Этап 3. Формулирование запроса

Запрос – предполагаемый результат. К чему клиент хочет прийти? Конкретная формулировка в положительных терминах (без «не»), результат касается самого клиента и его жизни (не других)

 

Проблему нужно перевести                                                 в запрос

 

Неконструктивные запросы: нереалистичные, неопределённые, «родительские» (заставьте меня против моей воли, «я должен»), на изменение других.

Конструктивные: об информации, о помощи в самопознании, помощи в саморазвитии, о трансформации, о снятии симптома, о принятии решения.

 

Из книги Р. и М. Гулдинг «Психотерапия нового решения»

Психолог: Что вы хотите изменить в себе сегодня?

Клиент: Что?!

(Вопрос подает клиенту сигнал, что изменение возможно, возможно сейчас, а не на следующей неделе, в следующем месяце, году, и указывает ему на то, что клиент будет сам нести ответственность за свои изменения?)

Клиент: Я думаю, я бы, вероятно, хотел...

Психолог: Думаю... вероятно... бы (Терапевт подчеркивает слова, выражающие неуверенность).

Клиент: (Смеясь). Я хочу перестать откладывать. (В качестве примера он рассказывает, что откладывает написание статьи.)

Психолог: Что же вы говорите себе по этому поводу?

Клиент: Кляну себя, на чем свет стоит. Расстраиваюсь и чувствую себя виноватым.

 

(Наш опыт показывает, что суть дела не в откладывании, а в том, как люди чувствуют себя при этом. Они себя критикуют, обещают себе исправиться и мучают себя мыслью о незавершенном деле. Мы предпочитаем сначала заключать контракт "не изводить себя" и лишь затем принять контракт на окончание клиентом начатой работы).

 

Психолог: Как название статьи, которую вы собираетесь написать?

Клиент: (Задумывается на мгновение, затем говорит название.)

Психолог: Не напишете ли название на бумажке? (Клиент пишет). А теперь первое предложение? (Клиент пишет). И, пожалуйста, последнее. (Пишет). Отлично, у вас есть название, первая фраза и последняя. Как насчет написания середины?

Клиент: До весны сделаю.

Он может написать или не написать статью. Он ее напишет, если захочет написать ее больше, чем не написать.

 

Пол: В Джоан есть что-то коварное. Вы знаете, она сделала две вещи, которые были для меня огромным обесцениванием.

Терапевт: Я не знаю.

Пол: Хорошо, сейчас поясню. Джоан сделала две вещи, которые обесценивали меня, и даже не заметила этого.

Терапевт: Посадите Джоан перед собой и объясните ей, что же она сделала.

Пол: (Объясняет Джоан, что она забыла послать важную корреспонденцию, хотя обещала это сделать, и стала опять заходить к соседям, хотя и обещала не делать этого.) Джоан, я не буду с тобой жить, если ты и дальше будешь обесценивать меня. Ты заставляешь меня чувствовать себя маленьким мальчиком.

Терапевт: Она вас никак не заставляет чувствовать. Вы решили чувствовать себя маленьким мальчиком.

Пол: Я чувствую себя маленьким мальчиком. Ты обещала сделать и не сделала. (Он очень рассержен.) Если ты говоришь, что не сделаешь, у меня нет претензий, но когда ты обещаешь и не делаешь, я чувствую себя дураком. Ты обесцениваешь... и я чувствую себя маленьким придурком. (Последующие 15 минут мы работаем над примером того, что он чувствует, когда ощущает себя ребенком. Мы подчеркиваем, что никто никого не может заставить чувствовать себя "не на высоте". Это заблуждение.)

Терапевт: Итак. Она что-то делает. Может, играет в ту или иную игру. Что она делает, мне не интересно. Вы можете разрешить проблему, посчитав, что ее заслуги перевешивают ее прегрешения, или же, наоборот, решите расстаться с ней. Вы решаете о себе. И только вы сами решаете, чувствовать ли себя маленьким мальчиком в ответ на ее действия. Ухватили мысль?

Пол: Мысль неожиданная. Я думаю. И я поражен важностью того, чему сейчас учусь. Чувствую какую-то свободу. Это очень новая мысль. Мне надо поразмышлять на эту тему.

Терапевт: Хорошо. "Обесценивание" - слово, которое "заставляльщики чувствовать" усвоили слишком поспешно.

 

Детей приучают думать, что они несут ответственность за чувства других. Только мы сами должны решать, чувствовать ли себя обесцененными или нет.

 

_______________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: