Возможный вариант плана сравнительной характеристики Гр. Мелехова и Мих. Кошевого.
1. Кто они такие?
2. Что у них общего: происхождение, детство и семейное воспитание, образ жизни трудового казачества, "школа Штокмана".
3. Что послужило причиной размежевания взглядов и дальнейшей судьбы Григория и Михаила? Когда и почему это произошло? (ч. 5, гл. 22, стр 548).
4. Твёрдость большевистских убеждений Михаила и шаткость позиции Григория в годы Гражданской войны. (Кошевой: "Начертился - и иди", Григорий: "Неправильный у жизни ход").
5. Беспощадность, непримиримость Кошевого к белоказакам. Умение Мелехова даже в жесточайших условияхГражданской войны сохранить человечность.
6. Ненависть Михаила к частной собственности; стремление Григория стать хозяином на своей земле.
7. Победитель и побеждённый в последних главах романа. Возможен ли компромисс?
8. Дальнейшие пути-дороги бывших друзей: непримиримые враги, или время всё исправит.
Возможные тезисы для дискуссии по теме:
|
|
Какие пути-дороги лежали перед Григорием Мелеховым?
1. Арест за участие в Верхнедонском восстании. Расстрел или ссылка в концентрационные лагеря на перевоспитание, например, Соловки или Беломор-канал. Большевикам для индустриализации страны на стройки социализма требовалась бесплатная рабочая сила для тяжёлого физического труда в нечеловеческих условиях, где постоянный голод, подорванное здоровье и ранняя смерть.
2. Нелегальный переход границы, уход в Турцию, Долгая жизнь в эмиграции, постоянная тоска по Родине, детям и родным. Этот вариант был со многими донскими казаками и даже целыми станицами по окончании Гражданской войны. Реабилитированы они были в России только при Путине. Сохранили на чужбине свой язык, обычаи и традиции и любовь к своей земле.
3. Нелегальный уход в большие индустриальные центры, где легко раствориться, потеряться в большой массе народа. Жизнь под чужой фамилией. Труд на заводе или фабрике. Непрерывная тоска по родной станице, детям, родным.
4. Судьба Половцева-Лятьевского - героя другого романа М. Шолохова "Поднятая целина": создание банд для контрреволюционного движения, тайная жизнь оборотня, ранняя смерть из-за постоянной опасности.
Возможные материалы для устного рассказа
"Жестокость революции и Гражданской войны и её истоки». Антигуманистическая сущность этих войн в истории и в наше время".
Гл. 12, стр 495. Расправа красных над отрядом белых Чернецова. Григорий неможет понять кровавой жестокости и необходимости этой расправы.
Гл. 20, стр 535. Красный террор. Бунчук с командой красногвардейцев ежедневно расстреливает врагов революции - пленных белых. Его "правда" - убеждения, что это единственный путь установления революционного порядка. Если не мы их, то они нас. Штокман убеждён: "Уличён в действиях против нас. Готово! Разговор короткий - к стенке."
|
|
Гл. 28 - 31, стр. 586. Расправа казаков над отрядом Подтёлкова-Кривошлыкова. Необъяснимая жестокость даже невоенных. Григорий уже среди казаков, но в расправе не участвует. Михаил Кошевой: "...с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской, убил беззащитного старого деда Гришаку. Коршунов (брат Натальи) в отместку семью Михаила Кошевого."
Главная мысль рассказа: русские люди убивали русских, односельчане друг друга, необъяснимая жестокость рождала ответную жестокость, ещё больше и больше ожесточались души, исчезала человечность. А что же дальше? Все войны имеют конец, и надо будет снова продолжать жить вместе и восстанавливать разрушенное.
Беседа о связи прошлого и настоящего
- Есть ли в мировой и нашей истории подобные войны? Из-за чего они начинаются?
- Кто начинает гражданские войны?
- К чему они приводят?
- Бывают ли такие войны справедливыми?
Цитатный материал к теме "Пути-дороги Григория Мелехова."
1...А я с семнадцатого года хожу по вилюжинам, как пьяный качаюсь.
2....Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый.
3.... Я за себя воевал, а не за генералов. Мне, если направдокгутарить, ни те, ни эти не по совести.
4.... Но когда представлял себе, как будет по весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли....
5.... Я отслужил своё. Никому больше не хочу служить. Навоевался в свой век предостаточно и уморился душой страшно. Всё мне налоело: и революция, и контрреволюция... Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё.
Цитаты могут быть и другие.
Урок 6.
Тема: Правда о Гражданской войне на страницах романа. Антигуманная сущность любой гражданской войны. Изображениереволюции и Гражданскойвойныкакобщенароднойтрагедии.
Цель: Обобщить материал романа, изображающий Гражданскую войну на Дону. Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся на понимании античеловеческой сути войны.
Материалы для урока
"Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин,
но только с одних взимает кровь, с других - слёзы".
У. Теккерей, английский писатель.
"... Путь к победе, усеянный трупами собственных
воинов, не есть истинная победа."
Г. Д. Гулиа, грузинский писатель.
"... История человеческих жизней не может быть понята
в творчестве Шолохова без истории времени."
Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".
"Какую бы эпоху ни избирал Шолохов предетом своего
изображения, он подходит к ней как бесстрашный
исследователь, который стремится выявить её сущность,
её характер, противоречия и конфликты."
Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".