Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта. В науке принято выделять четыре основных типа экономических систем: традиционная экономическая система, командно-централизованная экономическая система, рыночная экономиче­ская система, смешанная экономическая система. Традиционной называют экономическую систему, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. В основе традиционной экономической системы лежит натуральная форма общественного хозяйства. При натуральном хозяйстве общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц, к которым отно­сятся: патриархальные крестьянские семьи, примитивные сельские общины, феодальные поместья. В натуральном хозяйстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к потребителю путем прямого распределения. Признаками натурального производства можно считать:

 ♦прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

 ♦производство продуктов для собственного потребления;
 ♦ существование системы распределения труда внутри общины;

 ♦общинную (общественную) и частную (рабовладельческую, феодальную) собственность.

Натуральное хозяйство преобладало в доиндустриальных обществах. Черты традиционной экономики сохраняются в настоящее время в наиболее отсталых странах Африки и Юго-Восточной Азии.

В основе централизованной (командной) экономической системы лежит государственный монополизм. Земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики также решает государство. В плановой экономике люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Командная экономическая система была внедрена и в период её расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли. В настоящее время централизованная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.

В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Кроме того, важным условием является конкуренция. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности. В настоящее время в России и других бывших социалистических странах осуществляется регулируемый государством переход от командной экономики к рыночной. Смешанная экономика объединяет в себе черты экономики рыночной и централизованной. Механик рынка дополняется активной деятельностью государства - его регулирующей функцией и национализированным производством. При этом государству принадлежат, как правило, предприятия в базовых отраслях производства, например, тяжелая индустрия, пути сообщения, центральный банк. В частном секторе смешанной экономической систе­мы сосредоточены средние и мелкие предприятия и вся сфера услуг. Центральные вопросы экономики решает рынок, но государство влияет на него посредством процентных ставок, налогов и таможенных сборов, а также других механизмов макроэкономического регулирования. Таким образом, стремление к личному обогащению уравновешивается и корректируется в видах общих национальных интересов. Смешанная экономика существует в настоящее время в странах Европы и Северной Америки.

 

 


Практическая работа №9

Тема: «Факторы спроса и предложения»

Цель работы: выяснить, что такое «спрос», «предложение», в чём состоит суть закона спроса и закона предложения, какие факторы влияют на спрос и предложение.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

Спрос и предложение.

Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение.

Спрос – это намерение покупателей приобрести товар по данной цене, подкреплённое денежной возможностью. В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и, наоборот, чем выше цена этого товара, тем ниже спрос на товар. Цена является основным фактором спроса.

       Но кроме нее существуют и неценовые факторы: доход, вкусы и привычки потребителя, изменение структуры насе­ления (по возрастному, профессиональному и другим при­знакам), цены на близкие по назначению и качеству това­ры, реклама, мода и др.

Закон спроса работает в условиях ста­бильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен, не распространяется на антиквариат, предметы роскоши (т.е. на те товары, которые выступают средством накопления), а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые то­вары.

Изменение количества товара, которое покупатели хо­тят и могут купить в зависимости от изменения цены, на­зывают изменением величины спроса. Если цена на то­вар снижается, то величина спроса на него возрастает и наоборот.

Предложение – это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на него.

Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Основным фактором предложения также является цена.

Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие неценовые факторы:

■ уровень технологии (при улучшении технологии на единицу ресурсов можно получить больше продукции);

■ цены на ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции и, как следствие, увеличение цены);

■ налоги (чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции);

■ количество производителей (с увеличением их числа предложение возрастает);

■ ожидания производителя (предложение может изменяться в зависимости от ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налогов и др.);

■ цены на другие товары (если они растут, происходит отток капитала в сферу производства этих товаров).
Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, характеризующееся равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. При анализе равновесия на рынке одного товара (рассматривается один вид продукции) соотношение спроса и предложения касается только этого товара, при этом не учитывается ситуация на рынке других товаров, хотя известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен заменяющих его товаров. Поэтому нарушение равновесия на рынке одного товара может оказать влияние на рынки других товаров, его заменяющих.

 

Вопросы к тексту:

1) Дайте определение терминам: «спрос», «предложение». (1 б.)

2) Сформулируйте закон спроса и закон предложения. (1 б.)

3) Какие факторы влияют на спрос? (1 б.)

4) Какие факторы влияют на предложение?(1 б.)

5) Покажите действие закона спроса и закона предложения на конкретных

примерах. (1б.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: