Лекция 4 «Логистика снабжения»

План:

1. Методы выбора поставщиков. Рейтинговая оценка факторов. Затратно–коэффициентный метод. Метод доминирующих характеристик. Метод категорий предпочтения.

2. Оценка эффективности закупочных операций. Возможности сокращения общих затрат на закупки.

3. Возможные рациональные решения в управлении закупками. Электронные системы снабжения (e-Procurement).

4. Значение анализа в достижении эффективности процесса закупок.

Главные критерии выбора поставщиков - это качество продукции, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.

Коротко рассмотрим методы выбора поставщиков, которые в своей основе и используют рассмотренные нами критерии.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Критерий выбора   Удельный вес критерия   Оценка значения критерия по 10-бальной шкале   Произведение удельного веса критерия на оценку
Надежность поставки 0,30 7 2,1
Цена 0,25 6 1,5
Качество товара 0,15 8 1,2
Условия платежа 0,15 4 0,6
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2
ИТОГО: 1   6,3

 

Критерий выбора Удельный вес критерия

Оценка значения критерия

Произведение уд. веса кр. на оценку

 

Общая оценка 1 пост
    1 экс 2 экс 3 экс 1 э 2 э 3 э  
Надежность поставки 0,30 8 7 8 2,4      
Цена 0,25 4 5 5 1      
Качество товара 0,15 6 6 7 0,9      
Условия платежа 0,13 4 4 4 0,6      
Возможность внеплановых поставок 0,10 9 8 9 0,9      
Финансовое состояние поставщика 0,07 10 9 9 0,5      
ИТОГО: 1       6,3      

 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.

- затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.).

- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.

- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара.

- затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

Метод доминирующих характеристик.

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод категорий предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы: Инженерные службы дают оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, Диспетчерская - о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов, Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе.

Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Как можно оценить эффективность закупочных операций?

При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценивать работу службы закупок фирмы: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, соблюдение бюджета фирмы, объем сэкономленных средств, стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций.

Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность поставщиков.

 Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий.

Анализируются следующие показатели:

-доля задержанных заказов;

-доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов/готовой продукции на складе;

-число случаев остановки производства в результате просрочки и т.п.

Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченных ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок.

Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца:

-доля просроченных доставок и отказов поставки;

-доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;

-доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;

-качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: