Распространение компрометирующих конкурента материалов, не соответствующих действительности

С позиций российского законодательства агитация, побуждающая голосовать против того или иного кандидата, является вполне легитимным средством. Правда, делается оговорка, что распространяемые негативные сведения о кандидате должны соответствовать действительности. Однако на практике такая оговорка воспринимается скорее как формальная.

Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат (в том числе выдвинутый специально для этой цели) или же реально существующая организация. Как правило, подобные действия предпринимаются в последнюю неделю перед выборами, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями, но избиратели успевают «отойти» от шокирующего воздействия информации и все-таки прийти голосовать, но изменив свои первоначальные установки.

К компрометирующим материалам такого рода относятся распространявшиеся в ходе различных кампаний сообщения:

· о чрезмерно высоких, непонятным путем приобретенных доходах кандидата (фотографии дач, интерьеров домов, дорогих банкетов в ресторанах и т.п. — создание картины «пира во время чумы»);

· о бюджетных и административных злоупотреблениях;

· о связях с мафией, крупным теневым бизнесом, преступлениях кандидата в прошлом (в том числе о скрываемой судимости, указание якобы клички кандидата);

· об измененной фамилии, имени, отчестве, национальности и т.д.;

· о любовницах, брошенных женах и детях (можно ожидать возрастания компромата такого плана — интервью, видео- и аудиозаписи и т.п.);

· о безнравственном поведении кандидата;

· о якобы имеющихся психических отклонениях, тяжелых заболеваниях и т.д.;

· о вымогании денег у предприятий и организаций в предвыборный фонд кандидата и на его личные нужды;

· об использовании грязных технологий, неэтичном поведении в ходе кампании.

· Повышение популярности за счет представления кандидата как жертвы интриг конкурента.

Особое место здесь занимают грязные технологии, направленные на повышение собственной популярности, применяемые с целью вызвать сочувствие к «обвиненному» и негативное отношение к его конкурентам, «играющим грязно». В их числе:

· имитация покушений (так называемые «самострелы»);

· распространение ложных сообщений об угрозах кандидату;

· распространение ложных сообщений об установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата;

· распространение ложных сообщений о поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом;

· распространение ложных сообщений о принадлежности кандидата к популярной у избирателей округа организации;

· распространение агитматериалов против кандидата с очевидно нелепыми обвинениями в его адрес.

Нарушение логических, структурных и временных связей между событиями и фактами. С этой целью используются следующие методы и приемы:

· псевдологические выводы (метод состоит в использовании неправильных логических выводов);

· выборочный подбор информации (логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. В избирательных кампаниях особенно часто используется при проведении различных социологических опросов, развитии и поддержке негатива в адрес конкурента и т.д.);

· нарушение логических и временных связей между событиями (при помощи этого приема из разрозненных негативных фактов выстраивается общая негативная тенденция или общий негативный фон. Применяется вместе с методами «выборочного подбора информации» и «псевдологических выводов»),

3. Создание определенного информационного контекста достигается при помощи методов, перечисленных ниже.

Подбор окружающих фактов, поддерживающих информацию для усиления негативной. Метод заключается в намеренном формировании информационного окружения вокруг того или иного факта для усиления (или ослабления) его пропагандистского эффекта.

Создание контраста окружение факта контекстом, снижающим доверие к нему.

Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску. При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации в негативном ключе. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Например, в одной из избирательных кампаний использовался в форме: «Ну вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники, как №> с одновременной демонстрацией благосостояния кандидата.

Создание иллюзии общественного неодобрения. Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, «представителей» различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.

При подготовке «партизанской атаки» стоит помнить о правиле «много — не значит хорошо». Эффективность атаки может снизить:

· обилие тем и эпизодов для критики и в результате общая неубедительность;

· чрезмерные «запугивания» избирателей и «вопиющие» провокации способны «сыграть» на руку скорее конкуренту, нежели инициатору атаки;

· обилие материалов способно переместить акценты на фигуру конкурента и снизить внимание к кандидату.

«Фронтальная атака»

«Фронтальная атака» осуществляется, когда один кандидат атакует другого публично или в средствах массовой информации. При грамотном ведении избирательной кампании необходимость во «фронтальной атаке» возникает крайне редко. Как правило, «фронтальная атака» включает в себя обнародование самим кандидатом неприятных факторов о прошлом либо о настоящем соперника (информация о его деловых махинациях, заведенном прокуратурой деле, многократной измене партийным идеалам и похищении партийных денег и т.д.). Однако если в ходе «партизанской атаки» могут быть использованы как реальные факты из жизни соперника, так и откровенная «черная» пропаганда, то во «фронтальной» атаковать имеет смысл, только имея на руках все подтверждающие обвинения документы. Перечислим еще ряд рекомендаций по подготовке «фронтальной атаки»5.

· Атака, проведенная во время прямых дебатов, в российских условиях часто вредит имиджу атакующего, превращая его в глазах общественного мнения в «скандалиста».

· Начав действовать в атаке или обороне, обычно не упускается инициатива, навязывается сопернику план развития ситуации.

· Если в руки одного из конкурирующих кандидатов попали обличающие соперника документы или стали известны какие-то любопытные факты его биографии, лучше отказаться от «лавров разоблачителя» — желающие «вывести» соперника «на чистую воду» всегда найдутся.

Разовая «фронтальная атака» эффективна за 4—6 дней до выборов. При этом чем крупнее выборы и сложнее доступ к СМИ, тем раньше нужно наносить удар.

Серийная «фронтальная атака» обычно начинается за 6—7 дней. Однако следует учитывать то, что не исключается возможность вступления в конфликте законодательством некоторых регионов, запрещающих ведение пропаганды против кандидатов за определенный срок до выборов. Но крайне маловероятно, что кандидат будет «выкинут из бюллетеня», хотя протест в избирательную комиссию наверняка будет направлен.

Перед началом атаки прорабатываются несколько вариантов реакции на нее со стороны атакуемого. Основные методы «фронтальной атаки» — распространение реального компромата и психологическое давление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: