Психические состояния и их роль в жизнедеятельности человека

Лекция 5. Эмоционально-волевая регуляция поведения, общения и деятельности человека.

Вопросы:

1. Эмоции и чувства.

Функции и классификации эмоций.

Теории эмоций.

Психические состояния и их роль в жизнедеятельности человека.

Волевое регулирование поведения и деятельности человека.

 

1.1 Эмоции и чувства.

Эмоция –это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выража­ющих его субъективное отношение к происходящему.В эмоциях проявляются индивидуальный стиль переживаний, субъективная чувст­вительность человека в сфере его межличностных отношений (Л.Н. Собчик, 1997, С.21). Кроме того, эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное «оценочное отношение человека к складываю­щимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим прояв­лениям в них» (А.Н. Леотьев, 1971).

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субъекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явлени­ях. Если эмоции выходят из-под контроля сознания, они могут оказывать сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, качественно­му выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здо­ровье.

Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции, являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. С самого начала развития отечественной психологии проблема взаимосвязи «аффекта и интеллекта» была поставлена в качестве одной из основных психологических проблем. Л.С. Выготский писал, что кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления (Л.С. Выготский, 1999). Эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание; этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов. Хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии. При неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия. От эмоций зависит целый ряд характеристик речи. Накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы (Я. Рейковский, 1979 ).

 Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния.[1] В результате человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных не только удовлетворением базовых потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение, образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждеб­ности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного поведения.

Чувства, которые так же, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отноше­ние человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-исторически­ми условиями, влияющими на формирование личности, характеризуют­ся большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью пережива­ний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патриотиз­ма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутрен­не противоречивые эмоциональные состояния психики (психичес­кие состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом опре­деляющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Согласно определению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Я. Рейковский, 1979, С. 22, 96).

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направ­ленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событи­ям, людям. Настроение - относительно устойчивое психическое состояние, характеризующееся наличием общего эмоционального фона, определяющего возникновение и протекание различных переживаний и в значительной степени влияющего на поведение человека. Настроение определяется специфическим сочетанием внешних условий жизнедеятельности человека и их соответствием его потребностям. В отличие от ситуативно возникающих эмоций, настроение определяется не каким-либо конкретным событием или явлением, влияющим на удовлетворение сиюминутно значимой потребности, а долговременным сочетанием внешних условий, оказывающих влияние на удовлетворение ведущих жизненных потребностей. Этим объясняется относительная стабильность настроения, а также его умеренная интенсивность.

Функции эмоций.

Чтобы понять роль эмоций психической организации человека нужно рассмотреть ее главные функции и связь с другими психическими процессами.

1. Экспрессивная функция эмоций – способность эмоций выступать в качестве тонко дифференцированного языка по обмену информацией во внутри- и межвидовом общении через пантомимику, мимику, звуковые реакции. 

2. Отражательно-оценочнаяфункция эмоций. Эмоция есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (его качества и величины) и вероятности (возможности) его удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического ранее приобретенного опыта.

3. Побуждающаяфункция эмоций - полное отстранение эмоций от функций побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки.

4. Следообразованиефункция эмоций – она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем, происходит фиксация следа в памяти.

5. Предвосхищающая эвристическая функция эмоций – подчеркивает значительную роль в актуализации закрепленного опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

6. Синтезирующая функция эмоций – мы воспринимаем не набор пятен или звуков а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело, потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения разнообразных действующих раздражений.

7. Организующая (дезорганизационная)функция эмоций. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что естественно может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

8. Компенсаторная (замещающая)функция эмоций. Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов, дальнейшее извлечение этих сигналов из памяти. Примером компенсаторной функции может служить подражательное поведение столь характерное для эмоционально возбужденной популяции.

9. Переключающаяфункция эмоций. Эта функция обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на не осознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.

10. Функция (аварийного) разрешения ситуаций - возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови, повышается. Например, чувство страха.

11. Функция активации и мобилизации организма. Эмоции, которые обеспечивают успешное какой-нибудь задачи, приводят организм в возбужденное состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувства ответственности.

Взаимодействие всех функций необходим, так как отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

Эмоции выполняют функции такой обработки первичной информации о мире, в результате которой мы оказываемся способными формировать свое мнение о нем: эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.

Классификация эмоций. Эмоции различаются по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие – низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что на существующие проблемы в классификации эмоций.

Одна из первых классификаций принадлежит Р. Декарту, который выделял шесть чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть, которые являются базовыми и их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

Американский исследователь К. Изард выделяет 10 базовых эмоций. Это:1) интерес – возбуждение; 2) удовольствие – радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев – ярость; 6) отвращение – омерзение; 7) презрение – пренебрежение; 8) страх – ужас; 9) стыд – застенчивость; 10) вина – раскаяние.

Охарактеризуем их более подробно.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) – наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания – горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев – сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7.Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Приведенные классификации представляют собой перечисление наблюдаемых эмоций.

Классификация В. Вундта объединяет эмоции по общим основаниям. Ученый всю систему чувств определил как многообразие трех измерений: 1. Удовольствие – неудовольствие. 2. Возбуждение – успокоение. 3. Напряжение – разрешение от напряжения (освобождение от него).

На основании этих трех направлений, можно охарактеризовать любую эмоцию, так как это позволяет выделить знак эмоции, уровень стеничности и динамичность. Так, наличие напряжения, возбуждения вносит очень существенную дифференциацию эмоций. Например, существует радость возбужденная (радость-восторг) и радость спокойная (радость-умиление) и пр.

В классификации эмоций, разработанной П.В. Симоновым, учтены три основные переменные такие, как величина потребности, информационная характеристика среды и характер взаимодействия с объектом (таблица 1) (А.С. Татров, 2010)..

Таблица 1 - Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по П.В. Симонову)

     

Дистанционное взаимодействие

      Овладение, обладание Избегание, защита Преодоление, борьба
Высокая Ис > Ин Удовольствие, наслаждение Восторг, счастье, радость Бесстрашие, смелость, уверенность Торжество, чувство преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость
Малая Ис = Ин Комфорт Спокойствие Расслабление Невозмутимость
Высокая Ис < Ин Неудовольствие, отвращение, страдание, шок (запредельное торможение) Беспокойство, печаль, горе, отчаяние, депрессия Настороженность, тревога, страх, паника, оцепенение Нетерпение, негодование, злость, гнев, ярость, бешенство, исступление, переходящее в депрессию

 

Примечание.Ис - информация существующая; Ии - информация, необходимая для удовлетворения потребности.

Согласно теории эмоции Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации. Именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т. д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом.

Приведенная классификация, учитывает влияние внутренних и внешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний, поэтому позволяет описать достаточно большое разнообразие эмоций.

Теории эмоций. Анализ научной литературы по вопросам изучения представлений об эмоциях показал, что не существует одной единственной теории, которая отвечала бы на все вопросы психологии эмоций. Поэтому следует рассматривать существующие теории как взаимодополняющие, учитывать все открытые ими факты в теоретической и практической деятельности. Выше были приведены некоторые положения теории эмоций В. Вундта и П.В. Симонова, приведем примеры еще нескольких теорий эмоций.

Эволюционная теория эмоций. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Согласно его эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительские механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. У. Мак-Дауголл, считая, что он осуществляет идею Ч. Дарвина, развил теорию эмоций, исходящую из того положения, что всякая эмоция есть аффективный аспект инстинктивного процесса. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, неразрывно связывая человеческие эмоции с примитивными инстинктами, эти теории превращают эмоции в исключительно биологические образования и лишают их всяких перспектив развития (С.Я. Рубинштейн, 2002, С.517).

Периферическая теория Джеймса–Ланге. У. Джеймс и Г. Ланге выдвинули независимо друг от друга теорию, объясняющую возникновение эмоций. По мнению Джеймса, телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, а переживание этих изменений и является эмоцией. В рамках этой теории эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию.

Однако выразительные движения – это составляющая эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Поэтому выразительные движения и создают образ производящего их лица, раскрывая его внутреннее содержание по внешним признакам.

Люди печальны, по мнению У. Джеймса, именно потому, что мы плачем, а не наоборот. Таким образом, периферия изменения, которая раньше рассматривалась как следствие эмоций, объявлялась их причиной. Здесь  проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Критика данной теории сводилась к тому, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные – относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Когнитивные теории эмоций. Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. С точки зрения Л. Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуясь с ними.

Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие (диссонанс). Субъективно это состояние переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться.

Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки описана в работах Р. Лазаруса (1969; 1972) и состоит из трех компонентов.

Первый компонент состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Р. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патологии эмоций и поведения.

Экспрессивные ответы включают, прежде всего, мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.

Третий тип ответа – инструментальная реакция – может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурно обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания.

Теория эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В своей работе «Основы общей психологии», вышедшей 1946 году С.Л. Рубинштейн отмечал, что переживание отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство, по С.Л. Рубинштейну, – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций: 1) эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие (С.Я. Рубинштейн, 2002, С.515).

Исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, состоит в том, что с одной стороны, устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)).

2. Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л. Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект ‒ стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.

Согласно А.Н. Леонтьеву, эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни. По мнению А.Н. Леонтьева, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, то есть говорят человеку о том, какое значение имеют события, происходящие в его жизни. Наиболее часто возникают следующие эмоции: гнев, страх, обида. Негативные эмоции могут возникать в результате неудовлетворения одной из важнейших психологических потребностей (в уважении, безопасности, признании, творческом самовыражении, новом опыте, самоуважении).

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственно эмоции, поА.Н. Леонтьеву, – более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер – т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства, по А.Н. Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Психические состояния и их роль в жизнедеятельности человека.

 

Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.

Согласно определению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.

По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Свойства психических состояний.

Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся состояние тревоги, стресс, фрустрация, аффект, кризис.

Состояние тревоги. Состояние тревоги (тревога, тревож­ность) — особое состояние психической напряженности челове­ка, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опас­ности.Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту подготовиться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации (Ж. Годфруа,1986,  С. 125).

Тревожность характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физиологическими. Психические элементы тревоги представляют собой ряд довольно специфических переживаний, включающих субъективное состояние напряжения, озабоченности и беспокойства, мрачных предчувствий, переживание личной угрозы; чувство беспомощности и неполноценности, недовольство собой и пр. Со стороны физиологических изменений тревога выступает в виде активации вегетативной нервной системы, о чем свидетельствуют учащение сердцебиения и дыхания, увеличение артериального давления, повышение скорости обменных процессов, ряд биохимических сдвигов.

Тревога может служить сигналом нарушения психической адаптации субъекта. Функции тревоги в общем адаптационном процессе различны и даже в некоторых случаях антагонистичны. С одной стороны, тревога может активизировать личность, с другой стороны, она может оказывать и деструктивное влияние, изменять поведение человека, делая его менее адаптивным. Определяющая роль при этом отводится именно личностным факторам. В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психо­анализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к стра­ху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». По мнению Фрейда, это состояние в значительной мере связано с особенностями психики людей, отличающихся от других по складу своего характера большей чувстви­тельностью, боязливостью, пессимизмом, нежели с объективными обстоятельствами, поэтому он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха») (З. Фрейд, 1991, С. 205-252). В связи с этим тревога (состояние тревожности) нередко рассматривается в качест­ве эмоциональной реакции тревожного ожидания, своего рода предвосхищения несоразмерной опасности, в ряде случаев, как реакция на воображаемую угрозу, возможную неудачу, т.е. состояние тревожности часто бывает обусловлено не только реальной ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она субъективно представля­ется индивиду в его сознании, какое он ей придает значение, какой смысл вкладывает в нее.

Таким образом, состояние тревоги (тревожность) чаще бывает связа­но с ожиданием возможной опасности, неудачи. Оно сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе и в этом смысле играет защитную, регуляторную функцию. Вместе с тем состояние, характеризующееся значительным повышением уровня тревоги, лежит в основе развития адаптационных нарушений.

Стресс. Термин стресс восходит к области физики, где он относится к любому напряже­нию, давлению или силе, прикладываемой к системе. В медицинской науке этот термин был впервые введен Hans Selye (Ганс Селье) в 1936 г. Селье обратил внимание, что у всех пациентов, страдающих от самых разных соматических недомоганий, как будто имеется ряд общих симптомов. К ним относятся потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье использовал термин «стресс» для описания всех неспецифических изменений внутри организма и определил понятие стресса как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В современной научной литературе наиболее часто критикуется вопрос о том, насколько «неспецифичной» является стрессовая реакция. Другие исследователи (Everly, 1978) утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, который зависит от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма.

В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях:

Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор».

Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение.

В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле Г. Селье употреблял этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения.

Приведем следующее определение стресса. Стресс — неспецифическая ответная реакция организ­ма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер про­текания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенно­сти и физиологические параметры организма человека.

Г. Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома, под которым понимается процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса.

I. Стадия «тревоги» (аларм-реакция, стадия мобилизации) -мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения. 2) фаза «противошока». Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания, а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

II. Стадия резистентности (сопротивления). Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. «Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора».

 III. Стадия истощения - утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма.

Помимо стадий развития стресса выделяют пять фаз адаптации при стрессе:

 1. Разрушение привычного функционирования организма. На данной фазе происходит активизация адаптационных форм реагирования. Продолжительность фазы (при максимально субъективной переносимости стрессора) – минуты, часы. Наблюдаются стенические эмоции, повышение работоспособности.

2. Фаза становления нового функционирования организма. Суммарная продолжительность 1 и 2 фазы 11 суток. Проявляются болезненные состояния со снижением работоспособности. Но психологические факторы (мотивация, установка) могут за счет «сверхмобилизации» резервов нейтрализовывать неблагоприятные проявления. На этой стадии организм работает на пределе свих своих возможностей в ситуации продолжающегося воздействия стрессоров.

3. Фаза неустойчивой адаптации. Продолжительность от 20 до 60 суток. Человек частично адаптируется к жизнедеятельности в новых условиях.

4. Фаза устойчивой адаптации (соответствует стадии резистентности).

5. Фаза разрушения систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм уже не в состоянии функционировать в новых условиях из-за истощения адаптационных возможностей.

Истощение адаптационных возможностей состояние, приводящее к появлению негативных изменений в психическом и физическом состоянии человека.

Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различным видам стресса.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, личностные особенности (инфантилизм, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному самоконтролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, склонность к накоплению аффекта, неадекватная самооценка, склонность к депрессивным реакциям и др.). Стрессоустойчивость зависит также от владения техниками психоэмоциональной регуляции.

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Примером физиологического стресса может служить ситуация, когда вы опустили руку в ледяную воду.

Необходимо учитывать, что стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Состояние фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи (Краткий психологический словарь/Составитель Л.А. Карпенко; Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.; Политиздат, 1985. – С. 381).

Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Аффект. Состояние аффекта – это одно из тех эмоцио­нальных состояний, к которому давно обращено внимание юристов, су­дебных психологов, психиатров. Аффект (от лат. afectus) — душевное волнение, страсть. Как писал один из видных наших отечественных психологов С. Л. Ру­бинштейн, « аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разряд­ку в действии» (С.Я. Рубинштейн, С. 520). Аффект может возникать на уже происшедшее событие и являться как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, которое порождается либо противоречиями между влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам себе их предъявляет). Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти выход (адекватный) из опасных неожиданно сложившихся ситуаций. Критерии определения аффекта по А.Н. Леонтьеву: 1) явно выраженные вегетативные изменения; 2) расстройство сознания; 3) импульсивность поведения, отсутствие планирования; 4) несовпадение аффективного поведения с личностью.

Аффект, несмотря на свою необычную форму выражения, считается нормальным психическим явлением. Однако его следует отличать от патологического аффекта, который изучается в психиатрии. Чтобы избежать смешения этих эмоциональных состояний, в юридической пси­хологии к термину «аффект» иногда добавляют «физиологический», подчеркивая тем самым, что его основу составляют естественные физио­логические, нейродинамические процессы. (Печерникова Т. П., Гульдан В. В., Остришко В. В., 1986, С.96-104). В отличие от физиологического для патологического аффекта харак­терным является сумеречное состояние сознания, при котором «вся психическая деятельность субъекта концентрируется не на действительно окружающих его людях и объектах, а на представлениях, имеющих бре­довую окраску, замещающих реальные предметы и лица» (О.Д. Ситковская, 2001, С.30). Все это сопро­вождается глубокими расстройствами восприятия, памяти, мышления.

В научной литературе описывается три фазы развития аффекта: подготовительная, фаза взрыва и заключительная фазу.

Подготовительная фаза. Развитие данной стадии определяется вре­менем существования конфликтных отношений: от психотравмирующих действий до аффективного взрыва. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение. Субъективное ощущение безвыходности ситуации.

Фаза кульминации или взрыва. С биологической точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Это собственно аффектив­ный взрыв в виде резких, неупорядоченных, повторяющихся, стереотипизированных действий агрессивного характера на фоне общего интенсивного двигательного возбуждения. Сопутствующими признаками являются: «суженность» со­знания с фрагментарностью восприятия, непоследовательностью, «разорванностью» мышления (принимаемые решения носят неадекват­ный ситуации характер, процессы целеобразования, мотивации непосле­довательны, сумбурны). Нарушения регуляции деятельности.

Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.

    Можно выделить двефункции аффекта:

1. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает личности способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции.

2. Регулирующая функция аффекта состоит в образовании аффективных следов, дающих себя знать при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможности.

Таким образом, одно аффект – это одно из эмоциональных состояний, которое может отразиться на волевой регуляции поведения человека. Это обстоятельство отраженно в соответствующих статьях уголовного кодекса (ст. 107, 113 УК). Совершение преступления в состоянии аффекта является смягчающим обстоятельством для вынесения приговора.

Кризис. Понятие «Кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.

Общетеоретическая база анализа кризисных ситуаций и оказания профессиональной психологической помощи в отечественной науке разрабатывается Ф.Е. Василюком:

«Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля... Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация – кризис.

...Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового «образа-Я» (Василюк, 1984, с. 47).  

Следует отметить, что событие воспринимается как кризисное, если ему присущи следующие признаки: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.

Выделяют следующие последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизации личности.

В результате в любом случае возникает период дезадаптации личности в обществе. Чем серьезнее кризис, тем глубже уровень дезадаптации.

Таким образом, собственно эмоции, чувства, эмоциональные состояния играют важную роль в жизни и деятельности человека.

В повседневной жизни эмоции и чувства сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о проис­ходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция высту­пает в качестве признака какого-либо заболевания, которое она сопровождает. (Я. Рейковский, 1979, С.85). Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. Например, эмоции влияют на восприятие. В состоянии радости человек склонен воспринимать обстоятельства более оптимистично, чем в состоянии уныния. Для страдающего человека восприятие времени искажается в сторону увеличения, а для влюбленного время «летит» незаметно. Также эмоции влияют на другие когнитивные процессы. Так, в условиях длительного гравитоинерционного стресса отмечаются: затруднения при переключении внимания, забывчивость при выполнении монотонной деятельности, снижениекачества выполнения сложных интеллектуальных и мнестических задач при повышении показателей выполнения относительно простой умственной деятельности Л.Я. Китаев-Смык, 1983).

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию ре­шений. Так, состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицатель­но влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, поэтому в таком состоянии чаще принимаются ошибочные решения.

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Воз­буждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от индивидуально психологических осо­бенностей. Так, если у человека особенности нервной системы таковы, что процессы возбуждения и торможения меняют друг друга с минимальной скоростью, то у него переживания, связанные, например, со значимыми событиями, будут доминирующими длительное время.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, проти­воречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амби­валентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Например, такие амби­валентные чувства, как любовь и ненависть может испытывать, женщина к своему пьющему мужу.

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свиде­тельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокрин­ной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомотори­ки. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту пульса, артериаль­ное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т. д. Поэтому при длительном эмоциональном напряжении могут возникать соматические заболевания.

Учитывая значимость эмоций в жизни и деятельности человека, медиками и психологами разработаны методы и методики для корректировки отрицательных эмоциональных переживаний. Принцип подбора большинства методов саморегуляции – это «внутреннее-внешнее-внутреннее». Выделяется какой-либо параметр поведения, отражающий внутреннее состояние человека, но поддающийся волевому контролю (дыхание, мимика, характер движений и т.д.). После чего волевым образом этот параметр меняют в ту сторону, в какую желательно изменить состояние. Например, аутогенная тренировка – метод снятия напряжения через напряжение отдельных частей лица и рук.

Аутогенная тренировка (АТ)–(от греч. autos – сам, genos – происхождение) – самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) и гипнотического транса (высшая ступень).

Как лечебный метод АТ была предложена для лечения неврозов И. Шульцем в 1932 году. Воздействие АТ на организм сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций.

Выделяют две ступени АТ (по Шульцу): 1) низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

В заключении необходимо еще раз отметить, что эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Эмоциональные состояния влияют на качество и интенсивность деятельности. Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных фор­мах общения людей. Таким образом, эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности и поведения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: