Структурный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить контент-анализ. В этом случае нас интересует не столько что говорится, сколько как говорится и сколько с точки зрения физических характеристик материального носителя исследуемой информации.

Нас может интересовать, например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему нас предмету в том или ином источнике. Сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании? Сколько статей или страниц бывает ежегодно посвящено в российских политологических журналах анализу государственно-политических проблем Азии? Изменялось ли это количество за последние 20 лет или осталось неизменным? В данном случае речь идет о структурном контент-анализе, при котором предметом изучения и измерения становятся не тонкости содержания, а способ презентации сообщения.

Предметом исследования могут стать и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения. Сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией? (выяснилось, те, которые сопровождаются, привлекают больше читательского внимания). Каковы размеры заголовка данного газетного сообщения? Напечатано ли оно на первой полосе или же похоронено в ворохе реклам? Мы следим за фактом наличия или отсутствия материала по теме, за степенью его выделенности, за его размерами. В результате мы зачастую получаем анализ с куда более надежными измерениями, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (постольку, поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимый[17].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: