Основные идеи и этапы развития русской философии

Первые значительные произведения, содержащие философские идеи, дошедшие до наших дней, были созданы во времена Киевской Руси. В этот период происходит:

· распространение и окончательное утверждение православного христианства в русских землях;

· становление русской национальности;

· рост авторитета и влияния русского государства.

Русские философские системы отличались своеобразием, самобытностью. Даже развивая философские идеи, пришедшие извне, русская мысль всегда отличалась оригинальностью, независимостью, высокой степенью творчества.

Важным условием активного развития философской мысли в России стали преобразования, начатые Петром I. Процесс активного социального развития страны, а также многочисленные разноплановые культурные контакты с европейскими странами послужили условиями распространения в России идей просвещения.

Философская составляющая русского просвещения нашла отражение в воззрениях весьма разных по своим взглядам и социальной практике мыслителей. Это такие известные деятели русского просвещения, как Феофан Прокопович (1681-1736), Николай Иванович Новиков (1744-1818) и некоторые другие. Особое место в русском просвещении занимают М.В. Ломоносов и Н.А Радищев.

 

Раннее Просвещение. Материализм М.В. Ломоносова и антропология А.Н. Радищева.

Главной заслугой Ломоносова считается его приверженность и способность объяснить материалистичность всего мира. Этот взгляд затронул и философию, и естественные науки. Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. “Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи”.

Согласно Ломоносову, материя состоит из корпускул, атомов, которые неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что “теплота тел состоит во внутреннем их движении” и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

 

В антропологии гносеологической идеей Александра Николаевича можно считать представление им проблемы человека — "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1790—1792 гг.). Развивая идею единства мира, он считал, что человек един не только со всеми людьми, но и с неорганическим и органическим миром, с космосом, с которым он связан единством состава и характером законов, формами непреходящего существования и даже "влитого разума". Вместе с тем он подчёркивал особенности человека по сравнению с миром живых существ: 1) "возничный" (вертикальный) образ хождения; 2) "истинное отличие человеческого мозга", несравнимо возвысившего разум человека; 3) "чудодейственная речь"; 4) стремление к совершенствованию условий и самого себя; 5) способность к труду, благодаря развитию руки. Свою антропологическую аргументацию А. Радищев базировал на проработанных им работах П. Кампера, И.Г. Гердера, И.К. Лафатера, A.A. Каверзнева — известных антропологов XVIII в. Он пытался противопоставить метафизике, в её механистической инвариантности, принципы динамичной антропологии, о чём свидетельствует его частое обращение к эволюционной лексике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: