Загрязнение фильтров внутреннего блока

                                                         

Загрязнение фильтров ухудшает обдув теплообменника, что приводит к снижению производительности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из внутреннего, блока будет капать вода. Сильное загрязнение фильтров может привести к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конденсата.

Очистка фильтров должна производиться один раз в две — три недели, а при высокой запыленности воздуха в помещении чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде, и просушивают, либо чистят с помощью пылесоса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загрязненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3...4 месяца. Чистка и замена фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и, подобно чистке или смене мешков в пылесосе, должна выполняться пользователем.

Загрязнение теплообменника наружного блока. Одним из наиболеехарактерных типов загрязнения теплообменника является засорение его тополиным пухом, что приводит к нарушению, режима теплосъема, перегреву компрессорами, выходу его из строя. По оценкам специалистов по этой причине происходит около трети отказов, климатических систем.

Очистку теплообменника производят перед началом эксплуатации кондиционера после зимнего сезона, а в период эксплуатации — периодически, по мере загрязнения. Кроме тополиного пуха теплообменник могут засорять опавшие листья, уличный мусор и т. п. При очистке теплообменника следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить тонкие пластинки оребрения. Для очистки и правки ребер в случае их повреждения можно использовать специальный инструмент, представляющий собой набор из шести «расчесок» для ребер с различным шагом между пластинками, Тополиный пух, пыль и другие загрязнения выдувают струей сжатого, воздуха.

 

Нормируемая утечка хладагента. Второй по распространенностипричиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6...8% в год от массы заправленного в контур хладагента. Эта утечка происходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным следствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходимо каждые 1,5...2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что приведет к перегреву компрессора и его заклиниванию.

Для минимизации утечки хладагента не следует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка может привести к повреждению стыка.

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока, а также недостаточное охлаждение или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и выходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8... 10 °С в режиме охлаждения и не менее 12...14 °С в режиме обогрева.

В конструкции кондиционеров обычно предусмотрен как вывод сообщения об уменьшении количества хладагента в ряду прочих кодов неисправностей, так и срабатывание защитных исполнительных устройств. В кондиционерах, выпущенных в 1980-1990-х гг., для отключения изделия при недостатке хладагента использовалось реле низкого давления, которое срабатывало при нештатном падении давления в контуре и отключало систему.

Сейчас большинство производителей переходит на электронные системы контроля, которые измеряют температуру в ключевых контрольных точках системы и/или рабочий ток компрессора. На основании этих данных вычисляются все рабочие параметры климатической системы, в том числе и давление хладагента.

Утечка хладагента опасна по следующим причинам:

• компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента,

поэтому из- за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;

• температура нагнетаемого газа повышается, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;

• нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.

Признаками утечки хладагента являются:

• потемнение теплоизоляции компрессора;

• периодическое срабатывание теплозащитного реле компрессора;

• обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;

• потемнение масла, появление запаха гари;

• положительный результат при проверке масла на кислотность.

Неправильная заправка контура хладагентом. Одной из основныхпричин аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладагента в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сервисного персонала.

Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения. Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 4...7 °С, при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.

Признаки нехватки хладагента. Недостаток хладагента проявляет себяв каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура: В результате недостаточного количества жидкости испарительслабо заполнен хладагентом, что приводит к снижению холодо- производительности системы. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает: Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения привадит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным. Перегрев должен находится в пределах 5...8 °С. При значительном недостатке хладагента перегрев может достигать 12... 14 °С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных и полугерметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками нехватки хладагента являются:

• низкая холодопроизводительность;

• низкое давление испарения;

• высокий перегрев;

• недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.

Признаки чрезмерной заправки хладагентом. В системах с ТРВ вкачестве дросселирующего устройства жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению, температуры насыщенных паров и росту давления конденсации.                            С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и -это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку, давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.

 

Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также будет расти. Ввиду, того, что чрезмерная заправка приводит, к снижению массового расхода паров, охлаждение, электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации растет ток электрического двигателя компрессора.

Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге — выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками перезаправки хладагентом являются:

• падение холодопроизводительности;

• рост давления испарения;

• рост давления конденсации;

• повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидроударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения заправки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению параметров системы. Это подтверждается замерами температуры воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлаждения), рабочего тока компрессора и низкого давления в контуре хладагента при неизменных параметрах среды (температурах наружного воздуха и воздуха в помещении) и различных заправках  контура  хладагентом.

Неисправности компрессора. Параметрами,характеризующими работукомпрессора, являются рабочий ток и пусковой ток. Ниже перечислены наиболее характерные неисправности компрессора.

а) Пусковой ток завышен (срабатывает автомат отключения нагрузки).

Причинами могут быть:

• межвитковое замыкание электродвигателя компрессора;

• пробой обмотки электродвигателя компрессора на корпус;

• пробой конденсатора на корпус;

• разрушение подшипников компрессора.

б) Пусковой ток соответствует номиналу, но компрессор не запускается и срабатывает тепловая защита компрессора.

Причинами могут быть:

• механическое заклинивание компрессора (в данном случае можно увеличить емкость пускового конденсатора);

• обрыв вывода в пусковом конденсаторе (в данном случае заменяют конденсатор);

• пониженная емкость пускового конденсатора (заменяют конденсатор);

 

• избыточная заправка контура хладагентом (восстанавливают номинальную заправку контура)

 

• «слабая фаза». Если в момент запуска напряжение питания кондиционера падает до уровня 196 В и ниже, компрессор не запустится, а через 3 с сработает тепловая защита компрессора. В этом случае кондиционер необходимо подключить на менее «просаженную» фазу и увеличить емкость пускового конденсатора.

в) Пусковой ток отсутствует.

Причинами могут быть:

• нет команды от платы управления внутреннего блока на включение компрессора (проверяют, и при необходимости заменяют плату);

• разомкнуто реле тепловой защиты компрессора (заменяют реле);

• обрыв обмоток электродвигателя компрессора (заменяют компрессор);

г) Компрессор работает, но производительность кондиционера по холоду низкая, давление в трубопроводах высокого давления низкое, а давление в трубопроводах низкого давления высокое.

Причинами могут быть:

• неисправность внутреннего клапана компрессора;

• повреждение шатуна или коленчатого вала                  

(в поршневом компрессоре);

• наличие внутренних утечек.

Останавливают и вновь запускают вентилятор конденсатора, и если давление в трубопроводе высокого давления не поднимается, то компрессор неисправен. Измеряют температуру выпускной трубки компрессора, и если она слишком низкая (50 °С или ниже), то компрессор неисправен.

Для проверки производительности компрессора:

• отключают питание кондиционера;

• закрывают сервисный клапан трубопровода жидкого хладагента;

• запускают компрессор и следят за давлением всасывания;

• если компрессор исправен, то при откачке системы давление должно удерживаться на уровне 0...0.35 кГ/см, а если давление всасывания возрастает,

то в компрессоре имеются внутренние утечки или неисправен внутренний клапан.

Для проверки замыкания компрессора на «землю»:

• отключают питание кондиционера:

• отсоединяют провода от клемм компрессора;

• зачищают точки для измерения сопротивления щупом омметра на впускной (всасывающей) и выпускной трубках компрессора;

• измеряют электрическое сопротивление между впускной трубкой и каждой из клемм компрессора, затем повторяют измерения для выпускной трубки. Щуп омметра прикладывают к зачищенным точкам на трубках, прибор

• устанавливают на диапазон «R х 1К»;

• значительное отклонение стрелки прибора указывает на наличие утечки на «землю». Номинальное значение сопротивления изоляции составляет порядка 10 Мом. В случае обнаружения утечки на «землю» заменяют компрессор.

 

Для проверки обрывов внутренней проводки и состояния защитного реле:

• отключают питание кондиционера;

• отсоединяют провода от клемм компрессора и дают компрессору

остыть;

• измеряют электрическое сопротивление между клеммами компрессора

(прибор устанавливают на диапазон «R х 1К»);

• отсутствие отклонений стрелки означает обрыв в обмотке электродвигателя компрессора между проверяемыми клеммами. В этом случае заменяют компрессор.

 

Проверки элементов электрической цепи. Требования кэлектропроводке

 

Сечение проводов, подводящих питание к кондиционеру, должно обеспечивать допустимое падение напряжения при пуске и работе климатической системы.

Допустимое относительное падение напряжения в момент пуска не должно превышать 5%, а относительное падение напряжении при работе кондиционера не должно превышать 2%.

Электрические соединения. Неверно выполненное электрическоесоединение блоков сплит-системы может привести к тому, что вентилятор наружного блока будет вращаться в противоположную сторону. В этом случае произойдет перегрев в выход из строя компрессора. Следует тщательно проверять правильность соединения блоков. Плохая изоляция соединительных проводов может служить причиной отказов в работе кондиционера, выражающихся в выходе из строя плавкого предохранителя или срабатывании защитного автомата. Следует тщательно проверять состояние изоляции соединительных проводов во избежание короткого замыкания проводов между собой или между проводами и соединительной трубкой.                                                                    Рабочий конденсатор электродвигателя вентилятора. Проверкуналичия утечек на корпус производят с помощью омметра, соединяя один щуп с клеммой конденсатора, а другой — с корпусом. Проверку емкости конденсатора выполняют следующим образом:

• отсоединяют провода от клемм конденсатора;

• замыкают клеммы на 2...3 с, чтобы разрядить его;

• после разряда конденсатора подсоединяют щупы омметра к клеммам и следят за поведением стрелки.

Если конденсатор исправен, стрелка отклоняется на короткое время и возвращается в исходное положение.

При пробое конденсатора стрелка остается отклоненной.

При потере емкости стрелка не отклоняется.

Термостат. Основные виды неисправности газонаполненноготермостата:

• утечка газа;

• короткое замыкание;

• неправильное подключение.

Для проверки термостата выключают кондиционер при температуре воздуха в помещении 18...30 °С. Если температура в помещении выше 30 °С, то испытания, термостата проводят только после охлаждения измерительной части холодной водой, так как иначе может не произойти размыкание контактов даже: исправного термостата.

Медленно поворачивают, рукоятку термостата от деления 1 до деления 10 (в зависимости от модели шкала может иметь другие деления или символьные обозначения) или в обратном направлении и отмечают, слышен или щелчок. После того, как произошел щелчок, рукоятку вращают в обратном направлении

 

и вновь отмечают, есть ли щелчок. Если щелчок слышен, то термостат исправен.

Если ручка поворачивается, но щелчка неслышно, снимают корпус термостата и осматривают контактную группу. Если контакты термостата спеклись между собой, заменяют термостат. Если контакты не замыкаются даже при высокой температуре измерительной части, возможна утечка газа из термостата. Заменяют термостат.                                                                                                                   

Датчик температуры (термистор). Для проверки датчика температуры(термистора) выводят наружу его выводы.

Подключают к выводам термистора щупы омметра и измеряют его сопротивление. Величина: этого сопротивления зависит от температуры датчика. Сравнивают измеренное значение с номинальным сопротивлением при данной температуре, которое дается в сервисных инструкциях фирмы - производителя.

Потери производительности, связанные с неправильной установкой кондиционера

Одной из причин потери производительности системы кондиционирования может являться неправильная установка ее компонентов.

Неэффективная циркуляция воздуха. Недопустимо перекрытиевоздухозаборников при установке оконного кондиционера. Недостаток места для оттока воздуха и избыточный нагрев наружной части кондиционера солнечными лучами приводят к нарушению работы кондиционера. Для обеспечения нормальной работы оконного кондиционера необходимо обеспечить достаточное пространство для выхода воздуха. Желательна также установка навеса для защиты кондиционера от перегрева.

В случае, если наружный блок сплит-системы установлен слишком близко к стене, невозможен нормальный приток или отток воздуха, что приводит к перегреву и выходу из строя компрессора. Для обеспечения нормальной работы сплит-системы необходимо создать условия для циркуляции воздуха, разместив наружный блок на достаточном расстоянии от стены. Размещение наружного блока в замкнутых, плохо проветриваемых объемах, нишах и т. д. и укрытие его от прямых солнечных лучей слишком близко расположенным навесом также приводит к перегреву блока вследствие недостаточной циркуляции воздуха.

Избыточная    длина соединительных трубок.    Размещение блоков

сплит-системы     с      разницей    высот,    превышающих    установленное

производителем значение, также приводит к снижению производительности

кондиционера.

Повышенный шум при работе кондиционера. Источникомповышенного шума могут быть плохо закрепленные части и блоки кондиционера. Для устранения шума необходимо плотно затянуть все крепления и соединения трубок и конструктивных элементов системы. Наружный блок должен быть выровнен по горизонтали. Незакрепленные петли соединительных трубок также могут служить источником шума. Такие петли не должны оставаться после монтажа климатической системы, но если по каким-либо причинам они оставлены, следует скрепить между собой витки трубок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: