Верхнедонское восстание

Ч. 6, гл. 22, стр116.

 

 - Почему началось Верхнедонское (Вёшенское) восстание?

Из-за действий советской власти:

 - обложили контрибуцией (налогами) богатых людей и их производства;

 - арестовывали и расстреливали людей, наиболее враждебных советской власти: офицеров, атаманов, жандармов, богатеев. "...Если по округу не взять наиболее активных врагов, - будет восстание... Или они нас, или мы их! Третьего не дано!" (ещё прочитать письмоМ. Шолохова, М. Горькому.т. 2, стр. 685).

Результат действий советской власти: "...Закипел Верхне-Донской округ. Столкнулись два течения, пошли вразброд казаки, и понеслась, завертела круговерть. Молодые и которые победней - мялись, отмалчивались, всё ещё ждали мира от советской власти, а старые уже шли в наступление, уже открыто говорили о том, что красные хотят казачество уничтожить поголовно". 

Гл. 27, стр132 Начало восстания.

Верхнедонское восстание началось в результате неправильных и жестоких действий против казачества. Особенно ярыми инициаторами восстания стали старые казаки, привыкшие жить своим укладом жизни, уже получившие за долгую службу какие-то привилегии.

 - Как боролись казаки против красных с советской властью?

(теми же методами, что и красные, только ещё более жестокими, хотя официальная версия причин восстания - "против расстрелов и грабежей")

Примеры:

Гл.31, стр146 страшное убийство Лихачёва

Гл. 54 (Читать отрывками) отряд коммунистов ведут по хуторам

Гл. 56, стр 258 Дарья на площади убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова

 - К чему привело это восстание? (Поражение, отступление перед частями Красной Армии. Болезни, гибель тысяч людей. Повстанцам пришлось влиться в белую армиюи отступить с ней до Новороссийска, а потом многие попали в эмиграцию, потеряли связь с родными и близкими).

Материал к выводам об изображении Гражданской войны в романе.

 Как это произведение вписалось в историко-литературный процесс.

 

Всё, что рассказал Шолохов на страницах романа, - не вымысел, а реальные факты. Он много работал в архивах, по документам изучал причины восстания. Из документов узнал о расправе над коммунистами после измены Сердобского полкаи предательства Вороновского. "Прогоняя отряд по хуторам и станицам, производили над несчастными дикую расправу: избивали кто чем попало, из 15 человек осталось в живых только пять, а остальные бесчеловечно были замучены и забиты."

Казаки действовали стихийно, вслепую, потом раскаиваясь в содеянном. Шолохов сочувствует людям, попавшим в эту страшную мясорубку, когда невозможно пересидеть, перемолчать, спрятаться.

Советская литература прошлых лет признавала и издавала художественные произведения, в которых прославляется Красная Армия, а белая состоит из предателей, трусов и бандитов, там служили бывшие офицеры - отребье, как их часто называли, они жестокие, опустившиеся пьяницы, люди без чести и совести. Зачастую изображение этой войны показано идеализированно: бойцы, коммунисты - все были героями, убеждёнными в правоте советской власти, бескорыстные, славные рыцари борьбы за свободу, равенство и братство, с горячим сердцем и чистыми руками. Таких книг было много, на них воспитывались патриоты своей страны. Д. Фурманов "Чапаев", А. Фадеев "Разгром", Н. Островский "Как закалялась сталь" и другие.

Шолохов же был в числе тех немногих, известных нам, который показал, как в годы Гражданской войныказачество сражалось против Красной Армии.  После перестройки в 80-ые годы таких книг, не издававшихся раньше, но написанных давно, последам прошедших событий, стало известно много. Б. Пастернак "ДокторЖиваго", А. Солженицын "Красное колесо", Б. Пильняк и другие.  

На чьей же стороне автор? На стороне народа погубленного, истерзанного, казнённого, исстрадавшегося. Недаром он предпосылает роману такой эпиграф. В романе много смелых, мужественных людей, но нет героизации, поэтизации подвига. "Внимая ужасам войны" (Н. Некрасов) - ключ к пониманию сути и изображения Гражданской войны. 

Шолохов сочувственно изображает и тех, и других. Тяжело шло и создание, и издание, особенно 6 и 7 частей романа, в которых изображена Гражданская война на Дону. Не всё в нём устраивало руководителей страны в то время. Те, кто был виновником страшной бойни своего народа, занимали высокие посты в области, в государстве. (Малкин). Поэтому только по высочайшему соизволению "отца народов" книга увидела свет. (Беседа в Кремле Шолохова, Горького и Сталина).

Недаром Нобелевская премия была присуждена писателю "За беспощадный реализм в изображении событий Гражданской войны".

 

Домашнее задание:

Составитьплан к сочинению " Изображение событий Гражданской войны на Дону в романе М.Шолохова "Тихий Дон " или " Правда о Гражданской войне на страницах романа. "   

Ко всем пунктам плана указать страницы романа, цитаты стому фактическому материалу романа, который будет использоваться.

Составить устный рассказ по составленному плану. На следующем уроке за составленный план и, или рассказ по нему поставить оценки.

 Возможный вариант плана.

1.Cоветская и русская литература 20-го века о Гражданской войне.

2. Как тема сочинения.

а) Почему именно на Дону события Гражданской войны были особенно жестокими и кровавыми?

б) Нечеловеческая жестокость в противодействиях красных и белых.

в) Гибельневинных людей, целых семей в ходе военных действий.

г) Экономические и политические последствия для страны в результате        Гражданской войны. 

3. Антигуманная сущность Гражданской войны в изображении М. Шолохова.

 или Сочувственное отношение автора ко всем героям своего романа.

Задание по группам.

1 группа: Прочитать (перечитать, просмотреть) ч.1, гл.3. Объяснить, проанализировать, о чём рассказывает автор в этой главе.

2 группа: Составить композиционный план 1 - 8 частей, указав в нём время и исторические события, описанные в каждой части. (Это задание было опережающим).

Урок 7.

Тема: Художественное своеобразие романа.

Цель: Помочь учащимся увидеть индивидуальность стиля и мастерства писателя. Повторить художественные средства литературы: стиль писателя, жанр произведения, композиция, сюжет, язык произведения, использование приёмов поэзии, использование устного народного творчества.

Материалы к уроку

 

В его (Шолохова) произведенияхмы видим алмазные

россыпи русской речи. Не в словарях сысканное, не из

фолиантов утащенное, а взятое писателему самого хозяина языка - у народа. Вот какое это слово!

С молоком матери впитал писатель приёмы творческих     приёмов в русскую художественную речь. Поэтому

так и поражают они своей смелостью и художественной силой.

Н. С. Сергеев - Ценский. 

1. Повторение понятий, входящих в художественное своеобразие.

Стиль писателя - совокупность творческих особенностей, присущих данному автору: идей, тем, характеров, сюжетов, языковых средств.

Это очень сложное понятие, которое включает изучение всего творчества писателя. Можно учёному- литературоведу, критику всю жизнь заниматься творчеством одного писателя, изучая его стиль. Опытные литературоведы, изучающие стиль писателей, могут по половине странички текста определить, кому он принадлежит.

Жанр произведения

По жанру "Тихий Дон" - роман-эпопея. Это большое по объёму, количеству героев, сюжетных линий произведение, отображающее переломную в судьбе страны эпоху, исторические события, которые часто трагично влияют на судьбы героев. Роман так и построен: рассказ о личной жизни героев переливается в изображение исторических событий или наоборот. Ни одно другое произведение советской литературы того времени об "эпохе войн и революций" так детально, пристально не изображало личную жизнь героев, как Шолохов в "Тихом Доне". Серафимович "Железный поток", А. Фадеев "Разгром", А. Малышкин "Падение Даира" и др. - герои этих произведений схематичны, их воля, действия направлены на решение революционных задач.

Композиция

Роман начинается с описания жизни "мелеховского двора", потом хутора, потом важных исторических событий: первой мировой войны, Гражданской войны, Верхнедонского восстания и возвращает нас к тому же "мелеховскому двору". За это время автор знакомит нас с огромным количеством действующих лиц, их судьбами, проводя своих героев через важные исторические события. В каждой новой части он переходит к следующему историческому событию.

(Использовать тезисные планы, составленные учащимися 2 группы.)

Возможный композиционный план.

1. Жизнь "мелеховского двора"накануне Первой мировой войны, 1913 год.

2. Григорий идёт служить в армию.

3. В марте 1914 года. Писательподводит к изображению Первой мировой войны.

4. 1916 год. Октябрь. Почти два года идёт война. Нарастает усталость, недовольство казачества на фронте.

5. Осень 1917 года. Великая Октябрьская социалистическая революция. Возвращение казаков с фронта.

6. Апрель 1918года. На Дону завершился раздел на белых и красных.

7. Верхнедонское восстание как следствие красного террора, отступление белой армии к Новороссийску, конец Гражданской войны.

8. Вихрь Гражданской войны проносится над Доном, размётывает в разные концы героев романа, рушатся все семейные и духовные связи. Григорий Мелехов, словно одичавший, одинокий волк-бирюк,  возвращается к своему дому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: