Управление качеством продукции

Введение

Системы управления устанавливают взаимодействия между производителями и заказчиками продукции, касаются внешних отношений, построены на основных принципах законодательства о качестве продукции и защите прав потребителя, оформляются государственными стандартами. Потребителями могут быть предприятие или гражданин, использующие продукцию для собственных или личных нужд.

Учебный вопрос №1

 К принципам законодательства о качестве продукции и защите прав потребителя относятся:

· первоочередное соблюдение интересов потребителя, всемерная защита его прав и усиление роли в определении качества продукции;

· эффективное использование систем управления качеством продукции, обеспечение экономической заинтересованности разработчиков, изготовителей, потребителей и общества в целом в повышении его качества;

· четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого участника отношений по обеспечению качества продукции в системе управления.

Под заказчиком понимается предприятие, государственный орган или гражданин, заказывающие самостоятельно или по чьему-нибудь поручению разработку либо производство продукции.

Разработчиком является предприятие или гражданин, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы по созданию и освоению новой продукции. К изготовителю относят предприятие (гражданина), производящее продукцию для реализации. Таким образом, основным звеном в создании и производстве качественной продукции является предприятие, главная задача которого – удовлетворение потребностей населения, народного хозяйства и экспорта в качественной продукции. Предприятие самостоятельно определяет основные направления, цели и задачи, осуществляет мероприятия по обеспечению качества производимой продукции.

Действующие системы управления качеством продукции построены на базе стандартизации, из них системы качества группы международных стандартов ИСО серии 9000 распространены на предприятия, единая система государственного управления качеством продукции адаптируется на рыночные отношения и распространяется на весь масштаб народного хозяйства России.

Международная организация по стандартизации (ИСО) утвердила серию международных стандартов ИСО 9000 – ИСО 9004, концентрирующих опыт, накопленный в различных странах, производящих продукцию или услуги в расчете на удовлетворение требований потребителя.

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО приняты в России для прямого использования в виде (ниже стандарты ИСО в российских обозначениях указаны в скобках):

ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87) "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании".

ГОСТ 40.9002-88 (ИСО 9002-87) "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

ГОСТ 40.9003-88 (ИСО 9003-87) "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Система управления качеством создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества.

Поставщик должен обеспечить понимание этой политики, ее проведение на всех уровнях организации (рис. 12).

Рис.12. Система управления качеством

Система управления качеством охватывает все стадии жизненного цикла продукции, который также называется петлей качества, с разделением на этапы: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) утилизация после использования.

По характеру воздействия на этапы петли качества в системе качества выделяют три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Учебный вопрос №2

Обеспечение качества продукц ии представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству (рис. 13).

 

Рис. 13. Обеспечение качества

 

Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции.

Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин. В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл» (рис. 14), который включает контроль, учет, анализ, оценку, принятие и реализацию решения.

Улучшение качества продукции означает постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества. Объектом процесса улучшения качества служит любой элемент производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Соотношение трех направлений деятельности в системе качества: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества, можно проиллюстрировать на примере (рис.15).

Требования ИСО 9000 уточняет и ужесточает стандарт QS-9000 на основные руководства по системам качества своих поставщиков и методы их оценки.

К этим стандартам примыкает группа стандартов серии 10000 на проверку систем качества.

 

 

Рис. 14. Действия по устранению отклонений от качества

Техническим контролем называется проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

 

 

Рис.15. Воздействия на улучшение качества

Для управления качеством продукции, определения состояния предмета разрабатывают системы технического контроля (СТК). Под СТК понимается совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля по правилам, установленным соответствующей документацией. В условиях системного подхода к управлению качеством продукции СТК выступает как сложная проблема, имеющая многоуровневую иерархическую структуру по вертикали и многозвенную структуру по горизонтали. В общем случае структура СТК содержит объекты контроля, техническое оснащение, основанное на методах и средствах контроля, организацию контроля.

Стандартизация в системе технического контроля. Основными объектами стандартизации СТК являются: общие положения, методология, технические средства, организация и управление. Причем в каждом объекте предусматриваются стандарты на терминологию, классификацию, отдельные элементы, отдельные системы и подсистемы.

Вид стандартов «Общие положения» необходим для увязки стандартов и методических материалов по СТК.

Вид стандартов «Организация и управление» необходим для обеспечения наиболее экономичных форм СТК. В состав стандартов этого класса входят документы на термины и определения по организации и управлению СТК, классификации СТК и её элементов, стандарты ЕСТПП по разделу «Технический контроль», а также стандарты на организационные формы СТК, структуру функционирования и управления, методы и процессы управления СТК.

Вид стандартов «Метрология» необходим для оснащения СТК типовыми методами и процессами контроля на базе статистического и неразрушающего контроля.

Вид стандартов «Технические измерения» необходим для установления требований к средствам контроля и их элементам, используемым материалам и комплексам взаимосвязанных технических средств и систем.

На предприятиях, внедряющих системы управления качеством продукции, ведутся работы по стандартизации СТК и её элементов с учетом требований нормативно-технических документов – ЕСТД, ЕСКД и др.

Учебный вопрос №3

Обеспечение технологичности конструкции при техническом контроле. Под объектом контроля понимается продукция или процесс, подвергаемые контролю (ГОСТ 16504-81).

К объектам технического контроля относятся предметы труда (например, продукция основного и вспомогательного производства в виде изделий, материалов, технической документации и т.п.), средства труда (например, оборудование промышленных предприятий) и трудовые (например, производственные) процессы.

Объект контроля имеет определенные признаки. Контролируемый признак – это количественная или качественная характеристика подвергаемых контролю свойств объекта. К качественным характеристикам относятся форма, цвет объекта, к количественным – численные значения геометрических параметров, а также параметров, определяющих физические, химические и другие свойства объекта.

Показатели технологичности конструкции при техническом контроле. Практикой технического контроля установлено, что продукция по отдельным показателям качества не приспособлена для контроля имеющимися на предприятиях средствами контроля. Поэтому возникла проблема отработки конструкции на технологичность при техническом контроле. Её решение направлено на повышение производительности труда, снижение затрат на проектирование, подготовку производства, изготовление, техническое обслуживание и ремонт изделия.

Показатели технологичности конструкции при техническом контроле делятся:

· на основные (трудоемкость и стоимость контроля);

· дополнительные (трудоемкость подготовки к контролю, относительную трудоемкость подготовки к контролю, относительную трудоемкость контроля основной части изделия и ряд частных коэффициентов).

Порядок отработки конструкции изделия на технологичность при техническом контроле. Отработанная конструкция изделия на технологичность при техническом контроле включает комплекс мероприятий по обеспечению необходимого уровня технологичности по установленным показателям.

При отработке конструкции на технологичность при техническом контроле следует учитывать вид изделия, степень его проверки, условия работы, перспективность изделия, объем его выпуска, точность и стабильность технологических процессов.

Правила разработки процессов технического контроля. Процесс технического контроля – это действия по определению состояния объекта контроля.

Характеристики свойств контроля определяются качественными и количественными признаками.

Процесс контроля включает совокупность операций технического контроля, выполняемых при изготовлении и ремонте изделия или его составной части. Процессы технического контроля разрабатываются для следующих видов контроля:

· входного контроля материалов, заготовок, полуфабрикатов, а также комплектующих деталей и сборочных единиц;

· операционного контроля деталей и сборочных единиц;

· приемочного контроля изделий.

Порядок разработки процессов технического контроля включает последовательное выполнение этапов, объединенных в следующие группы:

· совокупность этапов объектов контроля (классификация, выбор, группирование, оценка, объем контроля, выбор контролируемых параметров объекта контроля);

· составление технического маршрута процесса технического контроля (выбор организационной формы, действующего типового или группового процесса, или поиск аналога единичного процесса технического контроля);

· разработка технологических операций технического контроля (выбор схем контроля, метода контроля, средств контроля; разработка режимов контроля);

· оформление документации на процессы технического контроля.

Общие правила разработки и оформления процессов технического контроля должны соответствовать требованиям, установленным в стандартах Единой системы технологической подготовки производства, Единой системы технологической документации и Государственной системы обеспечения единства измерения. При оформлении результатов контроля разрабатываются технологические паспорта, карты измерения, журналы контроля технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1503-85.

Выбор метода получения заготовки. При выборе конкретного метода получения заготовки руководствуются определенными показателями. Оптимальность выбора метода характеризуется наименьшей себестоимостью изготовления и условиями работы детали в машине.

Контроль заготовки различают по объему (сплошной и выборочный), по повторяемости – одно-, двух- и многоступенчатый (многократный), по времени (непрерывный, периодический и летучий); установлены уровни контроля: нормальный, усиленный и облегченный. Различают также методы контроля по альтернативному (да–нет) и количественному признакам.

Установление маршрутов обработки поверхностей заготовки. Установление маршрутов обработки основных поверхностей заготовки имеет существенное значение при выборе методов контроля качества параметров предъявляемых на приемку деталей.

При определении структуры задач контроля исходят из технологического маршрута обработки детали и используют перечень типовых операций и переходов технического контроля.

Размещение контрольных операций в технологическом процессе формирует структуру процесса контроля. Поэтому оптимизация размещения контрольных операций является одновременно и оптимизацией структуры процесса технического контроля.

Анализ задач на этапах построения операций, выбора режимов резания и норм времени обработки. Согласно ГОСТ 14.317–85, технологическая операция технического контроля является законченной частью процесса контроля, выполняемой на одном рабочем месте. Она характеризуется постоянством применения средств контроля при проверке одного или нескольких объектов контроля. Операция контроля качества имеет несколько переходов. Технологический переход контроля качества рассматривается как законченная часть операции контроля, состоящая из действия человека и средства контроля по проверке одного контролируемого признака или одновременной проверки совокупности контролируемых признаков.

Анализ задач на этапе выбора оборудования. Автоматизация выбора контрольно-измерительных приборов и обработки информации о качестве продукции на базе применения ЭВМ. Рекомендации по выбору средств контроля относят к трем этапам технологической подготовки и освоения процессов технического контроля: проектирование новых маршрутных процессов, построение контрольных операций и переходов, обеспечение заданной точности измерений объектов с высокими требованиями качества. Выбор средств контроля рассматривают по стадиям производства – горячих и нанесения покрытий, холодной обработки, сборочных.

Применение ЭВМ для выбора контрольно-измерительных приборов значительно сокращает трудоемкость проектных работ.

Документация, фиксирующая технологические разработки процессов изготовления и контроля, имеет одну и ту же информационную базу в виде ЕСТД. Документы на технический контроль (операционная карта, паспорт и журнал контроля, маршрутная карта) регламентируются стандартами и другой нормативно-технической документацией (ГОСТ 3.1502-85, ГОСТ 3.1503-85, ГОСТ 3.1505-85). Документация на технический контроль согласовывается со службами ОТК и главного метролога.

Оптимизация процессов контроля. Одной из первоочередных задач оптимизации считается выбор вида технического контроля в зависимости от назначения технологического процесса. К видам технического контроля относят непрерывный, периодический, летучий контроль технологических операций, а также сплошной и выборочный контроль качества продукции, предъявляемой отделу технического контроля.

К числу множества задач оптимизации контрольных процессов относятся оптимизация по экономическому критерию размещения контрольных операций внутри технологического процесса, оптимизация структуры контроля и т.п.

Типизация процессов контроля. Типизация процессов технического контроля качества изделий стала научным методом управления процессами технического контроля.

Направления типизации процессов системы технического контроля качества рассматривают по элементам: объект контроля, методы контроля, средства контроля.

Типизация объектов контроля. Типизация объектов контроля сводится к их классификации по метрологическому признаку, т.е. по общности контролируемых параметров, операций, применяемых методов, средств контроля, квалификации контролеров и документации. Классы объектов определяются по стадиям производства, кодируются буквами русского алфавита, соответствующими содержательному обозначению объектов, а также цифровым кодом и представляются в виде схемы классификации. Согласно схеме классификации, составляется подробный классификатор объектов контроля, в котором указываются характеристики и особенности классов, даются примеры типовых объектов, их текстовые и графические описания.

Типизация методов контроля. Типизация методов контроля сводится к их классификации по определенным признакам и выбору метода для данного уровня системы технического контроля. Признаками этой классификации служат объективность проверки и точность измерений.

При типизации методов контроля отклонений геометрических параметров вводят единый цифровой код и кодируют цифровым обозначением. Цифровые обозначения методов контроля состоят из двух частей: первая часть – цифровое обозначение контролируемого отклонения, вторая часть – порядковый номер контроля.

По признаку точности измерений методы контроля разделяют на грубые, средней точности, повышенной точности, высокой точности и особо высокой точности; они устанавливаются в зависимости от относительных погрешностей методов измерения и категорий контроля.

Типизация средств контроля. В основу классификации средств контроля положены естественные признаки объектов контроля. Выделены контрольно-измерительные приборы для контроля физических, геометрических и функциональных параметров изделий разного служебного назначения.

Необходимым условием выбора измерительного прибора является точностной критерий DМ < t, где DМ – погрешность измерения данным прибором; t – предельно допустимая погрешность измерения.

Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс. Стандартизация и научно-технический прогресс взаимосвязаны: в стандартах концентрированно выражается уровень развития науки и техники и, в то же время, от уровня требований стандартов в значительной степени зависит дальнейшее развитие научно-технического прогресса.

Стандартизация распространена во всех промышленно развитых странах. Особенно широко ее возможности используют в России (РФ), где стандарты имеют силу закона – они обязательны для всех предприятий и организаций.

Главной задачей стандартизации в РФ в настоящее время является создание прогрессивной системы нормативно-технической документации и ее внедрение и применение при разработке, производстве и эксплуатации продукции, удовлетворяющей потребности народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта.

В целях усиления роли стандартизации в ускорении технического прогресса, повышении качества продукции и экономической эффективности производства в СССР впервые в мировой практике была разработана и с 1970 г. введена в действие в народном хозяйстве Государственная система стандартизации (ГСС). Она представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений. ГСС непрерывно совершенствуется и развивается. Системы приводят в полное соответствие с современными методами управления.

Государственный надзор за стандартами и средствами измерения в РФ охватывает все стадии жизненного цикла продукции – от проектирования до хранения и эксплуатации.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Любая система сертификации базируется на стандартах. Подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов осуществляется посредством специального документа – сертификата. В ИСО создан комитет по сертификации – СЕРТИКО. Этим комитетом подготовлен свод принципов сертификации, получивший название «Кодекс принципов ИСО/МЭК по системам сертификации». Кодекс исходит из необходимости применения международных стандартов в национальных системах сертификации. В Российской Федерации национальным органом по сертификации является Госстандарт РФ.

Вопросы для текущего контроля и зачета

1. Технологические методы повышения надежности изделий. Роль технического контроля в повышении качества и надежности изделий. Особенности статистического контроля качества.

2. Основные положения законодательства о качестве продукции и защите прав потребителя, заложенные в системе управления качеством продукции.

3. Политика предприятия в области качества продукции. Петля качества.

4. Сущность обеспечения качества продукции.

5. Сущность управления качеством продукции.

6. Сущность улучшения качества продукции.

7. Системы технического контроля и их цель.

8. Объекты и признаки контроля. Виды контроля.

9. Технический контроль при получении заготовки.

10. Технический контроль при изготовлении изделия.

11. Автоматизация процессов контроля на базе использования вычислительной техники.

12. Оптимизация процессов контроля.

 

Лекция 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: