Примерные материалы выполнения домашнего задания

Возможный вариант плана сравнительной характеристики Гр. Мелехова и Мих. Кошевого.

1. Кто они такие?

2. Что у них общего: происхождение, детство и семейное воспитание, образ жизни трудового казачества, "школа Штокмана".

3. Что послужило причиной размежевания взглядов и дальнейшей судьбы Григория и Михаила? Когда и почему это произошло? (ч. 5, гл. 22, стр 548).

4. Твёрдость большевистских убеждений Михаила и шаткость позиции Григория в годы Гражданской войны. (Кошевой: "Начертился - и иди", Григорий: "Неправильный у жизни ход").

5. Беспощадность, непримиримость Кошевого к белоказакам. Умение Мелехова даже в жесточайших условияхГражданской войны сохранить человечность.

6. Ненависть Михаила к частной собственности; стремление Григория стать хозяином на своей земле.

7. Победитель и побеждённый в последних главах романа. Возможен ли компромисс?

8. Дальнейшие пути-дороги бывших друзей: непримиримые враги, или время всё исправит.

 

 

Возможные тезисы для дискуссии по теме:

Какие пути-дороги лежали перед Григорием Мелеховым?  

 

1. Арест за участие в Верхнедонском восстании. Расстрел или ссылка в концентрационные лагеря на перевоспитание, например, Соловки или Беломор-канал. Большевикам для индустриализации страны на стройки социализма требовалась бесплатная рабочая сила для  тяжёлого физического труда  в нечеловеческих условиях, где  постоянный голод, подорванное здоровье и ранняя смерть.

2. Нелегальный переход границы, уход в Турцию, Долгая жизнь в эмиграции, постоянная тоска по Родине, детям и родным. Этот вариант был со многими донскими казаками и даже целыми станицами по окончании Гражданской войны. Реабилитированы они были в России только при Путине. Сохранили на чужбине свой язык, обычаи и традиции и любовь к своей земле.

3. Нелегальный уход в большие индустриальные центры, где легко раствориться, потеряться в большой массе народа. Жизнь под чужой фамилией. Труд на заводе или фабрике. Непрерывная тоска по родной станице, детям, родным.

4. Судьба Половцева-Лятьевского - героя другого романа М. Шолохова "Поднятая целина": создание банд для контрреволюционного движения, тайная жизнь оборотня, ранняя смерть из-за постоянной опасности.

 

Возможные материалы для устного рассказа 

"Жестокость революции и Гражданской войны и её истоки». Антигуманистическая сущность этих войн в истории и в наше время".

Гл. 12, стр 495. Расправа красных над отрядом белых Чернецова. Григорий неможет понять кровавой жестокости и необходимости этой расправы. 

Гл. 20, стр 535. Красный террор. Бунчук с командой красногвардейцев ежедневно расстреливает врагов революции - пленных белых. Его "правда"                                                    - убеждения, что это единственный путь установления революционного порядка. Если не мы их, то они нас. Штокман убеждён: "Уличён в действиях против нас. Готово! Разговор короткий - к стенке."

Гл. 28 - 31, стр. 586. Расправа казаков над отрядом Подтёлкова-Кривошлыкова. Необъяснимая жестокость даже невоенных. Григорий уже среди казаков, но в расправе не участвует. Михаил Кошевой: "...с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской, убил беззащитного старого деда Гришаку. Коршунов (брат Натальи) в отместку семью Михаила Кошевого."

Главная мысль рассказа: русские люди убивали русских, односельчане друг друга, необъяснимая жестокость рождала ответную жестокость, ещё больше и больше ожесточались души, исчезала человечность. А что же дальше? Все войны имеют конец, и надо будет снова продолжать жить вместе и восстанавливать разрушенное.

Беседа о связи прошлого и настоящего

 - Есть ли в мировой и нашей истории подобные войны? Из-за чего они начинаются?

 - Кто начинает гражданские войны?

 - К чему они приводят?

- Бывают ли такие войны справедливыми?

 

 Цитатный материал к теме "Пути-дороги Григория Мелехова." 

1...А я с семнадцатого года хожу по вилюжинам, как пьяный качаюсь.

2....Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый.

3.... Я за себя воевал, а не за генералов. Мне, если направдокгутарить, ни те, ни эти не по совести.

4.... Но когда представлял себе, как будет по весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли....

5.... Я отслужил своё. Никому больше не хочу служить. Навоевался в свой век предостаточно и уморился душой страшно. Всё мне налоело: и революция, и контрреволюция... Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё.

 Цитаты могут быть и другие.

Урок 6.

Тема: Правда о Гражданской войне на страницах романа. Антигуманная сущность любой гражданской войны. Изображениереволюции и Гражданскойвойныкакобщенароднойтрагедии.

Цель: Обобщить материал романа, изображающий Гражданскую войну на Дону. Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся на понимании античеловеческой сути войны.

Материалы для урока

"Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин,

но только с одних взимает кровь, с других - слёзы".

У. Теккерей, английский писатель.

 

"... Путь к победе, усеянный трупами собственных

воинов, не есть истинная победа."

Г. Д. Гулиа, грузинский писатель.

 

"... История человеческих жизней не может быть понята

в творчестве Шолохова без истории времени."

Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".

 

"Какую бы эпоху ни избирал Шолохов предетом своего

изображения, он подходит к ней как бесстрашный

исследователь, который стремится выявить её сущность,

её характер, противоречия и конфликты."

Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: