Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в том или ином товаре (материальных ресурсах или готовой продукции).
Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции используются ряд методов прогнозирования.
Чаще всего применяются методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса) материальных ресурсов или готовой продукции, такие, например, как экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и т.п.
Прогнозирование потребности в материальных ресурсах для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода материальных ресурсов: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т.п.
Эффективным инструментом прогнозирования потребности в материальных ресурсах и последующих закупок для промышленных предприятий является модуль MRPI в интегрированных информационно– управляющих (автоматизированных) системах предприятий, основанных на идеологии MRPII/ERP.
Лекция 3 «Выбор поставщика в закупочной деятельности фирмы»
Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики.
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках:
• Каталоги и прайс–листы.
• Торговые журналы.
• Интернет – сайты.
• Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
• Конкурсы.
• Банки и финансовые институты официальных органов.
• Выставки и ярмарки (Экспо–центр, ВВЦ, отраслевые и фирменные выставки и др.).
• Торги и аукционы.
• Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
• Торговые представительства.
• Собственные исследования.
• Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
• Конкуренты потенциального поставщика.
• Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата РФ.
• Специализированные информационные агентства и исследовательские организации (например, РИА «РосБизнесКонсалтинг»).
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
• Затратно–коэффициентный;
• Доминирующих характеристик;
• Категорий предпочтения;
• Рейтинговая оценка факторов и др.
Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам:
1. Надежность доставки.
2. Гарантии качества.
3. Производственные мощности.
4. Цены.
5. Местоположение.
6. Технический потенциал.
7. Финансовое положение.
8. Возможность компромиссов.
9. Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
10. Послепродажный сервис.
11. Репутации и роль в своей отрасли.
12. Деловая инициативность.
13. Управление и организация.
14. Контроль процессов.
15. Отношение к покупателю.
16. Имидж.
17. Оформление товара (паковка).
18. Трудовые отношения.
19. Деловой опыт и история взаимоотношений.
20. Вспомогательная литература и инструкции.
21. Взаимность выгод и интересов.
Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1. Качество продукции. - Способность поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации.
2. Надежность поставщика –Честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции.
3. Цена. - Затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, включающие транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д.
4. Качество обслуживания. Информация, собранная у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании поставщика и сторонних источников об обслуживании.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. - Предложение выгодных условий платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантия возможности получения внеплановых поставок, позволяющих избегать многих проблем снабжения, связанных с нехваткой оборотных средств.
Назовите 6 любых критериев выбора поставщика
Каковы основные методы выбора поставщика?






