Волевое регулирование поведения и деятельности человека

Среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий. Трудности возникают потому, что понятия воли в философии, психологии, юриспруденции, медицине лишь частично совпадают, создавая почву для споров.

 Одним из первых, кто ввел понятие воли в «науку о душе», был древнегреческий философ Аристотель, обративший внимание на то, что благодаря ей человек изме­няет свое поведение. Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т. е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия Е.П. Ильин, 2009).

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, — центральный мыслительный; непосредственное передвижение — моторный, двигательный; удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону — контрольный.

С. Л. Рубинштейн пишет, что волевой акт сложный процесс, включающий осознание цели и последствия совершаемый действий. «Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления» (С.Л. Рубинштейн, С.569). 

Структура волевого действия. В сложном волевом действии выделяются четыре основные стадии:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение. Основным содержанием первой фазы в развитии волевого действия являются возникновение побуждения и осознание цели. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости от конкретных условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая на себе в основном весь волевой акт, иногда вовсе выпадая. Основой сложного волевого действия является борьба мотивов. Поведение человека становится волевым благодаря мотиву, который определяет его направленность и активность. Кроме того, волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его практи­ческой реализацией. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта. Таким образом, волевая регуляция деятельности – это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении. Волевое действие – это сознательное действие человека, направленное на преодоление внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Теории воли (В.А.Иванников, 2009, С.18-29). В отечественной психологии основополагающей теорией, объясняющей природу воли, является так называемая мотивационная теория, изложенная в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе и др. Основные идеи мотивационной теории воли описаны выше. Следует отдельно отметить теорию воли Д.Н. Узнадзе. В рамках теории установки ученый связывает формирование воли с трудовой деятельностью человека, которая совершается, по его мнению, без актуальной потребности и направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Побуждение к любому действию Д.Н. Узнадзе связывает с наличием установки к действию. За волевыми установками скрываются потребности человека как личности, которые хотя и актуально не переживаются в данный момент, но лежат в основе решения о действии, в котором также участвуют процессы воображения и мышления.

В рамках мотивационной теории изложены взгляды В.И. Селиванова, который определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, от партнера и переключается в плоскость субъективных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях.

Первый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, решения и направления активности, понимания степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности.

Второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа её преобразования.

Против признания воли самостоятельной силой, способной побуждать действия или тормозить их, модифицировать их в процессе осуществления, выступал И. М. Сеченов. Признавая реальность произвольного (волевого) поведения и его произвольной регуляции, И. М. Сеченов искал конкретные механизмы (физиологические и психические), которые управляют таким поведением. Причину действий человека И. М. Сеченов видел в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действию определенный смысл.

Теории воли Т. Рибо и Ж. Пиаже. Представление о воле как способности, связанной с побуждением действий, проявилось и в работах Т. Рибо. К простейшим формам воли он относит способность живой материи реагировать на ситуацию. В основе воли лежит страсть как мотивирующая сила. Развитие воли Т. Рибо представляет как переход от рефлекторных реакций к побуждению действия абстрактными идеями.

Ж. Пиаже относит волю к аффективным процессам, признавая единство аффективных и когнитивных процессов. По мнению ученого, функция воли заключается в усилении слабой, но социально более значимой мотивации, что достигается через оценку событий и действий и предвидение будущего.

Функции воли. По мнению В. А.Иванникова, головной психологической функцией воли является усиление мотивации и на этой основе – сознательной регуляции действия. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления действия. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления и т. д. 

Перечислим основные функции воли: организации психических функций; мобилизации психических ресурсов; побуждений или инициации действий; отражения; функция свободы.

Отражательная функцияволи обсуждалась в советской психологии в связи с волевыми действиями. Постулировалось, что объектами отражения являются как цель деятельности в соотношении с фактически выполняемой деятельности, так и условия и обстановка действий, а также такие феномены, как борьба мотивов, принятие решения, целеустремленность, уровень притязаний, волевое усилие. К свойствам так называемого волевого отражения относили опосревованность, избирательность, активно-личностный характер и отнесенность к высшей регуляции, направленной на достижение цели.

Функция "свободы от" и "свободы для", реализуемой волей, выделял В. Франкл, подчеркивая свободу человека в реализации им смысла жизни в условиях ограничения этой свободы объективными обстоятельствами. Человек свободен для того, чтобы взять на себя ответственность за происходящее и изменяться самому. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Свобода воли означает способность принимать адекватные решения.

Развитие воли. Волевые качества личности. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, это преобразование непроизвольного психического процесса в произвольный, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций или “трудного мира” и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность. решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные (таблица 2).

Таблица 2 – Соотношение сложности и простоты внутреннего и внешнего мира личности

Легкий мир

(любое желание

выполнимо)

Простой внутренний мир человека

Трудный мир с препятствиями

1 2
3 4

Сложный внутренний мир

 

 

Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека:                                                                                           

1 - Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире).

2 - Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной деятельности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей.

3 - Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения.

4 - Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намерение целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Таким образом, родители, стремящиеся воспитать волю у ребёнка, должны соблюдать следующие правила:

- предоставлять действовать самостоятельно (на ошибках учатся);

- активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызывать у него чувство радости от достигнутого;

- учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

Воспитанию волевых качеств способствует неукоснительное следованию распорядку дня, занятия спортом, участие в спортивных и иных соревнованиях. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок – произвольным. Поэтому особая место занимает продуманная система мотивации ребенка, в которую включена система поощрений и наказаний. Кроме того, в развитии воли у детей по всем направлениям принадлежит играм, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Волевые качества личности. Волевые качества определяются как характеристики личности, указывающие на уровень развития саморегулирования, на умение человека преодолевать различного рода препятствия в конкретных видах деятельности.

В структуреволевых качеств выделяют мотивационный и исполнительский компоненты. Также в структуру волевых качества входят моральный и психофизиологический компоненты (врожденные нейродинамические свойства: сила, подвижность и баланс нервных процессов).

Волевые качества можно классифицировать на основании разных критериев. Так, в связи с этапами волевого действия С.Л. Рубинштейн анализировал инициативность, самостоятельность, независимость, проявляющиеся на начальном этапе волевого действия; решительность – на этапе принятия решения; энергичность, настойчивость – на этапе исполнения действия; самоконтроль, выдержку, самообладание – на этапах принятия и исполнения решения.

По критерию функционального назначения волевых качеств и в зависимости от особенностей преодолеваемых личностью препятствий С.А. Петухов выделяет следующие группы волевых качеств:

− фиксирующие и удерживающие стремления: целеустремленность, настойчивость, инициативность, последовательность;

− подкрепляющие четкость мировоззренческих позиций: принципиальность, ответственность, критичность, дисциплинированность;

− характеризующие относительную независимость личности: самостоятельность, решительность, самокритичность, уверенность;

− сознательно задерживающие внешние проявления мыслей, чувств, стремлений: выдержка, самообладание, сдержанность;

− характеризующие повышенную сопротивляемость личности: выносливость, терпение, твердость, стойкость, упорство;

− характеризующие динамичность, мобильность личности: энергичность, настойчивость, исполнительность, организованность, деловитость;

− характеризующие осознанное преодоление опасности: мужество, смелость, отвага, доблесть, бесстрашие, самоотверженность, самопожертвование (С.А. Петухов, 1977).

В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств считал динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делил волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относил инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе – выдержку, выносливость, терпеливость. Кроме того, он делил, исходя из сформировавшейся в общественном сознании традиции, волевые свойства личности на положительные и отрицательные. Однако, как отмечает Е. П. Ильин, многие названные ученым волевые свойства личности (выносливость, критичность, беспринципность, бесплановость, мнительность, импульсивность, пассивность) вряд ли можно отнести к таковым, а малодушие и целеустремленность являются собирательными волевыми терминами (Е.П. Ильин, 2009, С.145).

Отдельно следует остановиться на характеристике такого качества, самоконтроль, который играет существенную роль в выполнении принятого решения. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. Люди различаются по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американским психологом Д. Роттером введено понятие «локус контроля» как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним стимулам и обстоятельствам, или же собственным усилиям и способностям. Когда люди склонны приписывать причины своего поведения и свои деяния внешним факторам, говорят о внешней, экстернальной, локализации контроля. Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля, как правило, принимают ответственность за свои деяния на себя. Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последовательней и настойчивей в достижении поставленной цели, они склонны к самоанализу, независимы и т.д.

Таким образом, волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль (С.Я. Рубинштейн, С.583).

Нарушение волевой регуляции поведения. К психологическим критериям сниженной способности руко­водить своими действиями в пределах психической нормы отно­сятся (В.В. Романов, 2004):

– сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий при­нятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях в условиях, затрудняющих прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

– наличие определенных устойчивых черт характера, составляю­щих в своей совокупности синдром так называемой сниженной волевой устойчивости, формирующих «конформный тип» личности человека, ре­шения которого очень часто принимаются им под влиянием каких-то внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения, ведущими свойствами характера таких лиц являются повышен­ная тревожность, постоянная озабоченность, избыточная осторожность, чрезмерная подозрительность, мнительность, склонность постоянно ус­ложнять происходящие вокруг себя события, отсюда неуверенность в себе и в своих возможностях, отсутствие инициативы, самостоятельнос­ти, смелости в выборе собственной линии поведения, в достижении по­ставленной цели, сниженный самоконтроль;

– заниженные самооценка, уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозмож­ного рода неудач;

– наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущих мотивов избегания неудачи;

– сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, затрудняющий осуществлять субъекту должный во­левой контроль за своими эмоциями и поведением.

Наличие перечисленных качеств имеет серьезное значение для психокоррекционной работы психолога. Кроме того, перечисленные факторы косвенно подтверждают сниженные способности субъекта к волевой регуляции собственного поведения, поэтому их установление является важным фактором при проведении следственных действий в суде, что входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы. Таким образом, волевая регуляция поведения играет важную роль в жизни и деятельности человека.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: