Подготовка детей к школе. Общая и специальная готовность ребенка к школе, диагностика готовности детей к школе

 

Подготовка ребенка к школе, школьному обучению является одной из важнейших проблем детской психологии. Поступление ребенка в школу чаще всего является для него серьезным испытанием. Тем более, что в последнее время в нашей стране растет количество школ, предъявляющих повышенные требования к уровню подготовки поступающих в них детей. Если своевременно не будут учтены индивидуальные особенности ребенка, уровень его подготовленности к обучению в школе, то существенно возрастает риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учебе и т. д. Напротив, выявление недостаточной сформированное отдельных психических функций, с одной стороны, соответствует основной задаче возрастно-психологического консультирования (контроль за ходом психического развития ребенка), а с другой -значительно способствует организации подготовительной коррекционно-развивающей работы с детьми, повышает осведомленность родителей и, тем самым, позволяет решать задачи психологической профилактики детских проблем.

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С.М. Громбах, М.В. Антропова, О.А. Лосева и др.), то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Для оценки состояния школьной зрелости используются многообразные методы:

- тестовые батареи, предназначенные для диагностики интеллектуального развития (тест Д. Векслера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра);

- тесты и диагностические комплексы, определяющие общую готовность к школьному обучению (методика определения готовности к школе Л. Я. Ясюковой);

- методики, направленные на определение уровня сформированное отдельных психических функций как предпосылок успешной учебной деятельности.

Комплексная оценка готовности ребенка к школе включает готовность к принятию новой социальной роли ученика, готовность к освоению учебной деятельности, готовность к взаимодействию с новым социальным окружением, оценку степени физиологической зрелости организма.

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности). Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) - все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.

Для исследования психомоторной готовности можно использовать следующие методики:

- методика «Домик»;

- методика «Графический диктант»;

- методика «Срисовывание узора»;

- методика Н. В. Нечаевой «Чтение схем слов»; -и др.

Для исследования интеллектуальной готовности можно воспользоваться следующими методиками:

- методика «Да и нет»;

- методика «Вежливость»;

- методика «Найди звук»;

- методика «Езда по дорожке»;

- методика «Графический диктант»;

- заучивание 10 слов;

- тест школьной зрелости Керна - Йирасика;

- прогрессивные матрицы Равена.

Компьютерные технологии в системе дошкольного образования. Психологические и гигиенические требования к использованию компьютерно-игровых комплексов в системе дошкольного образования

Под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.

Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование компьютерных игр в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Особое значение для подготовки возможности свободно и с пользой применять компьютер имеет игра, поэтому компьютеры в детском саду необходимо использовать в первую очередь как средство игры. Специальные исследования, проведённые психологами и педагогами, показывают, что способности ребёнка, обеспечивающие его самостоятельную игру с компьютером, формируются задолго до того, как он сел за компьютер. Ребёнок, если компьютерная программа ему понятна, легко принимает её в свою игру.

Компьютерно-игровой комплекс включает компьютерный зал (помещение, где педагоги проводят игры и занятия с детьми на компьютерах), зал для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских и других игр, комнату психологической разгрузки, основанную по типу зимнего сада.

При оборудовании компьютерного зала следует руководствоваться специальными санитарно-гигиеническими и психологическими  требованиями к помещению, организации «рабочих мест» детей за компьютерами, к самой компьютерной технике и её программному обеспечению. Необходимо также соблюдать нормы времени, проводимого ребёнком за компьютером.

Детское учреждение, имеющее КИК, должно быть укомплектовано кадрами воспитателей со специальным образованием, иметь в штате воспитателя-методиста, желательно с базовым дошкольным или психологическим образованием. Если на этой должности работает преподаватель информатики, ему необходимо учитывать специфику дошкольного воспитания. Нельзя устанавливать компьютеры непосредственно в групповых помещениях или тесных комнатах.

Игра в детском саду, имеющем компьютерно-игровой комплекс, должна быть предметом особой заботы педагогического коллектива. Благодаря развитой игровой деятельности ребёнок самостоятельно учится активно использовать свои знания, представления, впечатления. Инициативно применяя свой опыт, ребёнок приобщается к творчеству.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым переносом на него реального значения, а реальное действие – игровым, т.е. замещающим его действием, лежит в основе формирования осмысленного оперирования символами на экране компьютера.

Если в обычной игре ребёнок отображает действительность с помощью таких «обозначающих», но вполне реальных средств, как игрушка или предмет, её замещающий, действий с воображаемым предметом, мимики, номинативной речи, ролевых высказываний, ролевой беседы и т.п., то при игре с компьютером ребёнок создаёт, опираясь на свой внутренний «образ мира», функционирующий «видеоряд». Идёт процесс мысленного, а затем экранного создания и преобразования тех или иных игровых образов, соотносимых ребёнком с действительностью.

Использование компьютера в игре создаёт условия, при которых ребёнок начинает постепенно осознавать (рефлексировать) способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: