Медиаобразование в России

Долгие годы как развитие российских медиа, так и развитие движения медиаобразования находилось под строгим цензурным контролем тоталитарного режима. Лишь с началом демократических реформ российское медиаобразование стало развиваться в контексте открытого «диалога культур», не ограниченного идеологическими запретами.

Исследуя историю развития российского медиаобразования, была возможность проследить, как в современных условиях одним из главных «инструментов» стали средства массовой коммуникации, виды, возможности и диапазон действия которых постоянно расширяется и пополняется. В начале века это была фотография, пресса, радио, кинематограф, затем –телевидение, видео, и наконец –разветвленные компьютерные сети, Интернет, DVD и.т.д. Эти тенденции можно проследить практически на всех этапах развития медиаобразования в России:

· I этап 1900 –1918–зарождение медиаобразования (МО); МО на материале кино, прессы, радио;

· II этап 1919 –1934 –становление МО; кинолюбительские объединения, движение юнкеров и т.п.;

· III этап 1935 –1955 –этап практического МО; освоение навыков использования кино-, радио-и фотоаппаратуры;

· IV этап 1956 –1968–возрождение МО, ослабление «идеологического» контроля в области образования; фото-, радио-, кинокружки и факультативы, школьная пресса;

· V этап 1969 –1985–эстетически ориентированное МО; активная деятельность киноклубов, любительских киностудий, школьных кинотеатров; издание медиаобразовательной литературы, научные исследования в области МО;

· VI этап с 1986–современный этап мультимедийного МО: распространение видео, появление компьютеров, начало использования их в образовательном процессе; проведение фестивалей, международных школ, медиаобразовательных конференций и др.

В 2003году А.В.Федоровым был проведен опрос среди ведущих российских и зарубежных экспертов в области медиаобразования. Данный опрос показал, что большинство экспертов высказываются в пользу определения ЮНЕСКО: «Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая

коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1. Анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2. Определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3. Интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4. Отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5. Получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии.

Основные медиаобразовательные модели, получившие распространение в России, как правило, многоаспектны. В целом их можно классифицировать следующим образом:

· Образовательно-информационные модели, которые включают в себя изучение теории и истории медиа;

· Воспитательно-эстетические модели, рассматривающие моральные и философские проблемы медиакультуры;

· Модели развивающего обучения, предполагающие развитие творчества, воображения, самостоятельного мышления учащихся и студентов и.т.д

На пути становления медиаобразования Е.И.Худолеева в своем исследовании выделяет следующие педагогические проблемы:

· Внутренние психологические проблемы педагогов, страх перед новой техникой и технологиями;

· Нежелание прилагать усилия и затрачивать дополнительную энергию для изучения возможностей использования новой техники в своей профессиональной деятельности;

· Недостаточно высокий уровень информационного развития общества;·недоступность электронных информационных средств для многих социальных групп;

· Недостаточное развитие медийной компетенции преподавателей;

· Нежелание и невозможность опытных преподавателей пройти профессиональную подготовку;

· Отсутствие свободного доступа к компьютерной технике для преподавателей и обучающихся;

· Слабая мотивация преподавателей и обучающихся;

· Понятие «медиаобразование» для широкой педагогической общественности остается неизвестным;

· Отсутствие целенаправленной и систематичной государственной ко-координации разработки теории и методики медиаобразования. Большинство из проблем, отмеченных Е.И.Худолеевой, присущи и современному образовательному процессу в России в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: