Приносить с собой что-нибудь при посещении храма или святого человека

Финансы и бухгалтерия храма. Указания Шрилы Прабхупады

Часть первая

Храм — возможность для всех добровольно и безвозмездно предлагать свое служение в соответствии со своими профессиональными навыками

«Кришна говорит: «Нет. Вам не нужно менять свою профессию». Чайтанья Махапрабху тоже говорит: «Вам не нужно менять». Кришна говорит: свакармана там абхйарчйа. Просто старайтесь поклоняться Верховному Господу, предлагая результаты своей профессиональной деятельности. Потому что Кришне требуется всё. Если вы гончар, предоставляйте горшки. Если вы цветовод, предоставляйте цветы. Если плотник — работайте для храма. Если прачка — стирайте одежду для храма. Храм – это центр, Кришна. И каждый получает шанс предложить свое служение. Поэтому храмовое поклонение – это очень хорошо. Итак, этот храм должен быть организован таким образом, чтобы нам не требовались никакие деньги. Предлагайте свое служение. Вот и всё. Будьте заняты своим служением. Не меняйте своего служения. Но старайтесь служить храму — это означает Верховному Господу, — с помощью своей профессиональной деятельности».
Шрила Прабхупада, беседа, 16.07.1968, Монреаль


Мы не возводим храмы для собственного удобства

Прабхупада: Мы не хотим денег. Но они получают деньги самыми разными способами. Мы берем их деньги и строим храм. Мы можем сидеть здесь и повторять Харе Кришна. Нам не требуется этот храм. Но эти негодяи копят деньги на вино и женщин. Получите с них деньги, так или иначе, и постройте храм. И приглашайте их: «Приходите и посмотрите». Давайте им прасадам. Такова наша политика. Мы не возводим огромные строения и храмы для собственного удобства. Для их удобства.
Беседа по время утренней прогулки «Колледж варнашрамы», 14.03.1974, Вриндаван

 


Приносить с собой что-нибудь при посещении храма или святого человека

 

«Любой преданный, приходя в храм, должен предложить что-то Божеству — какой-нибудь плод, цветы, благовония и т.д. Если он не в состоянии сделать пожертвование деньгами, то должен предложить что-нибудь другое. В Индии этот обычай строго соблюдается: все мужчины и женщины, приходящие по утрам в храм, приносят с собой самые разные вещи. Это может быть даже пригоршня риса или муки. Это один из регулирующих принципов преданного служения: никто не должен приходить к святому человеку или в храм, не имея при себе какого-нибудь подношения. Подношение может быть как очень скромным, так и бесценным. Нужно предложить хоть что-нибудь: цветок, плод, немного воды — всё, что человеку по средствам».

«Нектар преданности», глава девятая

 

«Поэтому, в соответствии с ведическим принципом, каждый, кто приходит в храм, приносит что-нибудь для предложения Кришне. Это не так, что Он требует приносить огромную сумму денег. Нет. От вас требуется предложить что-нибудь. Что именно? Кришна говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. Кришна не нуждается в этом, но если вы преподнесете что-нибудь Кришне, это будет благом для вас самих. Если Он примет что-нибудь от вас, то ваша жизнь увенчается успехом. Итак... «Но у меня нет денег. Что я могу предложить Кришне?» О, это не факт. У нас есть деньги на то, чтобы сходить в кино, но нет денег на то, чтобы купить Кришне один цветок. Это уклонение. Это несогласие. Кришна не просит: «Приносите тысячу долларов». Нет. Он говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати».  

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 3.26.43, Бомбей, 18.01.1975

 

«Таков обычай грихастх — когда грихастха идет к святому человеку, ему следует принести какие-нибудь подарки. Пусть самый незначительный подарок. По крайней мере, пригоршню риса или дала [бобов], или атары [пшеничной муки], положить туда. Дать что-нибудь. Если он приходит в храм... В Индии по-прежнему множество храмов. Люди приходят, принося... Тот, у кого нет множества вещей, приносит одну пригоршню атары или риса, или дала. Это полезное подношение, оно годится к использованию. И в храме стоят три горшка. Люди кладут дал в горшок для дала, атару — в горшок для атары, рис — к рису. Благодаря этому те, кто служат в храме, им можно жить, не выходя из храма. Но люди утратили эту привычку. Они приходят с пустыми руками на «даршан» [аудиенцию] с настроем: «Я тебе ничего не дам, но ты — святой. Дай мне даршану и свою аширваду [благословение], и тогда я буду удовлетворять свои чувства. Вот и всё. Ничего для тебя, а ты дай мне свою аширваду. Дай мне пыль со своих стоп. Я получу благо, а ты голодай». Но (смеется) процесс не таков».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.8.40, Майяпур, 20.10.1974


В ИСККОН и ББТ не должно быть зарплат


«Мы должны всегда помнить, что лидер, отвечающий за храм, должен учиться успешно взаимодействовать с другими преданными этого храма. У нас никто не работает за жалованье, поэтому если общение не будет дружеским, все решат уйти. Лидер храма должен всегда стараться быть рассудительным и терпеливым, и в то же время управлять всем как следует. Пожалуйста, старайся и впредь развивать этот талант, и я знаю, что тебе будет дан весь необходимый для этого разум».

Из письма Шрилы Прабхупады Упендре, 26.11.1968

 

«Не должно быть никакой зарплаты. Ты трудишься не за жалованье, почему же они должны получать ее? Они не очень важные персоны. Поэтому после этого месяца сделай так, чтобы никто не получал никаких зарплат. Так будет хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады, 16.07.1975

 

«Мы никому не платим зарплату. Можешь привести своих пожилых родителей во Вриндабан. Им будет предоставлена забота, и ты сможешь лично заботиться о них».

Из письма Шрилы Прабхупады Эмбар Сампатх Кумарчару, 05.01.1977


«У меня есть сотни и тысячи слуг, которым мне не приходится платить. Это духовные отношения. Это духовные отношения. Они служат не ради денег. Что у меня есть? Я бедный индиец. Что я могу заплатить? Но слуга из любви, духовной любви. И я тоже учу их, не получая никакой зарплаты. Это духовно. Пурнасйа пурнам адайа [«Ишопанишад», вступление]».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 3.25.38, Бомбей, 07.12.1974

 

«Зачем зарплата? Слуга Кришны. Мы — вечные слуги. В этом прелесть нашей организации. У нас нет наемных людей. Если человек не искренен, почему он будет работать?»

Шрила Прабхупада, беседа, 03.08.1976

 

«Поэтому у нас не возникает вопроса о зарплате. Эту организацию необходимо содержать, строго следуя принципам «Бхагавад-гиты».

Шрила Прабхупада, беседа, 15.04.1977

 

Прабхупада: Бхакти-йога означает преданность Кришне. Это и есть ваирагйа-видйа, как учиться отрекаться от этого мира. Иначе почему Чайтанья Махапрабху оставил Свою жизнь грихастхи? Он тоже личность. Почему Рупа Госвами отказался от министерского поста? Своим личным примером они показывают, что всё это не является необходимостью. Это и есть ваирагйа-видйа. Поэтому при сложившихся обстоятельствах те, кто не имеет ваирагйи, не могут жить в храме. Они злоупотребляют возможностями, которые предоставляет храм, используют их для чувственных наслаждений. Понимаешь?

Тамала Кришна: Да.

Прабхупада: Это следует прекратить. Жить вместе с женой как грихастха и наслаждаться жизнью грихастхи, и в то же время жить в храме, этому нужно воспрепятствовать. Храм предназначен в основном для наших брахмачари и санньяси, а не для грихастх, потому что они склонны к наслаждению. Жить вместе с женой означает наслаждение. Они будут заниматься сексом. На это нельзя смотреть сквозь пальцы. Но тот, кто абсолютно необходим, им тоже нельзя позволять жить вместе. Это плохо. Предположим, кто-то является грихастхой, он занимается преданным служением, но у него нет денег, чтобы обеспечивать свою жену. В этом случае жена может жить в храме, но отдельно, вместе с женщинами, не с мужем. Жить вместе — это большие беспокойства. Это ни в коем случае не рекомендуется. Говорите об этом. По крайней мере, это не следует поощрять.

Тамала Кришна: Как правило, в наших храмах грихастхи не живут совместно в самом храмовом помещении, но в пределах храмовой территории, то есть рядом с храмом могут быть другие помещения. Они живут вместе. Но это...

Прабхупада: Нет, я говорю — внутри храма.

Тамала Кришна: Я думаю, практически во всем обществе такого больше нет, чтобы грихастха жил вместе с женой. Я не думаю, что есть такие примеры. Но в близлежащих помещениях они могут...

Прабхупада: В близлежащих помещениях... Но храму не следует платить им зарплату, чтобы они наслаждались жизнью. Это то же самое.

Тамала Кришна: Как правило, храмы предоставляют им жилье, что-то в этом роде.

Прабхупада: Но это храм.

Тамала Кришна: Да.

Прабхупада: Вот как у нас есть много преданных, которые снимают жилье. Они живут сами по себе. Но у них нет связи с храмом, и храм не платит им либо... Нет, они зарабатывают сами.

Тамала Кришна: Иначе говоря, если храм предоставляет жилье, это то же самое, что и выплата жалованья.

Прабхупада: Хм?

Тамала Кришна: Иначе говоря, предоставление жилья — то же самое, что и выплата жалованья.

Прабхупада: Это допустимо. Жилье может быть... Но что это такое? Они получают большую зарплату. Поскольку он занимается важным служением, «хорошо, вот вам апартаменты для жилья».

Тамала Кришна: Но не...

Прабхупада: «Принимайте прасадам». Но зачем зарплата? Почему возникает вопрос о зарплате? Где же ваирагйа, отречение? Поэтому при любых обстоятельствах выплату жалованья следует прекратить. Тот, кто хочет получать зарплату, может работать на стороне.

Тамала Кришна: На самом деле, даже если не платить зарплату, а давать жилье, пищу и всё остальное для того, кто ведет жизнь домохозяина...

Прабхупада: Потому что его служение очень ценное.

Тамала Кришна: Но это нужно очень строго определять.

Прабхупада: Да-да. Действительно ли его служение абсолютно необходимо? Тогда предоставьте ему.

Тамала Кришна: Таков фактор. Этот момент должен быть ясно признан.

Прабхупада: Хм, хм. Он старается практиковать... Потому что севонмукхе, если он занимается служением, то постепенно отречется. Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адаха [Брс. 1.2.234]. Осознание Бога означает служение. Чем больше вы служите Богу, тем больше прогрессируете в преданном... Поэтому тот, кто служит, посвятил свою жизнь, для него возможно... Но никакой зарплаты. Они могут жить в храме. Женщина отдельно, мужчина отдельно.

Тамала Кришна: Они... Но в действительности они живут вместе в помещении, и храм оплачивает это помещение. Они не живут раздельно в храме. Они...

Прабхупада: Это нужно прекратить. Что ты думаешь?

Гирираджа: Я согласен.

Прабхупада: В Лос-Анджелесе это свободно практикуется. Под видом вайшнавизма они получают зарплату, живут с комфортом, занимаются чувственными наслаждениями. Это нехорошо, так никуда не годится. Поэтому все вы, большие начальники, подумайте над этим и примите необходимые меры.

Тамала Кришна: Ваирагйу необходимо развивать.

<...>

Прабхупада: Итак, всё это следует прекратить: то, что им следует комфортно жить с мужем, женой, детьми и получать зарплату из... Примите решение. Это не соответствует нашим... Кроме того, в наших документах ББТ ясно написано: «50% должны направляться на издание книг, остальные 50% — на...». Вы не можете нарушать этот принцип. Те, кто может совершать добровольное служение, — «милости просим». В противном случае мы не нуждаемся. По крайней мере, не следует платить им никакой зарплаты. Это очень плохо. Это против принципа.

<...>

Гирираджа: То есть, тот принцип о раздельном проживании и зарплате.

Прабхупада: Это...

Гирираджа: Он должен быть реализован повсюду в Обществе.

Прабхупада: О да. Это эксплуатация Общества.

Гирираджа: Я знаю. С тех пор как я стал больше проповедовать, я смог увидеть, сколько труда и усилий уходит только на поддержание множества малоактивных людей. Я знаю, что Вы говорили об этом уже долгое время, но теперь я почувствовал силу действительно изменить это, чтобы оставались лишь те, кто искренне трудится.

Прабхупада: В противном случае нет необходимости. Нам нужно служение, но не за зарплату. Это нехорошо. (конец)

Беседа «Ваирагйа, зарплаты и политический этикет», 28.04.1977, Бомбей

 

«Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 31 декабря 1974 г. и ознакомился с его содержанием. Каждому преданному-домохозяину, который работает полный день вместе с женой на распространении книг, или исполняет обязанности управляющего храмом, художника, повара и т. д., храм будет предоставлять пищу, кров и обеспечивать другие минимальные элементарные нужды. Они не должны готовить себе пищу отдельно от того, что готовится в храме. Если у них есть дети, может быть назначено некоторое минимальное пособие в соответствии с количеством детей. Если они хотят что-нибудь сверх того, что президент храма сочтет абсолютной необходимостью, тогда им следует работать на стороне. Храм не может оплачивать ничего кроме минимальных потребностей. И, разумеется, ББТ не может платить какую-либо зарплату кому бы то ни было. Наша философия: «простая жизнь и возвышенное мышление», а не чувственные наслаждения. Президенты храмов и лидеры (старшие ученики) должны демонстрировать это своим примером. Храм или ашрама предназначен для отречения и отреченных личностей. Если человек участвует в процессе самоосознания, его материальные потребности уменьшаются почти до нуля. Те, кому это не нравится, могут работать на стороне».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртирадже дасу, 12.01.1975


«Когда Его Божественная Милость узнал о том, что ты смог сэкономить $5500,00 уволив из типографии некоторых преданных, которые выполняли менее существенную деятельность, он прокомментировал это следующим образом: «Впредь никого не следует назначать без моего разрешения. Деньги не достаются очень легко. В договоре об учреждении Траста ББТ ясно сказано, что все деньги предназначены для печати и строительства храмов. Не для зарплат. Почему так много людей было назначено без моего разрешения? Мы не хотим никаких людей, получающих от нас зарплату. Таков принцип, которому необходимо следовать. Так много ученых [в Институте Бхактиведанты] трудятся и не берут ни единой пайсы. Эту расточительность нужно немедленно прекратить».

Из письма секретаря Шрилы Прабхупады Радха Баллабхе Прабху, 27.04.1977, с сайта ЕМ Рупануги даса http://www.rupanugadas.com/2015/04/srila-prabhupada-speaks-out-on-bbt.html

 

P.S. Следует отметить, что в некоторых случаях Шрила Прабхупада разрешал платить зарплату, например, сторонним людям, которых ИСККОН был вынужден нанимать в различных ситуациях, а также преданным-грихастхам, работавшим на фабрике по производству благовоний, чтобы они могли оплачивать аренду жилья рядом с храмом (в доме, который был выкуплен ИСККОН).

«Каждый храм должен действовать самостоятельно в плане финансового обеспечения»

 

«Не рассчитывай на помощь извне. И в плане финансовой поддержки тоже полагайся на Кришну. Это признак успешной проповеди. Благодарность и удовлетворение людей должны иметь и практическое выражение, то есть они должны помогать тебе и деньгами. Помимо этого распространение книг. Мы содержим наше огромное движение, продавая книги. Вот что требуется. В других странах распространяется огромное количество книг. Деньги нужны, и тебе придется их собирать. Ты не можешь ожидать, что тебе будут присылать деньги извне. Это не является успешной проповедью».

Из письма Шрилы Прабхупады Локанатхе, 14.12.1976

 

«Я написал Брахмананде о том, как они должны управлять их собственной организационной программой. Каждый храм должен действовать самостоятельно в плане финансового обеспечения».

Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 25.11.1970

 

«Что касается твоей точки зрения на взимание налога, общий статус и т. д., я слышал от Джаятиртхи, что вы хотите составить масштабный план по централизации управления, налогообложения, общего статуса, бухгалтерии и т. п. Я вовсе не одобряю такой план. Не надо ничего централизовать. Каждый храм должен оставаться независимым и самоокупаемым. Я хотел этого с самого начала, почему же вы думаете по-другому? Вы уже хотели однажды установить некую централизацию на встрече GBC, и если бы я не вмешался, то всё наше дело бы пропало. Не думайте, пожалуйста, в таком духе: о крупной корпорации, больших кредитах, централизации — всё это абсурдные предложения. Единственное, чего я хочу, — чтобы было централизовано издание и распространение книг, поэтому я и назначил тебя и Бали Мардана сделать это. С другой стороны, управление и всё остальное должно совершаться на местах и местными людьми. Нужно вести счета, все дела должны быть в порядке и в согласии с законом, но это должно быть заботой каждого храма, а не вашей. Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы обучить людей независимо мыслить и стать компетентными во всех отраслях знания и деятельности, а не для того, чтобы разводить бюрократию. Стоит только появиться бюрократии, как всё дело будет испорчено. Всегда должны присутствовать индивидуумы, старающиеся, работающие и ответственные, соревновательный дух, а не так что кто-то должен доминировать и распределять блага другим, а они ничего не будут делать и только просить вас, а вы предоставлять. Нет. Не беспокойтесь о сложностях регистрации каждого центра, налогов, сертификатов, становлении отдельных корпораций в каждом штате. Это научит людей делать все эти вещи самостоятельно, и они разовьют в себе надежность и ответственность, в этом суть».

Из письма Шрилы Прабхупады Карандхаре, 22.12.1972

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: