У этих детей наблюдается повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес. Однако это не приводит их в крайнее раздражение. Они спокойно воспринимают справедливые замечания и могут попросить прощения, если замечания справедливы. Справедливые замечания или критика приводят их в замешательство, они могут стыдиться своего поступка, так как понятия совести и чести для них являются-главными нравственными ценностями. Высокая самокритичность и адекватное понимание замечаний способствуют в подростковом возрасте интенсивной работе над собой, что резко преображает сензитивный тип личности в период их зрелости.
Несправедливая же критика, или даже критиканство не по существу, их обижает, выбивает надолго из активной деятельности, а порой мобилизует, они как бы доказывают свою правоту действиями, а не разговорами.
7. К волевым проявлениям
По мере своего взросления волевые проявления сензитивного типа усиливаются. Этот тип личности раскрывается постепенно и лишь на первых этапах жизни ничем не примечателен, не демонстрирует четко обозначенных волевых установок в достижении целей. Многим кажется, что это легко ранимая, податливая, запросто управляемая личность. Однако на самом деле такие дети и взрослые лишь до поры, до времени позволяют окружающим безнаказанно пользоваться их расположением, злоупотреблятьих вниманием. Это очень целеустремленные, всегда с инициативой (которая подчас для них становится наказуемой) люди, которые спешат со своими инновациями, опережая время и готовность других понять их. С годами этот тип личности проявляет себя как дельная волевая натура, но очень добрая, легко ранимая и не защищенная от нападок других.
|
|
Сензитивному характерологическому свойству соответствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль.
Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, позволяют объяснить нравственный портрет младших школьников, обращая внимание прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, Так "как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами.
Предупредительный стиль семейного воспитания и инфантильный тип личности
|
|
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
В этом стиле семейного воспитания родители культивируют следующие отношения. Такой стиль семейного воспитания возникает в результате двух условий. Первое условие связано с тем, что ребенок рождается слабым, болезненным или инертным по типу нервной системы. Второе условие связано с особенностями характера родителей, сформированного на беспокойно-мнительных мироощущениях. Им все время кажется, что ребенок слаб, болезнен или может стать таковым. И в первом, и во втором случаях родители в равной степени склонны к предупредительному стилю семейного воспитания. В этом стиле семейного воспитания родители культивируют следующие отношения.
Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания.
Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребенка ни за какие проступки и выходки. Напротив, родители испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает, если не могут удовлетворить его прихоть. Родители сильно переживают, если кто-либо жестко обходится с их ребенком.
Родители много хвалят своего ребенка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия.
Полная покорность родителей ребенку: беспрекословное выполнение всех его желаний, страх перед капризами, высокая готовность гасить их любыми возможными и невозможными способами
Для родителей окружающие люди служат средством достижения своих целей, что делает их зависимыми от ситуаций и обстоятельств. Родители с большим опасением относятся к окружающим их людям, так как постоянно обеспокоены тем, что те могут принести им массу неприятностей.
Как правило, родители больше озабочены не тем,как поведет себя ребенок в той или иной ситуации, а прежде всего как удовлетворить всеего потребности и желания. Поэтому господствуют полная вседозволенность и потакание.
Так как ребенок с раннего детства лишен самостоятельной деятельности, то это приводит к некоторой задержке в развитии мыслительных операций, связанных с абстрактным представлением об окружающих явлениях, в период обучения в начальной школе. В этот период у инфантильного типа детей наблюдается потребность в действиях руками, т. е. в манипулировании предметами и инструментами, то, что остальные дети освоили в дошкольный период. Поэтому у этих детей в основном развит способ мыслительных операций от предметного действия к абстрагированию, в то время как у их сверстников — от абстрактных операций к предметному действию.
Однако это единственный тип детей, у которых существует готовность к одновременной деятельности руками и головой, т. е. с помощью практического действия познавать теоретические абстракции. Для такого типа детей больше соответствует обучение по системе Л. В.Занкова или Э. С. Френэ и совсем не соответствует система обучения в начальной школе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
В результате попустительского стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности, который, в свою очередь, имеет следующий вид отношений:
К людям
К окружающим людям, особенно в новой обстановке, такие дети относятся настороженно, с подозрением, а к своим близким холодны и равнодушны, если те не удовлетворяют их потребностей и капризов. Это совершенно безобидные дети, которые ничего плохого не делают другим, но и ничего хорошего, так как в основном озабочены удовлетворением своих желаний.
|
|
2.К деятельности
Это очень своевольный тип личности, который занимается лишь тем, что ему нравится. Поэтому, даже при хороших природных интеллектуальных, задатках, если у этих детей нет установки на обучение, то она практически и не формируется в процессе учебной деятельности, что приводит к плохой успеваемости. Зато эти дети с удовольствием любят работать руками — пилить, строгать, лепить, разбирать, шить, вышивать, готовить пищу, играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.
Прагматизм является главной чертой их характера, что отражается на отношении к учебной деятельности, в которой они не видят прока, а отдаленные результаты их не привлекают. Более того, этим детям свойственен способ познания окружающего мира от предметного действия к абстрактному восприятию, что не свойственно для современных систем обучения в отечественных школах.
3. К своим возможностям
Так как «инфантильного» типа дети не прошли в детстве всех стадий освоения предметного мира и компенсируют этот пробел в школе, то они адекватно оценивают свои возможности. Без страха, но осторожно, тайком, без спроса пробуют осваивать все, что ранее ими было непознано.
4.К коллективу
Данного типа дети в младшем школьном возрасте практически не нуждаются в коллективе, абсолютно к нему равнодушны, точно так же, как и коллектив к ним.
5.К себе
Дети инфантильного типа очень любят себя, поэтому никогда не бывают самокритичны и во всех бедах обвиняют других. Как дети, так и взрослые этого типа требуют много внимания к себе.
6. К критике и замечаниям
Дети и взрослые безразлично относятся к критике. Это характерно в особенности для дошкольного и школьного возраста до периода полового созревания. До этого момента они «непробиваемы» никакими критическими замечаниями. Однако в период полового созревания, как и все подростки, они щепетильно относятся к замечаниям. В особенности не позволяют это делать близким или учителям, сильно обижаются, впадают в апатию, а при публичном оскорблении готовы «наложить на себя руки». В этот период жизни критика воспринимается ими болезненно и может быть смертельно опасной.
|
|
7. К волевым проявлениям
Нельзя назвать детей этого типа безвольными, так как в своих капризах они добиваются всегда успеха. Трудно их назвать неорганизованными или недисциплинированными, так как свою любимую деятельность всегда организуют безупречно. Ведут себя эти дети спокойно, нарушают дисциплину, как правило, за компанию, так как оставшись один на один с собой, у них не возникает желания шалить, бегать, крушить или еще чего-либо, что делают чрезмерно активные дети. Инициатива их не носит социальный характер и чаще всего связана с эгоистическими устремлениями. Такого типа дети могут быть и целеустремленными, если обретают любимую деятельность в виде будущей профессии. Это очень часто подталкивает их к более успешному обучению, т. е. заставляют работать, напрягая свою волю и в том виде деятельности, который для них. непривлекателен, но во имя любимых занятий могут идти на столь тяжелую жертву, чтобы еще успешнее обучаться.
Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность.
Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни.
Если школьники инфантильного социально-педагогического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успеваемость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности.