Работа артикуляционного аппарата в пении.
Слово и вокал.
Пение- единственный вил музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Поэтому дикционная четкость столь же необходимое качество профессионального певца, как вокальность его голоса.
Естественное природное сочетание слова и пения у разных индивидуумов весьма различна.
У некоторых певцов слово и звук сочетаются очень органично и произношение текста не мешают пению. Но чаще всего работа с текстом требует сосредоточить все внимание на правильной артикуляции гласных наиболее удобных для пения. Затем пение слогов и только потом переходить к работе с текстом.
Вокальность и слово- две стороны единого процесса пения, взаимовлияющие друг на друга, так как производятся они единым голосовым аппаратом.
Работа артикуляционного аппарата в речи.
Речь состоит из чередующихся звуков, которые в пределах одного слова или части фразы беспрерывно меняются между собой. Средняя длительность слога речи- 0,2 секунды. Остановка этого беспрерывного потока диктуется необходимостью сделать вдох или в выразительных целях.
|
|
Смысл фразы зависит не только от мысли, заключенной в словах, но и от интонации, в которую непременным элементом входит мелодика речи. Мелодика делает речь выразительной. Эмоциональность, с которой произносятся слова, выражена через мелодику, темп, акцент, смену тембра.
Мелодическая сторона речи широко используется многими композиторами как интонационный материал для музыки.
Звуки речи делятся на две основные группы- гласные и согласные, разнящихся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам.
Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, мягкое небо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть.
Язык, обладая мускулатурой, идущей в разных направлениях, способен к разнообразным изменениям своей конфигурации, перемещения в ротоглоточном канале, меняя размеры глоточной и ротовой полостей. Если язык максимально уложен назад, глоточная полость имеет минимальные размеры, а ротовая максимальные. Если же наоборот, язык поднят вверх, выдвинут вперед, глоточная полость имеет максимальные размеры, а ротовая минимальные.
Корень языка прикреплен к подъязычной кости, а через нее к гортани, поэтому движения языка в значительной степени влияют на работу гортани.
При образовании гласных возникший в гортани звук свободно проходит через ротоглоточный канал.
|
|
В зависимости от формы и объема глоточной ротовой полостей на разных гласных приобретает характерные усиления, которые называются форманты гласных. Глоточная и ротовая форманты являются основными акустическими характеристиками гласных звуков речи. Благодаря этим формантам наше ухо способно отличить один гласный звук от другого.
1.Глоточная и ротовая форманты являются основными акустическими характеристиками гласных звуков речи, но не единственными.
Так же для распознавания гласных звуков имеет значение процесс формирование каждого звука в времени! Каждый звук имеет свое начало, полную форму и завершение переходящее в следующий или согласный звук.
В разных фазах произнесения тембр и сила звучания гласного меняется. Эта характеристика называется динамической формантой гласного
(!) Для четкости звука в пении особенно большое значение имеет момент начало звука.
Звуки речи взаимовлияют друг на друга. Произнося один звук, голосовой аппарат уже подготавливается к произнесению последующего. На этой особенности основан прием использования различных слогов в целях воздействия на установку голосового аппарата в пении.
Гласные в процессе живой речи приобретают полную форму только в тех случаях, когда на них падает ударение в слове или когда говорящий хочет выделить данное слово, сделав его кульминацией фразы. Остальные гласные в словах произносятся неполно и редуцируются.
Редукция - смещение, неполное произнесение гласных. Является необходимым и диктуется нормами данного языка.
Артикуляция гласных через движение языка и подъязычную кость способна менять положение гортани и наклон надгортанника. Например, на гласном «И» гортань смещается вверх, надгортанник следует вперед и принимает вертикальное положение, при этом открывается вход в гортань.
На гласных «А» и «О» язык отодвигается назад, вход в гортань при этом прикрывается наклоняющимся надгортанником. На гласном «У» язык отодвинут назад и вниз, а в нижней части глотки образуется полость. Корень языка смещается вперед и надгортанник прикрывает вход в гортань. Ясно видно, что воздействие артикуляции на положение гортани и надгортаника меняет условия работы голосовых связок. А следовательно и исходный тембр звука.
4.Однако влияние артикуляционных укладов языка не определяет целиком той взаимосвязи, которая имеется между работающими артикуляционным аппаратом и голосовой щелью.
5.Явление разногромкости гласных. Для произнесения звуков с одинаковой силой голоса требуется разное надсвязочное явление, то есть разной силы подачи дыхания. Например, «И» -тихая и требует большего дыхания, а «А»громкая- дыхания меньше. Работнов, измерив подсвязочное давление на разных гласных дает такую последовательность гласных по мере его уменьшения. И-У-Е-О-А.
Механизм импеданс также связывает работу голосового затвора и артикуляционного аппарата.
Разные гласные звуки речи создают голосовыми связками неодинаковое противодавление в силу разных объемов полостей и сужений в ротоглоточном канале, что в силу неодинаковости анатомического строения органов, образующих надставную трубку у разных
индивидуумов будет разный импеданс.
Если рассматривать все гласные с точки зрения нарастания импеданса, то очевидно их можно расположить в порядке А-О-Е-У-И. Гласный «А» имеет наименьший импеданс, гласный «У»- наибольший.
Если учесть при этом разногромкость, то можно сказать, что звук «А»- наиболее громкий, но имеющий наименьший импеданс. Звуки «И», «У» наименее громкие, но имеющие наибольший импеданс.
Согласные звуки речи образуются в результате включения в работу шумового возбудителя звука.
|
|
Глухие согласные имеют шумовую природу. Гортань и голосовая щель не включены в работу, так как глухие согласные не имеют высоты.
Звонкие согласные так же различаются по месту своего образования:
1. «П», «Б» - губах;
2. «С», «Т», «Л», «Д» - передняя часть ротовой полости;
3. «Р», «Ш»- средняя часть ротовой полости;
4. «К», «Г», «Х»- задняя часть ротовой полости.
В работе артикуляционного аппарата, дыхания каждый согласный звук требует своей координации. А звонкие согласные требуют координацию артикуляционного аппарата, дыхания и гортани. Как и на гласных, так и на согласных работа артикуляционного аппарата
и гортани тесно связаны между собой анатомически и акустически.
Разногромкость здесь отражаются на степени инфантильности дыхания и упругости артикуляционного затвора.
Характер произнесения согласного звука влияет на характер смыкания связок. Твердая согласная способствует твердой атаке, щелевая- придыхательной, мягкие согласные — мягкой атаке звука.
В процессе занятий с педагогом вокалист через определенные гласные или слоги может улучшить качество звучания голоса, найти оптимальные условия для образования наиболее красивого певческого тембра, этот принцип лежит в основе фонетического метода воспитания голоса.
В потоке речи гласные и согласные несут разные функции. Голос, его эмоциональная окраска, сила, насыщенность звучания зависят от гласной, а дикция и разборчивость от согласной.