Задание 8. Показатели использования автопарка

Тема задания. Ознакомление с основами экономики автохозяйства и главными показателями эксплуатации автопарка.

Цель задания. Изучить: значение и специфику оценки автопарка в сель- ском хозяйстве; показатели оценки степени эксплуатации автопарка, себестои- мость услуг автопарка и пути повышения эффективности его использования.

Автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и общества. Он обеспечивает производственно-экономические связи различных отраслей народного хозяйства; размещение производительных сил и создание новых территориально-производственных комплексов; социально- экономическое и культурное развитие общества; технологию производства; экономические и культурные связи с зарубежными странами; обороноспособ- ность страны.

Автомобильный транспорт весьма специфичен, а именно:

1. Автотранспорт перемещает готовую продукцию из сферы производст- ва в сферу обращения.

2. Процесс производства и реализации слиты воедино.


3. Стоимость перевозки груза добавляется к стоимости его производства.

4. На автотранспорте нетрадиционная форма кругооборота производст- венных фондов.

5. В структуре расходов на производство транспортной продукции отсут- ствуют затраты на сырье.

6. Автотранспорт играет своеобразную роль в социально-экономической и культурной жизни общества.

В сфере агропромышленного комплекса автомобильному транспорту от- ведена специфическая роль, а именно:

1. В сельскохозяйственном производстве автотранспорт выступает как тех- нологический и признается составной частью обслуживаемых ими производст- венных процессов.

2. За пределами сельскохозяйственного производства и за пределами вы- полнения производственных процессов в той или иной отрасли АПК авто- транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между отдельными предприятиями и районами страны.

Сельскохозяйственные грузы классифицируются по ряду признаков, каж- дый из которых оказывает определенное влияние на выбор подвижного состава, способ транспортировки и погрузки – выгрузки.

Подвижной состав грузового автотранспорта сельского хозяйства состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.

Специализированный сельскохозяйственный подвижной состав подраз- деляется на три группы:

– самосвальные транспортные средства, осуществляющие перевозки не- скоропортящихся, навалочных и насыпных грузов.

– транспортные средства для перевозки скоропортящихся грузов, тре- бующих специального оборудования кузова, защищающего их от воздействия внешней среды, а также для перевозки наливных грузов и вредных пылевидных материалов.

– транспортно-технологические средства, осуществляющие как перево- зочные, так и технологические операции, связанные с выполнением процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, производством продук- ции животноводства.

Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса и планомерное движение грузов и рабочей силы. Задача грузового ав- томобильного транспорта – перевозка определенного количества грузов, изме- ряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Виды сельскохозяйственных перевозок: внехозяйственные, внутрихозяй- ственные, внутриполевые, межусадебные, внутриусадебные и внутрицеховые.

 

Методика выполнения задания

Эффективность использования автопарка определяется по следующим показателям:


1. Коэффициент сменности представляет отношение количества отрабо- танных автомобиле-смен к количеству автомобиле-дней в работе, определяется по формуле


 

Ксм


Асм

,


Ад. раб

где Ксм – коэффициент сменности; Асм – количество отработанных автомоби- ле-смен; Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе.

 

2. Себестоимость 1 ткм, определяется по формуле

Сб И,

Агр

где И – общая сумма затрат на эксплуатацию автомобилей, руб.; Агр – грузо- оборот автомобилей, ткм.

 

3. Коэффициент использования автопарка – отношение количества авто- мобиле-дней в работе к количеству автомобиле-дней пребывания в хозяйстве, определяется по формуле

 

Киа             ,

 

где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Ад. хоз – количество авто- мобиле-дней в хозяйстве.

 

4. Коэффициент использования пробега отношение пробега с грузом к общему пробегу, определяется по формуле


Кип


Пгруз Побщ,


где Пгруз – пробег автомобилей с грузом, км; Побщ – общий пробег авто- мобилей, км.

 

5. Коэффициент использования грузоподъемности – отношение фактиче- ского объема грузоперевозок к возможному (плановому), определяется по фор- муле


Киг


Оф Ов,


где Оф – фактический объем грузоперевозок, т; Ов – возможный (плановый) объем грузоперевозок, т.

 

6. Возможный (плановый) объем грузоперевозок, определяется по фор-

 
муле


 
Ов Ад.


раб Д


Кр,


где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Д – средняя грузоподъем- ность одного автомобиля, т; Кр – количество рейсов в день.

 

7.

 
 
Грузооборот определяется по формуле


Агр


Ов Р,


где Р – среднее расстояние перевозки, км; Ов – возможный (плановый) объем грузоперевозок, т.

 

8. Общий тоннаж автомобилей, определяется по формуле

 
Он К   Д,

где Д – средняя грузоподъемность одного автомобиля, т; К – количество грузо- вых автомобилей, шт.

 

9. Объем перевезенных грузов в расчете на 1 наличный на конец года ав- томобиль определяется по формуле

Оа Оф,

К

где К – количество грузовых автомобилей, шт.; Оф – фактический объем грузо- перевозок, т.

 

10. Пробег с грузом в расчете на 1 наличный на конец года автомобиль определяется по формуле


 

Пгруза


Пгруз

К,


где Пгруз – пробег с грузом, км; К – количество грузовых автомобилей, шт.

 

11. Коэффициент технической готовности – отношение количества авто- мобиле-дней в исправном состоянии к количеству автомобиле-дней пребыва- ния в хозяйстве определяется по формуле


 

Ктг


Ад.

Ад.


испр,

хоз


где Ад. испр – количество автомобиле-дней в исправном состоянии; Ад. хоз – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

 

12. Коэффициент использования исправных автомобилей – отношение количества автомобиле-дней в работе к количеству автомобиле-дней в исправ- ном состоянии:

 


Кииа


,

Ад. испр


где Ад. раб – количество автомобиле-дней в работе; Ад. испр – количество ав- томобиле-дней в исправном состоянии.


Таблица 13

 

Показатели

Шифр

Условные

обозна- чения

Годы

2 в %

к 1

1 2

Исходные данные

Количество грузовых автомобилей, тыс. шт. 091 К      
Средняя грузоподъемность 1 автомобиля, т 092 Д      
Количество рейсов в день 093 Кр      
Фактический объем перевозок, млн т 094 Оф      
Количество автомобиле-дней в хозяйстве, млн 095 Ад. хоз      
Количество автомобиле-дней в работе, млн 096 Ад. раб      
Количество автомобиле-дней в исправном со- стоянии, млн 097 Ад. испр      
Количество отработанных автомобиле-смен, млн 098 Асм      
Общий пробег автомобилей, млрд км 099 Побщ      
Пробег автомобилей с грузом, млрд км 100 Пгруз      
Общая сумма затрат на эксплуатацию автомо- билей, млрд руб. 101 И      
Среднее расстояние перевозки, км 102 Р      

Решение

Коэффициент сменности   Ксм      
Себестоимость 1 ткм, тыс. р./ткм   Сб      
Коэффициент использования автопарка   Киа      
Коэффициент использования пробега   Кип      
Коэффициент использования грузоподъемности   Киг      
Возможный (плановый) объем грузоперевозок, млн т   Ов      
Грузооборот автомобилей, млн ткм   Агр      
Общий тоннаж автомобилей, тыс. т   Он      
Объем перевезенных грузов в расчете на 1 на- личный автомобиль, тыс. т   Оа      
Пробег с грузом в расчете на 1 наличный авто- мобиль, тыс. км   Пгруза      
Коэффициент технической готовности   КТГ      
Коэффициент использования исправных авто- мобилей   Кииа      

 

Выводы по показателям табл. 13.

 

Контрольные вопросы.

1. Назвать особенности автомобильного транспорта.

2. Объяснить роль автотранспорта в АПК.

3. Привести формулы коэффициентов технической готовности и исполь- зования парка.

4. Как определяется себестоимость услуг автопарком?

 































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: