задачи, простой задаче, о простой задаче –  совпадают формы И. п. ед. ч. мужского рода, Р., Д. и П. п. ед. ч. женского рода прилагательного простой.

 К смежным с омонимией явлениям относятся также омографы (графические омонимы) – слова, которые одинаково пишутся, но различно произносятся (обычно различаются ударением): прóволочка – проволóчка, чýдно – чуднó, хáос – хаóс, ýточка – утóчка. Омографы могут быть лексическими (все вышеперечисленные примеры), лексико –грамматическими (пропáсть – прóпасть), грамматическими (дóма – домá). Омографы (слова с разным, несовместимым значением) надо отличать от фонетических вариантов одного слова (твóрог – творóг). Однако в историческом плане связь между этими явлениями есть, так как некоторые омографы возникли в результате расщепления фонетических вариантов одного слова: характéрный свойственный –  харáктерный (актер).

Упражнение 2. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений–шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

1. Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

3. На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

4. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)

Упражнение 2.Загадки.

1.Какие кошки мышей не ловят?

(Кошки электромонтёра)

2. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)

3.Оружие, камни– самоцветы, фрукты.

Одно название– разные предметы. (гранаты)

4.Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.

А на крыше я торчу, не шелохнусь.

Лёд на речке режу вдоль и поперёк.

А на дне морском я махонький...Кто? (конёк).

 Упражнение 3. Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы.

Разнести по правильным адресам.

Адреса:

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться.

Бык - животное, бык - опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

Итак, слова, охарактеризованные как смежные с омонимией явления, совпадают либо только в звучании (омофоны), либо только на письме (омографы), либо и в звучании, и на письме, но лишь в отдельных формах (омоформы). Слова- омонимы характеризуются, прежде всего, тем, что они соотносятся с тем или иным явлением действительности независимо друг от друга.

Таким образом, подобные типы упражнений на установление смысловых отношений в лексико-семантических группе путем выявления омонимов способствуют развитию и обогащению речи учащихся. Лексические упражнения предназначаются, прежде всего, для развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи. В результате выполнения таких упражнений словарь учащихся дифференцируется, речь обогащается, становится более точной и выразительной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: