Цивилизация и формация

Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:

♦ ступень развития человечества, которая следует за периодом ди­кости и варварства (Льюис Г. Морган, Ф. Энгельс);                                               

♦ мировое сообщество государств и народов;

♦ культуру общества;

♦ степень развития материальной культуры;

♦ завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер),

В последние годы, под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход к развитию общества сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций. Каждая из них проходит разные этапы - от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А, Тойнби, Ф. Фукуяма и др.). Согласно взглядам многих из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга. Во многих случаях Запад противопоставляется Востоку. В XXI в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур; идет активный процесс, названный «диалогом культур».

 Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Формация, по К. Марк­су, - это определенная ступень исторического разви­тия общества. Любое общество переживает последова­тельно несколько формаций. Формация обладает базисом и надстройкой и опре­деляется ей присущим способом производства. Базис формации (основная часть общества) — это совокуп­ность производительных сил, т. е. обладающих навы­ками производственной деятельности людей, и средств производства, то есть орудий труда и ресурсов, необ­ходимых для производства, и производственных от­ношений, то есть отношений между людьми по поводу производства. Общественная надстройка включает в себя государство и все политические институты, а также религию, принятую систему ценностей и вообще всю духовную культуру общества.

Первобытнообщинный способ производства, основан­ный на присваивающем хозяйстве, когда люди брали из природы в готовом виде все необходимое для жизни, доставлял людям минимум средств существования. Поэтому все люди одинаково трудились и поровну делились добытым. Вследствие этого все были рав­ны — первобытный коммунизм.

С переходом к производящему хозяйству, когда люди, освоив земледелие и скотоводство, начали сами создавать продукты своего потребления, появились т. н. излишки материальных благ. Их распределяли уже не поровну. И в обществе появилось неравенство. Люди в обществе разделились на классы. Первыми классами стали рабовладельцы и рабы, живые орудия труда. Для обеспечения своего господства над ними рабовладельцы создали государство, особую организацию внеэкономического принуждения. Так образовалась рабовладельческая формация.

Средства производства развивались далее. На смену рабовладельческой приходит новая фор­мация — феодальная. Ее классы: феодалы, владеющие главным средством производства — землей, и зависи­мые крестьяне, работающие на этой земле за определен­ные повинности феодалу. Далее та же схема: развива­ющиеся производительные силы приходят в растущее противоречие с производственными отношениями; рас­тущее противоречие между крестьянами и феодалами; социальный взрыв, именуемый революцией.

Следующая формация — капиталистическая. Её основные классы: капиталисты, владеющие более развитыми средствами производства, сначала мануфактурами, затем заводами и фабриками, и рабочие, работающие на них. Механизм уничтожения капиталистической формации  — путем революции. К. Маркс предполагал, что завершающей стадией развития человечества будет коммунистическая формация. Уничтожив надстройку капиталистической формации, рабочие присваивают себе средства произ­водства. Вследствие этого они становятся хозяевами и всего произведенного. Капиталистов как класса боль­ше нет, частной собственности тоже нет, все равны и все заняты в производстве. Свободный рынок в этих обстоятельствах заменяется прямым продуктообменом. Государство отменяется за ненадобностью. Это общество абсолютной социальной справедливости, в котором нет эксплуатации человека человеком, таким образом, должна быть достигнута вершина социального развития человечества.

Вопросы к тексту:

1. Что такое цивилизация? (1 б.)

2. Назовите имена учёных, изучающих цивилизационный подход к изучению общества. (1 б.)

3. Как вы понимаете, в чём состоит смысл цивилизационного подхода к изучению общества? (1 б.)

4. Что такое формация? (1 б.)

5. Какие формации называет К. Маркс, дайте им краткую характеристику. (1 б.)

 

Практическая работа №8

Тема: «Типы экономических систем»

Цель работы:

· Выяснить, что такое «экономическая система», какие типы экономических систем в мире существуют;

· Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом 

2. Проанализируйте текст;

3. Дайте определение термину «Экономическая система»

3. Заполните таблицу «Типы экономических систем»

Тип экономической системы Характеристика экономической системы
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: