Полуавтоматическая блокировка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Исследование и анализ работы разветвлённой рельсовой цепи

Цель: В зависимости от показаний приборов в схеме рельсовой цепи уметь определять состояние стрелочного путевого (СП) реле при нахождении поезда там, где включено реле СП, или на параллельном ответвлении.

Порядок выполнения

1. Собрать электрическую схему рельсовой цепи (рисунок 5.1).

2. После проверки схемы преподавателем подключить питание 220 В к выпрямителю ВАК-13 Б.

3. С помощью регулируемого сопротивления R0 отрегулировать выпрямленное направление ВАК-13 Б так, чтобы якорь стрелочного путевого реле надёжно притягивался.

4. Наложить на рельсовую цепь проводник, имитируя её занятость подвижным составом по прямому пути там, где включено СП, а затем – на ответвление и проследить, как реагирует СП на шунтирование рельсовой цепи.

5. Отсоединить стрелочный контрольный соединитель, имитируя его обрыв, и проследить, как будет реагировать на это СП при свободном состоянии рельсовой цепи и при её занятости.

Содержание отчёта

1. Схема разветвлённой рельсовой цепи постоянного или переменного тока с реле типа ДСШ (рисунок 5.1 перерисовать в конспект).

2. Описание работы рельсовой цепи в нормальном и шунтовом режимах при исправном стрелочном контрольном соединителе и при его обрыве (взять из лекций).

3. Всё содержание отчёта переслать на проверку (в любом виде – фото или электронном).

Контрольные вопросы

(коротко ответить письменно и знать наизусть)

1. Что представляет собой рельсовая цепь?

2. Что подразумевается под терминами «ложная занятость пути» и «ложная свободность пути»?

 

 

 

 

Рисунок 5.1 – Устройство разветвлённой рельсовой цепи

 

 

ПЕРЕГОННЫЕ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) относится к перегонным устройствам и служит для регулирования движения поездов на од­нопутных и двухпутных линиях железных дорог. При ПАБ управ­ление сигналами осуществляется частично вручную работниками службы перевозок, а частично автоматически от воздействия движущегося поезда на путевые приборы и рельсовые цепи. Ограждае­мым (блокируемым) отрезком пути при полуавтоматической бло­кировке является межстанционный (между раздельными пунктами) или межпостовой перегон (часть перегона между станцией и блок­постом). Право на занятие поездом межстанционного или межпос­тового перегона при ПАБ появляется при разрешающем показа­нии выходного или проходного сигнала. При ПАБ наиболее часто применяются светофоры с двузначной сигнализацией: красный огонь, запрещающий движение, и зеленый огонь, разрешающий.

Устройства ПАБ не допускают открытия выходного или про­ходного сигнала до освобождения ограждаемого ими межстанци­онного или межпостового перегона, а на однопутных перегонах пос­ле открытия на станции выходного светофора исключается возможность отправления поезда с соседней станции во встречном направлении. При ПАБ межстанционный перегон на блок-участ­ки, как правило, не делится, рельсовыми цепями не оборудуется, ограждается выходными светофорами примыкаемых к нему стан­ций. На перегоне блокируется один поезд. ПАБ обеспечивает не­большую пропускную способность участка и невысокую безопасность движения поездов.

На двухпутных участках по каждому пути поезда движутся толь­ко в одном направлении, поэтому при ПАБ поезда следует ограж­дать только с «хвоста» (рис. 5.1, я), так как встречное столкновение исключается. Выходные светофоры (например, ЧН или HI) на двух­путном участке при свободном перегоне нормально закрыты, но не замкнуты. Для отправления поезда в нечетном направлении приго­тавливается маршрут и выходной светофор HI открывается. После занятия перегона поездом выходной светофор HI закрывается и замыкается. Замыкание светофора HI снимается дежурным соседней станции Б после фактического прибытия туда отравленного со стан­ ции А поезда.

На однопутных участках движение поездов осуществляется по одному пути в обоих направлениях, поэтому при ПАБ поезд на перегоне должен ограждаться с «хвоста» и «головы» (рис. 5.1, б). Для исключения одновременного встречного отправления поез­дов на свободный перегон выходные светофоры нормально не только закрыты, но и замкнуты. Для открытия светофора, напри­мер HI, в нечетном направлении необходимо с соседней станции Б, на которую предполагается отправить поезд, получить блоки­ровочный сигнал ПС («Путевое согласие»), С помощью этого бло­кировочного сигнала происходит отмыкание выходных светофо­ров станции отправления, чем и обеспечивается безопасность движения. После приготовления маршрута отправления и нажатия сигнальной кнопки выходной светофор HI открывается, а све­тофоры 41, 42, 43 станции Б остаются закрытыми и замкнутыми.

После проследования поездом светофора HI он закрывается и за­мыкается. Замыкание выходного светофора на однопутном учас­тке снимается лишь после получения на станции отправления бло­кировочного сигнала ПС с соседней станции, на которую должен быть отправлен следующий поезд.

Управление светофорами осуществляется устройствами путевой (перегонной) ПАБ. Для управления и правильного пользования сиг­налами раздельные пункты (станции), ограничивающие перегон, обо­рудуют блокировочными аппаратами и релейными приборами и свя­зывают их электрически между собой двухпроводной линейной цепью. Для управления светофорами дежурный по станции (ДСП) должен нажатием соответствующих кнопок на аппарате управления послать по линейной цепи на соседнюю станцию блокировочный сигнал. От этого сигнала срабатывает релейная аппаратура ПАБ, которая обеспечивает зависимость по управлению светофором. В ус­тройствах ПАБ, кроме сигнала ПС, применяются блокировочные сиг­налы «Путевое отправление» (ПО) и «Путевое прибытие» (ПП). Бло­кировочный сигнал ПО вызывает электрическое замыкание выходного светофора станции отправления после открытия и про­следования его поездом, обеспечивая невозможность повторного его открытия на занятый перегон. Блокировочный сигнал ПП посыла­ется со станции приема на станцию отправления после прибытия поезда. Этим сигналом снимается электрическое замыкание с выход­ных светофоров станции отправления на двухпутном участке, а на однопутном участке этим блокировочным сигналом ПП устройства ПАБ приводятся в исходное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: