Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
Методическая разработка лекционного занятия № 35
Тема:
«Сердечно-легочная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти»
Тип занятия: лекция
МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело
Курс: 1
Количество часов: 2
МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК
Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 35
Тема занятия: Сердечно-легочная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти.
Специальность: Сестринское дело
Курс: 1
МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Цели занятия:
Образовательные:
Признаки клинической и биологической смерти, причины и признаки обструкции дыхательных путей, причины и признаки остановки сердца, этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР), возможные осложнения СЛР, критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.
|
|
Развивающие: Сформировать у студентов умения практического применения изученного материала.
Воспитательная:
Развивать личные качества, присущие медицинской сестре: знания, умения, сопереживание, милосердие, терпение, целенаправленность.
Междисциплинарные связи: Гигиена и экология человека, анатомия и физиология человека, здоровый человека и его окружение, фармакология, основы патологии.
Внутридисциплинарные связи: Теория и практика сестринского дело (потребности человека, обучение в сестринском деле, сестринский процесс, общение в сестринском деле). Безопасная больничная среда для пациента и персонала (дезинфекция, стерилизация, лечебно-охранительный режим).
Место проведения: лекционная аудитория
Тип занятия: лекция
Количество часов: 2
Обеспечение занятия: Информационные (учебник), методическая
разработка.
Литература:
1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-наДону: Феникс, 2014-733с.:ил.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И.Теоретические основы сестринского дела: учебник/С.А. Мухина, И.И. Тарновская.-2-е изд. Испр.и доп.-М.: ГЭ ОТАР-Медиа, 2014 г.
Студент должен знать:
1. Признаки клинической и биологической смерти.
2. Причины и признаки обструкции дыхательных путей.
3. Причины и признаки остановки сердца.
4. Этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР).
5. Возможные осложнения СЛР.
6. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.
|
|
Студент должен уметь:
1. Провести СЛР взрослому.
2. Определить наличие обструкции дыхательных путей.
3. Оказать первую помощь при обструкции дыхательных путей инородным телом пострадавшему.
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6, Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть
вмешательств.
ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками
лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского
назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Цели занятия (мотивация) 2 мин.
3. Введение нового материала 80 мин.
4. Закрепление материала 3 мин.
5. Задание на дом 1 мин.
6. Подведение итогов 2 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент: Приветствие преподавателя, проверка присутствующих, внешнего вида студентов и подготовка аудитории к проведению лекции.
2. Цели (мотивация) занятия: Реаниматология – наука о патогенезе, профилактике, лечении терминальных состояний, изучении и лечении реанимационной болезни. Реанимация – восстановление утраченных жизненно важных функций организма при остановке дыхания и кровообращения. Термин «реанимация» означает «оживление», «возвращение к жизни». Медицинская сестра должна уметь выполнять основную задачу реанимации – поддержание жизни человека – в пределах своей компетенции.
3. Введение нового материала: (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
а) введение: Понятие реанимация. Проведение реанимационных мероприятий, роль медицинской сестры.
б) основная часть: Причины, приводящие к внезапной остановке сердца. Признаки клинической и биологической смерти, смерти мозга.
Основные принципы сердечно-легочной реанимации. Оценка эффективности реанимационных мероприятий. Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки обструкции. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации их профилактика. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации. Универсальные меры предосторожности при проведении искусственной вентиляции легких.
в) заключение: Резюме.
4. Закрепление материала:
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
|
|
1. Признаки клинической смерти.
2. Признаки биологической смерти.
3. Стадии терминального состояния.
4. Понятие и виды обструкции дыхательных путей.
5. Признаки частичной обструкции дыхательных путей.
6. Характеристика признаков полной обструкции дыхательных путей.
7. Правила выполнения реанимационного пособия.
5. Домашнее задание:
Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-наДону: Феникс, 2014 стр. 651-667.
6. Подведение итогов занятия: Рекомендации для самостоятельной работы – при изучении материала обратить внимание на причины и признаки обструкции дыхательных путей; возможные осложнения СЛР; критерии эффективности проводимых мероприятий СЛР. Составить глоссарий терминов по данной теме.
Преподаватель___________________________________
Терминологический словарь
Агония — стадия терминального состояния.
Асфиксия — удушье.
Афония — отсутствие звучности голоса.
Гипоксия — дефицит снабжения тканей организма кислородом.
Реанимация — оживление.
Терминальное состояние — обратимое состояние между жизнью и смертью.