Сочувствующий стиль семейного воспитания и интровентированный тип личности

Сочувствующий стиль семейного воспитания способ­ствует формированию интровертивного социально-пси­хологического типа личности. Такой стиль воспитания может возникнуть в силу трех условий: при материальном недостатке, при плохих бытовых условиях жизни и при отсутствии духовной близости между супругами или от­сутствие одного из родителей. При этих условиях родите­ли культивируют следующие отношения:

       В силу постоянной занятости родителей ребенок с ран­него возраста предоставлен сам себе. Игры его чаще всего напоминают имитацию трудовых операций родителей.Дети, предоставленные сами себе, развиваются в нормальной, теплой, дружеской об­становке. Когда родители освобождаются от домашних дел, они с радостью общаются с ребенком. Однако удов­летворяют потребности ребенка только в силу имеющих­ся возможностей и не более. Дети постоянно видят, что родители не пытаются ни насилием, ни ласками ограни­чить их потребности. Напротив, родители трудятся в поте лица, чтобы обеспечить самый необходимый минимум своему ребенку. Родители любят своего ребенка, но никогда не балу­ют.

    Следует обратить внимание, что это единственный тип родителей, который благодарен окружающим людям и никогда не ожидает от них ничего взамен. Они всегда рады появляющимся у них друзьям, знакомым и даже по­сторонним, оказывают посильную им помощь. Они уме­ют жалеть, сострадать, понимать чужое горе и боль, т. к. они очень дорожат человеческими отношениями как главной ценностью в этом мире, на таких родителей все­гда могут положиться окружающие.

Формирование нравственных норм у ребенка осуще­ствляется через стремление родителей поддерживать доб­рожелательные отношения, не огорчающие и не омрача­ющие настроение ребенка. Вот почему интровертивного типа дети стремятся домой, устают от хаотично мечущих­ся по школе сверстников. Им непонятно их поведение, но осудить они не в состоянии, так как слишком робки и просто не приучены к осуждению.

    Так как ребенок достаточно много времени проводит один, то у него вырабатывается невольное желание наблю­дать за окружающим его миром. Однако в силу ограничен­ного общения со сверстниками и старшими ребенок вы­нужден осмысливать все самостоятельно, и, не находя вы­хода своим мыслям, чаще всего рассуждать сам с собой. Отсюда у ребенка богатый внутренний мир, высокая убеж­денность в правильности своих мыслей, так как они про­шли проверку собственной практической деятельностью или наблюдениями за другими людьми. Постоянное ос­мысливание своих и чужих действий формирует у этого типа детей высокую организованность как в физической, так и в интеллектуальной деятельности. Разумные дейст­вия ребенка родители высоко ценят и положительно отно­сятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоциональных и спонтанных.

    В результате сочувствующего стиля семейного воспита­ния формируется интровертивный социально-психологиче­ский тип личности, который, в свою очередь, на поведенче­ском уровне выражает следующие виды отношений:

    1. Отношение к людям

    Эти дети и взрослые очень внимательные и чуткие по отношению к окружающим людям. Они никогда никого не беспокоят и не обременяют своим присутствием. Чаще всего ведут замкнутый образ жизни, уважительно отно­сясь к интересам других людей и никогда не раскрывая своего внутреннего мира другим людям.

2. Отношение к деятельности

С раннего возраста эти дети ответственно относятся вначале к учебной деятельности, затем к обществен­ным поручениям, а в последующем и к производствен­ным обязанностям. Всегда стараются доводить дело до конца, стойко преодолевая любые препятствия на своем пути. Любую работу выполняют спокойно, не то­ропясь, без суеты

    3. Отношение к своим возможностям

    При всей высокой работоспособности этих детей и при том, что они умеют очень многое делать — тем не менее они занижают оценку своих способностей. Это связано, прежде всего, с их скромностью, нежеланием обращать на себя внимание других людей. Всегда считают, что то, чего они добиваются, — это есть успех не только их личный.

Занижение своих возможностей в школьный период жизни приводит к тому, что на уроках они отвечают тихо, безэмоционально, неуверенно, за что очень часто им сни­жается оценка. Принижение своего достоинства отрица­тельно сказывается в период юношества, что препятству­ет знакомству молодых людей, установлению дружеских отношений или даже препятствует успешному вступле­нию в брак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: