Тема задания. Ознакомление с основами экономики автохозяйства и главными показателями эксплуатации автопарка.
Цель задания. Изучить: значение и специфику оценки автопарка в сель- ском хозяйстве; показатели оценки степени эксплуатации автопарка, себестои- мость услуг автопарка и пути повышения эффективности его использования.
Автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и общества. Он обеспечивает производственно-экономические связи различных отраслей народного хозяйства; размещение производительных сил и создание новых территориально-производственных комплексов; социально- экономическое и культурное развитие общества; технологию производства; экономические и культурные связи с зарубежными странами; обороноспособ- ность страны.
Автомобильный транспорт весьма специфичен, а именно:
1. Автотранспорт перемещает готовую продукцию из сферы производст- ва в сферу обращения.
2. Процесс производства и реализации слиты воедино.
3. Стоимость перевозки груза добавляется к стоимости его производства.
|
|
4. На автотранспорте нетрадиционная форма кругооборота производст- венных фондов.
5. В структуре расходов на производство транспортной продукции отсут- ствуют затраты на сырье.
6. Автотранспорт играет своеобразную роль в социально-экономической и культурной жизни общества.
В сфере агропромышленного комплекса автомобильному транспорту от- ведена специфическая роль, а именно:
1. В сельскохозяйственном производстве автотранспорт выступает как тех- нологический и признается составной частью обслуживаемых ими производст- венных процессов.
2. За пределами сельскохозяйственного производства и за пределами вы- полнения производственных процессов в той или иной отрасли АПК авто- транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между отдельными предприятиями и районами страны.
Сельскохозяйственные грузы классифицируются по ряду признаков, каж- дый из которых оказывает определенное влияние на выбор подвижного состава, способ транспортировки и погрузки – выгрузки.
Подвижной состав грузового автотранспорта сельского хозяйства состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
Специализированный сельскохозяйственный подвижной состав подраз- деляется на три группы:
– самосвальные транспортные средства, осуществляющие перевозки не- скоропортящихся, навалочных и насыпных грузов.
– транспортные средства для перевозки скоропортящихся грузов, тре- бующих специального оборудования кузова, защищающего их от воздействия внешней среды, а также для перевозки наливных грузов и вредных пылевидных материалов.
|
|
– транспортно-технологические средства, осуществляющие как перево- зочные, так и технологические операции, связанные с выполнением процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, производством продук- ции животноводства.
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса и планомерное движение грузов и рабочей силы. Задача грузового ав- томобильного транспорта – перевозка определенного количества грузов, изме- ряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Виды сельскохозяйственных перевозок: внехозяйственные, внутрихозяй- ственные, внутриполевые, межусадебные, внутриусадебные и внутрицеховые.
Методика выполнения задания
Эффективность использования автопарка определяется по следующим показателям:
1. Коэффициент сменности представляет отношение количества отрабо- танных автомобиле-смен к количеству автомобиле-дней в работе, определяется по формуле
Ксм
Асм
,
Ад. раб
где Ксм – коэффициент сменности; Асм – количество отработанных автомоби- ле-смен; Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе.
2. Себестоимость 1 ткм, определяется по формуле
Сб И,
Агр
где И – общая сумма затрат на эксплуатацию автомобилей, руб.; Агр – грузо- оборот автомобилей, ткм.
3. Коэффициент использования автопарка – отношение количества авто- мобиле-дней в работе к количеству автомобиле-дней пребывания в хозяйстве, определяется по формуле
Киа ,
где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Ад. хоз – количество авто- мобиле-дней в хозяйстве.
4. Коэффициент использования пробега отношение пробега с грузом к общему пробегу, определяется по формуле
Кип
Пгруз Побщ,
где Пгруз – пробег автомобилей с грузом, км; Побщ – общий пробег авто- мобилей, км.
5. Коэффициент использования грузоподъемности – отношение фактиче- ского объема грузоперевозок к возможному (плановому), определяется по фор- муле
Киг
Оф Ов,
где Оф – фактический объем грузоперевозок, т; Ов – возможный (плановый) объем грузоперевозок, т.
6. Возможный (плановый) объем грузоперевозок, определяется по фор-
|
|
раб Д
Кр,
где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Д – средняя грузоподъем- ность одного автомобиля, т; Кр – количество рейсов в день.
7.
|
|
Агр
Ов Р,
где Р – среднее расстояние перевозки, км; Ов – возможный (плановый) объем грузоперевозок, т.
8. Общий тоннаж автомобилей, определяется по формуле
|
где Д – средняя грузоподъемность одного автомобиля, т; К – количество грузо- вых автомобилей, шт.
9. Объем перевезенных грузов в расчете на 1 наличный на конец года ав- томобиль определяется по формуле
Оа Оф,
К
где К – количество грузовых автомобилей, шт.; Оф – фактический объем грузо- перевозок, т.
10. Пробег с грузом в расчете на 1 наличный на конец года автомобиль определяется по формуле
Пгруза
Пгруз
К,
где Пгруз – пробег с грузом, км; К – количество грузовых автомобилей, шт.
11. Коэффициент технической готовности – отношение количества авто- мобиле-дней в исправном состоянии к количеству автомобиле-дней пребыва- ния в хозяйстве определяется по формуле
Ктг
Ад.
Ад.
испр,
хоз
где Ад. испр – количество автомобиле-дней в исправном состоянии; Ад. хоз – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
12. Коэффициент использования исправных автомобилей – отношение количества автомобиле-дней в работе к количеству автомобиле-дней в исправ- ном состоянии:
|
|
Кииа
,
Ад. испр
где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Ад. испр – количество ав- томобиле-дней в исправном состоянии.
Таблица 13
Показатели | Шифр | Условные обозна- чения | Годы | 2 в % к 1 | |
1 | 2 | ||||
Исходные данные | |||||
Количество грузовых автомобилей, тыс. шт. | 091 | К | |||
Средняя грузоподъемность 1 автомобиля, т | 092 | Д | |||
Количество рейсов в день | 093 | Кр | |||
Фактический объем перевозок, млн т | 094 | Оф | |||
Количество автомобиле-дней в хозяйстве, млн | 095 | Ад. хоз | |||
Количество автомобиле-дней в работе, млн | 096 | Ад. раб | |||
Количество автомобиле-дней в исправном со- стоянии, млн | 097 | Ад. испр | |||
Количество отработанных автомобиле-смен, млн | 098 | Асм | |||
Общий пробег автомобилей, млрд км | 099 | Побщ | |||
Пробег автомобилей с грузом, млрд км | 100 | Пгруз | |||
Общая сумма затрат на эксплуатацию автомо- билей, млрд руб. | 101 | И | |||
Среднее расстояние перевозки, км | 102 | Р | |||
Решение | |||||
Коэффициент сменности | Ксм | ||||
Себестоимость 1 ткм, тыс. р./ткм | Сб | ||||
Коэффициент использования автопарка | Киа | ||||
Коэффициент использования пробега | Кип | ||||
Коэффициент использования грузоподъемности | Киг | ||||
Возможный (плановый) объем грузоперевозок, млн т | Ов | ||||
Грузооборот автомобилей, млн ткм | Агр | ||||
Общий тоннаж автомобилей, тыс. т | Он | ||||
Объем перевезенных грузов в расчете на 1 на- личный автомобиль, тыс. т | Оа | ||||
Пробег с грузом в расчете на 1 наличный авто- мобиль, тыс. км | Пгруза | ||||
Коэффициент технической готовности | КТГ | ||||
Коэффициент использования исправных авто- мобилей | Кииа |
Выводы по показателям табл. 13.
Контрольные вопросы.
1. Назвать особенности автомобильного транспорта.
|
|
2. Объяснить роль автотранспорта в АПК.
3. Привести формулы коэффициентов технической готовности и исполь- зования парка.
4. Как определяется себестоимость услуг автопарком?