ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Исследование и анализ работы разветвлённой рельсовой цепи
Цель: В зависимости от показаний приборов в схеме рельсовой цепи уметь определять состояние стрелочного путевого (СП) реле при нахождении поезда там, где включено реле СП, или на параллельном ответвлении.
Порядок выполнения
1. Собрать электрическую схему рельсовой цепи (рисунок 5.1).
2. После проверки схемы преподавателем подключить питание 220 В к выпрямителю ВАК-13 Б.
3. С помощью регулируемого сопротивления R0 отрегулировать выпрямленное направление ВАК-13 Б так, чтобы якорь стрелочного путевого реле надёжно притягивался.
4. Наложить на рельсовую цепь проводник, имитируя её занятость подвижным составом по прямому пути там, где включено СП, а затем – на ответвление и проследить, как реагирует СП на шунтирование рельсовой цепи.
5. Отсоединить стрелочный контрольный соединитель, имитируя его обрыв, и проследить, как будет реагировать на это СП при свободном состоянии рельсовой цепи и при её занятости.
|
|
Содержание отчёта
1. Схема разветвлённой рельсовой цепи постоянного или переменного тока с реле типа ДСШ (рисунок 5.1 перерисовать в конспект).
2. Описание работы рельсовой цепи в нормальном и шунтовом режимах при исправном стрелочном контрольном соединителе и при его обрыве (взять из лекций).
3. Всё содержание отчёта переслать на проверку (в любом виде – фото или электронном).
Контрольные вопросы
(коротко ответить письменно и знать наизусть)
1. Что представляет собой рельсовая цепь?
2. Что подразумевается под терминами «ложная занятость пути» и «ложная свободность пути»?
Рисунок 5.1 – Устройство разветвлённой рельсовой цепи
ПЕРЕГОННЫЕ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА
Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) относится к перегонным устройствам и служит для регулирования движения поездов на однопутных и двухпутных линиях железных дорог. При ПАБ управление сигналами осуществляется частично вручную работниками службы перевозок, а частично автоматически от воздействия движущегося поезда на путевые приборы и рельсовые цепи. Ограждаемым (блокируемым) отрезком пути при полуавтоматической блокировке является межстанционный (между раздельными пунктами) или межпостовой перегон (часть перегона между станцией и блокпостом). Право на занятие поездом межстанционного или межпостового перегона при ПАБ появляется при разрешающем показании выходного или проходного сигнала. При ПАБ наиболее часто применяются светофоры с двузначной сигнализацией: красный огонь, запрещающий движение, и зеленый огонь, разрешающий.
|
|
Устройства ПАБ не допускают открытия выходного или проходного сигнала до освобождения ограждаемого ими межстанционного или межпостового перегона, а на однопутных перегонах после открытия на станции выходного светофора исключается возможность отправления поезда с соседней станции во встречном направлении. При ПАБ межстанционный перегон на блок-участки, как правило, не делится, рельсовыми цепями не оборудуется, ограждается выходными светофорами примыкаемых к нему станций. На перегоне блокируется один поезд. ПАБ обеспечивает небольшую пропускную способность участка и невысокую безопасность движения поездов.
На двухпутных участках по каждому пути поезда движутся только в одном направлении, поэтому при ПАБ поезда следует ограждать только с «хвоста» (рис. 5.1, я), так как встречное столкновение исключается. Выходные светофоры (например, ЧН или HI) на двухпутном участке при свободном перегоне нормально закрыты, но не замкнуты. Для отправления поезда в нечетном направлении приготавливается маршрут и выходной светофор HI открывается. После занятия перегона поездом выходной светофор HI закрывается и замыкается. Замыкание светофора HI снимается дежурным соседней станции Б после фактического прибытия туда отравленного со стан ции А поезда.
На однопутных участках движение поездов осуществляется по одному пути в обоих направлениях, поэтому при ПАБ поезд на перегоне должен ограждаться с «хвоста» и «головы» (рис. 5.1, б). Для исключения одновременного встречного отправления поездов на свободный перегон выходные светофоры нормально не только закрыты, но и замкнуты. Для открытия светофора, например HI, в нечетном направлении необходимо с соседней станции Б, на которую предполагается отправить поезд, получить блокировочный сигнал ПС («Путевое согласие»), С помощью этого блокировочного сигнала происходит отмыкание выходных светофоров станции отправления, чем и обеспечивается безопасность движения. После приготовления маршрута отправления и нажатия сигнальной кнопки выходной светофор HI открывается, а светофоры 41, 42, 43 станции Б остаются закрытыми и замкнутыми.
После проследования поездом светофора HI он закрывается и замыкается. Замыкание выходного светофора на однопутном участке снимается лишь после получения на станции отправления блокировочного сигнала ПС с соседней станции, на которую должен быть отправлен следующий поезд.
Управление светофорами осуществляется устройствами путевой (перегонной) ПАБ. Для управления и правильного пользования сигналами раздельные пункты (станции), ограничивающие перегон, оборудуют блокировочными аппаратами и релейными приборами и связывают их электрически между собой двухпроводной линейной цепью. Для управления светофорами дежурный по станции (ДСП) должен нажатием соответствующих кнопок на аппарате управления послать по линейной цепи на соседнюю станцию блокировочный сигнал. От этого сигнала срабатывает релейная аппаратура ПАБ, которая обеспечивает зависимость по управлению светофором. В устройствах ПАБ, кроме сигнала ПС, применяются блокировочные сигналы «Путевое отправление» (ПО) и «Путевое прибытие» (ПП). Блокировочный сигнал ПО вызывает электрическое замыкание выходного светофора станции отправления после открытия и проследования его поездом, обеспечивая невозможность повторного его открытия на занятый перегон. Блокировочный сигнал ПП посылается со станции приема на станцию отправления после прибытия поезда. Этим сигналом снимается электрическое замыкание с выходных светофоров станции отправления на двухпутном участке, а на однопутном участке этим блокировочным сигналом ПП устройства ПАБ приводятся в исходное состояние.