Экономическая деятельность

Экономическая деятельность – это любая деятельность субъектов экономики, направленная на получение экономической выгоды. Экономическая (хозяйственная) деятельность направлена на обеспечение жизнедеятельности отдельного человека, общества.

Субъектами экономической деятельности в рыночной экономике (смешанной экономике рыночного типа) являются: домашние хозяйства, фирмы, государство.

Домашнее хозяйство включает в себя группу людей (или одного человека), совместно принимающих решения относительно использования своих ресурсов. В модели рыночной экономики главная функция домашних хозяйств – потребление.

При этом домашние хозяйства являются:

  • покупателями и потребителями конечных товаров, произведённых фирмами и государством;
  • собственниками производственных ресурсов.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью их последующей реализации на рынке. в модели рыночной экономики главная функция фирм – производство.

При этом фирмы:

  • приобретают производственные ресурсы на рынке факторов производства;
  • производят товары и услуги;
  • продают произведённые товары на рынке товаров.

Государство включает в себя все центральные (федеральные), региональные (республика, край, область и т.д.) и местные органы, обеспечивающие законодательную, исполнительную и судебную деятельность.

В модели рыночной экономики главной функцией государства является регулирование экономической деятельности.

При этом государство:

  • является покупателем и потребителем как факторов производства, так и товаров и услуг;
  • производит и продаёт товары и услуги;
  • распоряжается принадлежащими ему ресурсами;
  • перераспределяет денежные потоки и доходы.

Каждый субъект экономики в рыночной экономике имеет основные цели. Их еще называют экономическими стимулами.

Основной целью домашнего хозяйства является максимальное удовлетворение потребностей.

Основной целью деятельности фирм является получение максимальной прибыли.

Основной целью государства – обеспечение максимального уровня благосостояния населения страны.

Стремясь к осуществлению основных целей субъекты экономики вступают в экономические отношения, которые можно представить в виде модели экономического кругооборота.

Современная экономическая (хозяйственная) деятельность субъектов рыночной экономики выстраивается на основе следующих экономических явлений:

  • предпринимательство;
  • коммерция;
  • менеджмент;
  • маркетинг и т.д.

Предпринимательство – это экономическая деятельность субъекта экономики с использованием новизны, изобретательства, направленная на получение прибыли. Она осуществляется на свой страх и риск. Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

  • свобода в выборе хозяйственной деятельности;
  • самостоятельность;
  • инициативность и новаторство;
  • ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряжённый с этим риск;
  • ориентация на достижение экономического и может быть морального успеха.

Предпринимательство выполняет особую функцию – обеспечение развития и

совершенствования экономики, её постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.

По формам собственности предпринимательство бывает частное, государственное и муниципальное; по числу собственников подразделяется на индивидуальную и коллективную. По организационно-коммерческим формам:

  • индивидуальное и частное предпринимательство;
  • партнёрство (товарищество);
  • корпорация (акционерное общество).

По признаку размера предпринимательства различают крупный, средний и малый бизнес.

Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Это часть предпринимательской деятельности в сфере обращения, заключающаяся прежде всего в заключении торговых сделок. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание производства и рационализации сферы обращения.

К новейшим формам современной экономической деятельности можно отнести лизинг, факторинг, франчайзинг.

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования с целью их производственного использования.

Факторинг – форма коммерческой деятельности, представляющее собой управление долгами.

Франчайзинг – соглашение, заключаемое между крупными и мелкими фирмами, в соответствии с которым крупная компания разрешает небольшим предприятиям реализовывать свою продукцию от её имени (так, в частности, работает группа “Макдональдс”).

Менеджмент – это деятельность по управлению производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей. Менеджмент является также наукой об управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязей потребителей и производителей. Здесь исследуются способы и методы воздействия на сам процесс производства и на людей, участвующих в нём с целью достижения наилучших результатов. Менеджер – это профессиональный управляющий, генеральный директор, руководитель, знающий психологию, социологию, организацию производства и т.д.

Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров и внедрения на рынках новых товаров (“Словарь-справочник по экономике”).

Экономисты рассматривают маркетинг как философию рынка, как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: