Артикуляция при переходе от речи к пению

Артикуляционные уклады в речи и пении, как правило, не совпадают.

Пение в оперон-концертной манере, которая требуется от профессионального певца в наше время, нельзя рассматривать как растянутую на определенных звуках речь.

Голосовой аппарат в пении прежде всего выполняет задачу образования правильного, то есть поставленного звука. Задача образования певческого слова решается на базе правильного формирования певческого звука.

Певцу необходимо строить гласные и согласные звуки так чтобы они не нарушали кантиленного звучания, где красивый певческий голос гибко и выразительно передавал мелодический рисунок произведения.

Рентгенологические наблюдения за артикуляцией у певцов.

Певческий приспособления органов артикуляции и гортани отличаются от речевых. Эти отличия касаются гласных звуков:

1. Гортань занимает определенное положение, характерное для данного певца положение и сохраняет его на всех гласных на всем диапазоне.

2. Певческое положение гортани стабильно и независимо от артикуляционных движений голосового аппарата, так как все звуки голоса должны быть равновокальны, то есть содержать в равной степени все характерные особенности певческого тембра: ВПФ, НПФ, ровное вибрато. Таким образом гортань принимает единую позицию и остается одинаково организованной на всех певческих гласных.

В речи интонация скользит по звуковой шкале на каждом слоге. Не требует ровности, быстро меняет высоту, тембр, акцентировку. Гортань гибко следует за артикуляцией.

3. В пении изменяется длинна надставной трубки (по отношению к речи).

4. Более широко открыт. Необходимость образовать определенные объемы глоточной и ротовой полости для усиления характерных формант гласного, заставляет артикуляционный аппарат искать новую координацию. Общая конфигурация языка, характерная для того или другого гласного остается, но большая ширина ротоглоточного канала ведет к меньшей выраженности артикуляционных сужений как бы несколько нивелирует их.

5. Округление гласных. Певческие гласные более округлые и ровные. Они ближе друг к другу по звучанию, нежели речевые: «А»с«О»; «У»с «О»; «Е» с «Э»; «И» с «Ы».

 

 

Работа губ в пении.

В пении губы чаще всего стандартизируются в одном положении, какой бы гласный звук не пел певец. Только в момент зарождения гласного губы могут принять характерное положение, а затем переходят в стандартную позицию.

 

Позиция языка в пении.

Существуют педагоги, которые считают обязательным так называемое классическое положение языка в форме ложечки с концом лежащим у кончиков зубов.

Как показывают рентгенологические наблюдения. Язык находящийся в ротовой полости в виде «горба» или с поднятым кончиком не мешает пению.

У хороших певцов артикуляцию гласных характеризует большая свобода и легкость перехода от одного уклада к другому.

Артикуляционные уклады языка и работу гортани связывает импеданс, разногромкость и механическая взаимосвязь языка с гортанью. С целью найти наиболее удобные позиции в процессе занятий можно поэкспериментировать над укладами языка.

Исследуя классическое положение языка на гласном «А» было замечено, что чаще всего оно встречается в легких женских голосах и у теноров, а язык «горбом» или с поднятым кончиком у низких голосов.

Артикуляционные уклады языка необходимо рассматривать с учетом положения гортани.

Язык лежит «ложечкой», корень языка участвует в процессе в прикрытии входа в гортань. Если певец пользуется опущенной гортанью, то корень языка не участвует в прикрытии входа в гортань. Тогда он может принимать более вертикальное положение.

По субъективным ощущениям трудно судить о положении языка, неба, глотки, поэтому нельзя переводить слуховые впечатления на якобы имеющиеся дефекты.

 

Мягкое небо в пении.

В пении мягкое небо выполняет роль заслонки, перекрывающей вход в носоглотку.

Чистые гласные русского языка являются неназолированными. Они произносятся с практически полностью перекрытие хода в носоглотку. Рентгеновские снимки показывают, что у профессиональных певцов вход в носоглотку активно перекрыт поднятым мягким небом. Это перекрытие сохраняется на всех гласных на всем диапазоне, что соответствует чистому не назальному звучанию голоса. Лишь на сонорных согласных («М», «Н») на которых рот замкнут, мягкое небо опущено, звук достигает наружного пространства через носовые ходы.

Мягкое небо- это часть небного свода, часть одной из стенок ротоглоточного рупора, который у разных индивидуумов различен по построению и судить о наилучшем его положении можно лишь из общей конфигурации рупора у данного человека.

Форма небного свода имеет определенное значение для развития певческого голоса. Плавный контур перехода от глотки через поднятое мягкое небо к твердому способствует наилучшему выведению звуковой энергии в наружное пространство. При коротком мягком небе и небольших размерах носоглотки формируются более удачные контуры перехода от глотки к твердому небу. При длинном мягком небе его сильное поднятие ведет к созданию в заднем отделе небного свода дополнительного углубления в результате чего получается небный свод, состоящий из двух куполов. В таких случаях полу зевок создаст лучшие условия для прохождения звука. Говоря о функции мягкого неба в пении можно сказать о влиянии согласных «Н», «М» на работу голосового аппарата. Это звуки с очень большим импедансом, без напряжения. Они формируются только на центре певческого диапазона, при этом могут производиться при разном характере работы голосовых связок. Эти согласные используются для тренировки гортани и для выработки ощущения головного резонирования.

Глотка в пении.

Фонационная функция глотки- формирование одной из формант гласных. В этой функции ширина глотки диктует положение языка.

В пении ширина глотки меняется в зависимости от артикуляционных укладов языка и ее просвет по сравнению с речью несколько больше. Основные изменения в размерах глотки в пении вносит положение гортани. У большинства певцов мускулатура глотки не участвует в формировании голоса.

Наиболее сильные изменения размеров глотки при переходе от речи к пению происходят в длину в связи со смещением гортани, которая остается неизменной для всех гласных на всем диапазоне. Увеличение глоточной полости удлиняет ротоглоточный канал и усиливает импеданс.

Размеры глоточной полости влияют на высоту формант гласных и создает тембр голоса.

На практике установлено, что ощущение свободной широкой глотки сопутствует хорошему пению.

Поэтому рекомендуют:

1. находить в работе голосового аппарата приспособления, создающие ощущения свободной глотки.

2. Осторожно пользоваться приемами действующими изолированно на различные отделы голосового аппарата.

3. Аккуратно пользоваться инструкциями о необходимости держать ту или иную часть голосового аппарата в определенном положении.

4. Исходить из полноценного звучания слова и наилучшего звучания голоса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: