Попустительский стиль и конформный тип личности

В процессе попустительского стиля семейного воспи­тания родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий.     Родители обучают своих детей беспрекословному вы­полнению правил, требований и их прихотей. Родители непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку, часто склонны к построению спекулятивных отношений, когда мать просит ласки у ребенка с помо­щью обещания угостить конфеткой или еще чем-либо, в чем нуждается ребенок. Родители постоянно обещают ре­бенку за выполненную им работу вознаграждение. Они по­лагают, что ребенок всегда должен видеть, что ему выгодно делать, а что нет.

Родители постоянно демонстрируют ребенку образец двуличного взаимоотношения с окружающими: друзья­ми, соседями, родственниками.     Мыслительная деятельность ребенка в основном связана с поиском и ожиданием возможного получения удовольствий. Чаще всего их интеллектуальная деятель­ность направлена на поиск способов как «выкрутиться» из той или иной ситуации, уйти от ответственности в цепи тех жизненных отношений, которые порождены ло­жью и обманом других людей.

              В результате вышеотмеченного попустительского стиля семейного воспи­тания у детей формируются собственные новые отношения, которыми характеризуется конформный социально-психоло­гический тип личности. Для него характерны следующие виды отношений:

    1. К людям

    Учащиеся данного типа отличаются от других тем, что очень веселы и подвижны в играх со сверстниками. Однако товарищи с детьми «конформного» типа играют неохот­но. Ученики их считают «подхалимами», «ябедами», «под­лизами», так как они передают учителю все, что делают их товарищи.

    2.К деятельности

    Дети этого типа не любят ни умственный, ни физиче­ский труд. Эта тенденция для них характерна во все воз­растные периоды жизни. Работая, они быстро устают, а поэтому стремятся под всякого рода предлогами отказа­ться от работы, увильнуть или устроить отвлекающее всех мероприятие. Им свойственна высокая активность, но она всегда направлена на поиск личной выгоды, поэтому они недобросовестно относятся к поручаемым им обя­занностям.

    3. К своим возможностям

       С раннего детства для них не существует ничего не­возможного, так как путем ласки, обмана и даже подкупа добиваются удовлетворения всех своих потребностей.

    4. К коллективу

    Это единственный тип детей, который не может обхо­диться без детского коллектива. Среди людей они чувст­вуют себя «как рыба в воде». Коллектив для них — это «поле» для интриг и выгодных сделок или просто наличие объектов для обирательства.

    5.К себе

       Очень любят себя. Любят наряжаться, смотреться в зеркало. Любовь к себе столь велика, что эгоистическая направленность пронизывает весь их образ мыслей и жизни. Смысл их жизни — удовлетворение своих лич­ных потребностей, которые очень часто не связаны с социальными, поэтому их не интересует ни процесс де­ятельности, ни его результаты. Для них главное — ис­пользовать результат, притом не важно чей, в своих ко­рыстных целях.

6.К критике

Критику дети и взрослые этого типа практически не воспринимают. Они не возмущаются, не протестуют про­тив критических замечаний в свой адрес, они их просто не замечают.

К волевым проявлениям

Волевые проявления носят чисто конъюнктурный ха­рактер. Если им выгодно, то они могут быть организован­ными, дисциплинированными, инициативными. Однако это все внешняя формальная сторона их волевых прояв­лений на небольшой промежуток времени, после чего они опять могут возвращаться в свое прошлое состояние, позволяющее им вести себя так, как им вздумается или наиболее удобно и выгодно.

У этого типа детей очень часто может проявляться вы­сокая целеустремленность, чаще всего она связана с та­кими установками, которые прямо или косвенно позво­ляют удовлетворить жизненно важные их потребности. Поэтому мотивы их деятельности жестко связаны с чисто корыстными интересами.

    Таким образом, конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качест­ва: нечестность, хвастовство, хитрость и изворотливость, отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безраз­личие к безнравственным поступкам других, подхалимст­во, недобросовестность.

    Проявление отмеченных личностных качеств позволяет им быстро приспособиться к педагогическим воздействиям. Личностные качества имеют явно нравственный изъян, - свидетельствующий больше о моральной дисгармонии уча­щихся данного типа, чем о психологической аномалии. Личностные качества позволяют «конформному» социаль­но-психологическому типу личности выходить из любых сложнейших ситуаций достаточно успешно, не чувствуя и не переживая нравственный дискомфорт.

Однако для нас было открытием, что дети «конформ­ного» характерологического типа имеют низкий интел­лектуальный показатель. В школе они обучаются удов­летворительно за счет построения хороших взаимоотно­шений с учителями. Вероятно, этим объясняется секрет, почему учащиеся всяческим образом стремятся войти в доверие к учителю, используя в этих целях ласку, угодни­чество, ябедничество, лесть, подхалимство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: