РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ В ОТРАСЛЯХ
(наименование дисциплины)
по направлению подготовки (специальности)
ПСИХОЛОГИЯ
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Симферополь 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программа составлена в соответствии с СУОС ВО, утвержденным Ученым советом КФУ от «_ 30 _» августа 2018 г.протокол № 7 и учебным планом ОПОП ВО «37.04.01 Психология» от «30» августа 2019 г.
Разработчик(и): _ Бородина Инна Игоревна, старший преподаватель кафедры общей психологии и психофизиологии ______
(Ф.И.О.должность, ученая степень, звание)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей психологии и психофизиологии
(наименование кафедры)
Протокол от «13» марта 2019 г. № 8
Заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии
(наименование кафедры)
_____________________ /В. Б. Павленко /
(подпись) (Ф.И.О.)
Согласовано с учебно-методической комиссией факультета психологии Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
(наименование факультета (института) структурного подразделения (филиала))
Протокол от «08» апреля 2019 г. № 7
Председатель _____________________ /И. И. Бородина/
(подпись) (Ф.И.О)
Распределение объема дисциплины по видам аудиторной и самостоятельной работы
| Виды работы | очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения |
| Объем в зачетных единицах | |||
| Общий объем дисциплины | 3 | - | 3 |
| Объем в часах | |||
| Общий объем дисциплины | 108 | - | 108 |
| Аудиторная работа | 34 | - | 12 |
| в том числе: | |||
| Лекции | 17 | - | 6 |
| Лабораторные работы | - | - | |
| Практические занятия | 17 | - | 6 |
| Семинары | - | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 74 | - | 96 |
| в том числе: | |||
| Экзамен | 36 | - | 36 |
| Виды текущего контроля самостоятельной работы
| |||
| Виды самостоятельной работы | Семестр | ||
| очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
| Курсовой проект / работа по дисциплине | - | - | |
| Коллоквиум | - | - | |
| Расчетно-графическая работа | - | - | |
| Эссе | - | - | |
| Контрольная работа | - | - | |
| Реферат | - | - | |
| другие виды работ | - | - | |
| Формы промежуточной аттестации
| |||
| Форма промежуточной аттестации | Семестр | ||
| очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
| Экзамен | 2 | - | 2 |
| Дифференцированный зачет | - | - | - |
| Зачет | - | - | - |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
Код(ы) и содержание компетенции(й) (согласно ФГОС ВО/СУОС ВО):
ОПК-2. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-5. Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-10. Способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
ПК-11. Способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать: правовые, теоретико-методологические и методические аспекты работы психолога в различных отраслях в решении задач просвещения, психологической профилактики, преподавания, экспертизы, решение комплексных задач в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, общественных организациях, предоставляющим психологические услуги физическим лицам и организациям
Уметь: осуществлять диагностико-консультативную, методическую работу и психологические интервенции со специалистами различных отраслей, различными категориями населения
Владеть: способами и приемами научно-методического обеспечения педагогической деятельности, просвещения и психопрофилактики для различных социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, людей с ограниченными возможностями), осуществлять самоанализ профессиональной деятельности и планировать профессиональное развитие
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Изучение программного материала дисциплины «Психологические службы в отраслях» опирается на освоение материала следующих учебных дисциплин: Методологические проблемы психологии, Планирование теоретического и эмпирического исследования, Основы психосоматики, Психология управления, Психология профессиональной карьеры и самомаркетинга, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Психология служебной деятельности, Межкультурное взаимодействие в современном мире.
Так же, необходимы начальные знания базовых отраслей психологии, включенных в программу вступительного экзамена в магистратуру: общей, возрастной, социальной психологии, психодиагностики, психологии труда.
Изучение дисциплины «Психологические службы в отраслях» обобщают практические умения профессиональной деятельности, полученные в ходе учебной практики, научно-исследовательской работы, в лечебных и коррекционных учреждениях и производственной практики в профильных организациях. Освоение программного материала дисциплины позволяет подготовить обучающихся к формированию умений на производственной педагогической практике.
Содержание дисциплины (модуля)
| Раздел | Вид занятия | Темы, дидактические единицы[1] | Применение современных образовательных технологий |
| Психологическая служба в силовых структурах | Лекция | Нормативно-правовая база деятельности психолога в отраслях и сферах экономической деятельности | лекция с разбором микроситуаций |
| Лекция | Профессиональные стандарты деятельности психолога в отраслях и сферах экономической деятельности | лекция с разбором микроситуаций | |
| Лекция | Нормативная база и направления деятельности психологического сопровождения в МЧС | лекция с разбором микроситуаций | |
| Практическое занятие | Оказание психологической помощи при остром стрессе и посттравматическом стрессовом расстройстве | имитационная игра | |
| Лекция | Психология служебной деятельности в МВД и ВС РФ | лекция с разбором микроситуаций | |
| Практическое занятие | Профилактика профессиональных деформаций личности в стрессовых условиях | кейс-метод | |
| Самостоятельная работа | Приемы и способы саморегуляции функциональных состояний в трудовой деятельности и при стрессе | выполнение творческой работы | |
| Психологическая служба в социальной сфере | Лекция | Актуальная проблематика психологического сопровождения в социальной сфере: структура и методы реализации | лекция с разбором микроситуаций |
| Практическое занятие | Психологическое сопровождение лиц, относящихся к социальным группам риска | кейс-метод | |
| Практическое занятие | Способы психолого-социальной интервенции и патронажа | имитационная игра | |
| Самостоятельная работа | Психологическое сопровождение лиц, относящихся к социальным группам риска | выполнение творческой работы | |
| Психологическая служба в сфере учреждений здравоохранения и реабилитации | Лекция | Национальные стандарты работы психолога в составе многопрофильных бригад оказания помощи | лекция с разбором микроситуаций |
| Практическое занятие | Приемы реализации психологической помощи при реабилитации в составе многопрофильных бригад оказания помощи | кейс-метод | |
| Лекция | Основы нейропсихологической работы в территориальных ППСК | лекция с разбором микроситуаций | |
| Практическое занятие | Приемы работы психолога в ППСК | имитационная игра | |
| Психологическая служба в образовании | Лекция | Направления деятельности педагога-психолога и их способы реализации | лекция с разбором микроситуаций |
| Практическое занятие | Психологическое сопровождение нормативного развития | кейс-метод | |
| Практическое занятие | Психологическое обеспечение инклюзии | имитационная игра | |
| Самостоятельная работа | Психологическое сопровождение социально-психологической дезадаптации | выполнение творческой работы |






