Практическое занятие 1

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………. 5
 Раздел 1 Электротехника…………….………………………………………… 6
ПЗ 1 Расчет разветвленных цепей постоянного тока Задача 1.1…………………………………………………………………………… 6 6
Задача 1.2…………………………………………………………………………… 8
ПЗ 2 Построение векторных диаграмм……………………………………………. ПЗ 3 Расчет разветвленных цепей однофазного переменного тока……………… Задача 3…………………………………………………………………………….... ПЗ 4 Расчет разветвленных цепей трёхфазного переменного тока соединенных в «звезду»……………………………………………………………………………. 10 16 16   19
Задача 4……………………………………………………………………………… 19
ПЗ 5 Расчет разветвленных цепей трёхфазного переменного тока соединенных в «треугольник»…………………………………………………………………….. Задача 5………………………………………………………………………………   22 22
ПЗ 6 Расчет параметров трансформатора…………………………………………. Задача 6……………………………………………………………………………… 24 24
ПЗ 7 Расчет параметров асинхронного электродвигателя……………………….. Задача 7……………………………………………………………………………… 27 27
РАЗДЕЛ 2 Электроника……………………………………………………………. 30
ПЗ 8 Выбор элементов при конструировании электронных устройств…………………………………………………………….. Задача 8………………………………………………………………………………   30 30
ПЗ 9 Расчет маломощных выпрямителей, работающих на активную нагрузку 37
ПЗ 10 Расчет мощных выпрямителей……………………………………………... 37
Задача 10…………………………………………………………………………….. 30
Список рекомендуемой литературы……………………………………………… 41

 

 

Темы практических занятий

 

Наименование темы

Количество часов по формам обучения

очная заочная
1 Расчет разветвленных цепей постоянного тока 4 1
2 Построение векторных диаграмм 2 1
3 Расчет разветвленных цепей однофазного переменного тока 3 1
4 Расчет разветвленных цепей трёхфазного переменного тока соединенных в «звезду» 3 1
5 Расчет разветвленных цепей трёхфазного переменного тока соединенных в «треугольник» 3 1
6 Расчет параметров трансформатора 3 1
7 Расчет параметров асинхронного электродвигателя 4 1
8 Выбор элементов при конструировании электронных устройств 2 1
9 Расчет маломощных выпрямителей, работающих на активную нагрузку 2 1
1 Расчет мощных выпрямителей 2 1
  Всего 28 10

 



ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, изучающих «Основы электротехники и электроники» включают в себя типовые практические занятия с пояснениями к решению задач для неэлектрических специальностей высших учебных заведений. Состав контрольных работ для каждой специальности определяется преподавателем.

Указания содержат задания для выполнения контрольных работ по указанным дисциплинам, а также методики выполнения расчетов. К выполнению контрольной работы следует приступать после изучения соответствующих тем, указанных в задании на контрольную работу.

При оформлении контрольной работы следует сначала выписать условия задачи, исходные данные и начертить электрическую схему. Решение рекомендуется излагать в последовательности, приведенной в методических рекоменда­циях по решению каждой задачи. При этом сначала записывается расчетная формула в общем виде, далее подставляются вместо символов их числовые значения и затем записывается ответ, округ­ленный до трех значащих цифр, с указанием единицы измерения. Векторные диаграммы должны оформляться с обязательным указанием единиц измерения и мас­штабов по осям координат. Порядок выбора вариантов заданий на контрольную работу и исходных данных для задач изложен в примечаниях к соответствующим таблицам.

На контрольную работу для заочной формы обучения выносятся следующие практические задания:

ПЗ 1 Расчет разветвленных цепей постоянного тока

ПЗ 3 Расчет разветвленных цепей однофазного переменного тока

ПЗ 6 Расчет параметров трансформатора

ПЗ 7 Расчет параметров асинхронного электродвигателя

ПЗ 10 Расчет мощных выпрямителей

Завершенная контрольная работа предоставляется студентом заочной формы обучения преподавателю не позже, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

К защите контрольной работы допускаются студенты, выполнившие все разделы задания в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.



Электротехника

Выбор варианта задания производится по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Практическое занятие 1

Расчет разветвленных цепей постоянного тока

Задача 1

Рисунок 1.1 - Электрическая схема

 

В схеме (рис.1.1) трехпроводной линии постоянного тока э.д.с. источника E1=220 B  и E2=205 B, их внутреннее сопротивления r1=r2= 0,5 Ом, сопротивления главных проводов R1 = R2 =1,8 Ом и нейтрального проводаR0=2,5 Ом, сопротивления пассивных приемников энергии R3 = 40 Ом, R4 = 20 Ом. Определить токи, применив законы Кирхгофа и метод контурных токов.

 

Решение

В схеме имеются три ветви и, следовательно, число неизвестных токов равно трем. Число узлов равно трем.

Намечаем на схеме предполагаемые направления токов в ветвях. После этого составляем, основываясь на первый закон Кирхгофа, уравнение для узла B:

Недостающие уравнения для двух замкнутых контуров составим на основании второго закона Кирхгофа. Направление обхода контуров выбираем по часовой стрелке.

Для контура I:

  

Для контура II:

                     

Получим следующую систему уравнений:

Подставим числовые значения:

Решение системы уравнений с тремя неизвестными дает:

 A,

 A,

 A

В цепи (рис.1.1) ЭДС источников равны Е1, Е2, Е3 и внутренние сопротивления Rвн1 =0,1 Ом, Rвн2 =0,2 Ом, Rвн3 =0,3 Ом. Сопротивления в пассивных ветвях R1 =1,5 Ом, R2 =2 Ом, R3 =2,5 Ом, R4 =2 Ом, R5 = R6 = R7 = R8 =3 Ом. Отдельные ветви цепей могут быть разомкнуты с помощью выключателей В1 - В6.

 

Задание на контрольную работу:

 

Определить по методу контурных токов токи в ветвях цепи и режимы работы источников энергии. Проверку провести методом непосредственного применения законов Кирхгофа. Составить баланс мощностей.

Таблица 1.1 – Исходные данные к задаче 1

№ варианта Е1, В Е2, В Е3, В Разомкнутые выключатели

Рисунок 1.2 – Электрическая цепь постоянного тока

1 110 90 116 В4, В5, В6
2 110 90 115 В2, В5, В6
3 110 90 114 В2, В4, В5
4 220 190 208 В1, В4, В6
5 220 190 210 В2, В1, В6
6 220 190 212 В4, В2, В1
7 230 200 216 В3, В4, В6
8 230 200 218 В2, В3, В6
9 230 200 220 В2, В3, В4
0 240 210 230 В4, В2, В6

Задача 2.

 

В цепи рисунке 1.3 ЭДС источников питания равны Е1=120В и Е2=113В, а сопротивления ветвей R1=5 Ом, R2=6 Ом, R3=R4=R5=2,1 Ом, R6=2 Ом. Определить по методу эквивалентного генератора ток в ветви с сопротивлением R6. Проверить результат, определив этот ток по методу узлового напряжения. При решении задачи применить преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду.

Рисунок 1.3 – Исходная разветвелнная цепь постоянного тока

 

Рисунок 1.4 – Преобразованная цепь из треугольника в звезду

 

Решение:

Применив преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду, получаем цепь на рисунке 1.4:

 

,

а так как все сопротивления в выражении численно равны:

 Ом

Согласно методу «Эквивалентного генератора»:

Так как  находят в режиме холостого хода двухполюсника, то

 находим из схемы в режиме холостого хода, исключив из неё источники:

 Ом

 А

         
 
   

Рисунок 1.5 – Преобразование схемы для расчета методом эквивалентного генератора

Проверяем результат, определив этот ток по методу узлового напряжения:

В

 А

 

Задание для контрольной работы:

 

 В цепи (рис. 1.6) ЭДС источников питания равны Е1 и Е2, а сопротивления ветвей R1, R2, R3, R4, R5, R6. Определить по методу эквивалентного генератора ток в ветви с сопротивлением R6. Проверить результат, определив этот ток по методу узлового напряжения. При решении задачи применить преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду.

 

 

Таблица 1.2 – Исходные данные к задаче 2

№ варианта Е1, B E2, B R1, Ом R2, Ом R3,Ом R4,Oм R5,Ом R6, Ом

 

 

Рисунок 1.6 - Электрическая цепь постоянного тока

1 110 104 5 6 1,5 1,5 1,5 2
2 115 109 5 6 1,8 1,8 1,8 3
3 120 113 5 6 2,1 2,1 2,1 2
4 125 118 5 6 2,4 2,4 2,4 3
5 130 122 5 6 2,7 2,7 2,7 2
6 130 124 6 4 3,0 3,0 3,0 3
7 125 119 6 4 3,3 3,3 3,3 2
8 120 111 6 4 3,6 3,6 3,6 3
9 115 106 6 4 3,9 3,9 3,9 2
0 110 98 6 4 4,5 4,5 4,5 3

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: