Философские идеи в творчестве Данте и Петрарки

Философия средних веков

Отличительные черты средневековой культуры

Отличительные черты средневековой культуры

Средневековая культура Европы обладала следующими специфическими особенностями:

1) Она была христианской и в ней господствующую роль играла Церковь, ее доктрина и система церковных обрядов.

2) Она была книжной, ее источником выступала Библия и система интерпретаций библии философией, Церковью и народом.

3) Она была трансцендентной. Для средневековья характерно представление о двух взаимосвязанных, но противостоящих друг другу мирах: посюсторонний мир человеческой жизни и Высшее потустороннее царство Божие. Бог выступал главным и осознанным ориентиром при решении вопроса о смысле жизни.

4) Идеалом же человека в эпоху Средних Веков выступал образ Святого.

5) По этой причине, средневековье – чрезвычайно целенаправленная и интенсивно развивающаяся культура.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

 

Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов».

 

Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья.

 

Центральный пункт философской системы Августина - Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Бог - высшее бытие, в нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок.
Бог сотворил мир из ничего по своей воле, а не в силу необходимости.
В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха и божественного предопределения.
Августин был одним из первых, кто поставил в своем творчестве проблемы философии истории.
Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного ("О царстве Божьем") Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь. Однако на земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное соединены. Августин подвергает критике все то в обществе, что связано с земным царством. Он указывает на насильственный характер государства, которое называет "великой разбойничьей организацией". Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство греха и основано на любви только к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь- это общество Христа, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на земле.





Философия эпохи Возрождения

Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы.

Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.

Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку существенное значение для него приобретает с/познание (Сократ), которое позволяет человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не просто достижение внешних целей, а пр. вс., творение человеком самого себя.

Философские идеи в творчестве Данте и Петрарки

 

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания. Появляется культ человека-творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери. Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор "Божественной комедии" и трактатов "Пир" и "Монархия", заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

Философские мысли Данте неоднозначны и неоднородны по своей сути. Он испытывает влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также - отчасти - неоплатонизма, стоицизма и арабской философии.

Признавая свободу воли, Данте считал, что от личной ответственнсти она не избавляет: нельзя свалить вину на Бога или на ряд каких-то абстрактных причин.В учении о двояком предназначении человека ярко проявился разрыв Данте со средневековой традицией.

Данте Алигьери считается предтечей философии эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом является Франческо Петрарка (1304–1374), может быть, известный больше как замечательный поэт, но, тем не менее, основавший гуманистическое направление в ренессансной философии — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации.

Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Эти слова — одновременно ирония и истина, так как Петрарка действительно не имел философского образования. А далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: