double arrow

Суть и роль конкуренции в условиях рыночной экономики

Необходимым условием эффективного функционирования механизма саморегулирования рыночной экономики является конкуренция (”невидимая рука”). Она является важной движущей силой развития рыночной экономической системы. Конкуренцию порождают объективные условия рыночного хозяйствования: различные формы собственности на средства производства; полная экономическая обособленность и свобода выбора хозяйственной деятельности товаропроизводителей, их полная экономическая зависимость от конъюнктуры рынка; борьба за источники сырья, рынки сбыта продукции, сферы использования капитала с целью получения наибольшей прибыли.

Конкуренция - это соперничество (состязательность) между различными участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, за присвоение наибольшей прибыли. Она выступает силой, которая мобилизует личный экономический интерес и предпринимательский потенциал и направлена на их максимальную реализацию.

В зависимости от того, какие предприятия участвуют в конкурентной борьбе, выделяется внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

В зависимости от условий, в которых действует конкуренция, от количества предприятий, характера производимой продукции, степени открытости экономики и экономической свободы выделяется совершенная и несовершенная конкуренция.

В действительности в условиях развитой рыночной экономики существует бесконечное количество ситуаций и структур рынка, располагающихся между крайними полюсами. На одном полюсе встречается единственный производитель, господствующий на рынке данного вида товара, на другом – тысячи предприятий и фирм, каждая из которых производит незначительную часть рыночной продукции. Между этими полюсами располагается безграничное количество рыночных структур. Для изучения все действующие структуры сведены в четыре модели рынка:

1) чистая конкуренция, представляющая рынок совершенной конкуренции,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция,

4) олигополия, представляющие вместе рынок несовершенной конкуренции.

Все эти модели характеризуются:

- различным количеством предприятий и фирм, формирующих рынок;

- различным типом производимой и реализуемой продукции;

- различными методами формирования цены и степенью контроля над рыночной ценой;

- различной степенью влияния конкуренции на цену, объемы производства и уровень спроса, различными методами конкурентной борьбы;

- разной степенью взаимной зависимости или ее отсутствием;

- различными условиями вступления новых фирм на рынок данной продукции и выхода из него.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

1. ценовые;

2. неценовые;

3. недобросовестные методы конкуренции.

1.Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли

2. Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

1. высокому качеству товаров (услуг);

2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.

3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);

4. удобству в эксплуатации и обслуживании;

5. большему гарантийному сроку использования товаров;

6. лучшим экологическим характеристикам и др.

Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации. Достичь временных преимуществ над конкурентами можно не только на основе реальных отличий своего товара, а и за счет активной рекламной деятельности.

3. Недобросовестные методы конкуренци и в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:

1. промышленный шпионаж;

2. промышленная контрразведка;

3. подделка продукции конкурентов;

4. воровство товарного знака;

5. прямой обман потребителей;

6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;

7. подкуп должностных лиц (коррупция) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: