Способы фиксации проследования и контроля прибытия поезда

В ПАБ имеются устройства, фиксирующие проследование поез­дов и осуществляющие при приеме и отправлении автоматическое закрытие входных и выходных светофоров. Прибытие поезда с пе­регона на станцию контролируется приборами блокировки, позволяющими после разделки маршрута приема послать на станцию отправления блокировочный сигнал ПП.

В связи с повышением требований к безопасности движения по­ездов при ПАБ на приемо-отправочных путях станций и в стрелоч­ных горловинах устраивают рельсовые цепи. В этом случае авто­матическое закрытие входных и выходных сигналов осуществляется от воздействия колесных пар поезда на рельсовую цепь (РЦ).

Контрольные устройства фиксации фактического прибытия по­езда на станцию не позволяют определить, прибыл ли поезд в пол­ном составе или часть его осталась на перегоне. Поэтому ДСП, преж­де чем дать сигнал прибытия, обязан убедиться в том, что поезд прибыл в полном составе. На станциях с ручным управлением стрел­ками он делает это через дежурного стрелочного поста, который проверяет прибытие поезда в полном составе по хвостовым сигна­лам. Па станциях же с ЭЦ (электрическая централизация) такой возможности нет. Поэтому для повышения безопасности движения поездов при ПАБ используют­ся устройства автоматического контроля прибытия поезда в пол­ном составе. В настоящее время разработана и внедряется в каче­стве интервального регулирования движения поездов при ПАБ система устройств контроля состояния свободное™ перегона ме­тодом счета осей подвижного состава (УКП СО). Действие этой си­стемы основано на применении путевых датчиков, которые не ис­пользуют рельсовую линию для определения местонахождения поезда. Система УКП СО обеспечивает контроль состояния свобод­ное™ перегона и автоматизацию процесса контроля прибытия по­езда на станцию в полном составе.

Релейная полуавтоматическая блокировка системы ГТСС

Релейная ПАБ системы ГТСС применяется на одно- и двухпут­ных участках со станциями, оборудованными стрелочными цент­рализаторами, маршрутно-контрольными устройствами или ЭЦ стрелок и сигналов. В этой системе все блокировочные зависимос­ти выполняются с помощью релейной аппаратуры. Блокировочные сигналы подаются с помощью нажатия кнопок, а прохождение этих сигналов контролируется лампочками на аппарате управления.

Блокпосты

Для увеличения пропускной способности однопут­ных и двухпутных участков железных дорог, оборудованных уст­ройствами РПБ, устраивают блокпосты, которые могут быть постоянными, действующими круглый год, или временными, действующими в периоды интенсивных перевозок или во время «окна». Такие блокпосты могут быть обслуживаемыми или авто­матизированными.

Блокпост двухпутного участка (рис. 5.4, а) позволяет отправить на перегон в каждом направлении два поезда. При отправлении со станции Б первого поезда для пропуска его с первого блок-участка на второй дежурный по блокпосту нажатием сигнальной кнопки ЧС открывает проходной светофор ЧБ. После проследования поез­да по изолированным участкам 2П и 4П светофор ЧБ автоматичес­ки закрывается, так как срабатывает схема фиксации проследова­ния поезда. Убедившись, что поезд проследовал в полном составе, дежурный по блокпосту нажатием кнопки ЧП подает на станцию Б блокировочный сигнал проследования поезда. На станцию А бло­кировочный сигнал о выходе поезда на второй блок-участок пода­ется автоматически в момент открытия проходного светофора ЧБ. Получив сигнал проследования, дежурный по станции Б может от­править второй поезд на перегон вслед первому. Открытие проход­ного светофора ЧБ для пропуска второго поезда возможно только после прибытия первого поезда на станцию А и получения с этой станции на блокпосту сигнала прибытия, который подается нажа­тием кнопки ЧДП на аппарате станции А.

На ряде участков блокпосты необходимы только на определен­ное время суток или только в отдельные дни. В этих случаях произ­водят периодическое открытие и закрытие постов. На время закры­тия блокпоста сигналист не дежурит и перегон на блок-участки не делится. Проходной светофор блокпоста сигнализирует красным огнем. Отправить поезд со станции Б можно только при свободных двух блок-участках перегона. При открытии выходного светофора на станции Б и выходе поезда на перегон светофор ЧБ блокпоста автоматически загорается зеленым огнем. При проследовании по­ездом блокпоста на проходном светофоре автоматически загорает­ся красный огонь, но блокировочный сигнал проследования поез­да с блокпоста на станцию отправления не подается, что исключает возможность отправления второго поезда на перегон.

Когда поезд прибудет на станцию А, ДСП нажатием кнопки ЧДП подает сигнал прибытия на станцию Б, отчего появляется возмож­ность отправить следующий поезд на освободившийся перегон. Таким образом, при закрытии блокпоста на перегоне может нахо­диться только один поезд. Проходные светофоры блокпоста рабо­тают в это время автоматически и ограждают поезд, проследовав­ший блокпост. При закрытии блокпоста его работа сводится к трансляции блокировочных сигналов отправления и прибытия с одной станции на другую. При повреждении устройств блокпоста перестает действовать и блокировка между соседними станциями, и регулирование движения поездов переводится на телефонные сред­ства связи.

Блокпост однопутного участка (рис. 5.4, б) позволяет отправить на перегон в одном из направлений два поезда. Каждая станция, ограничивающая перегон, может дать на блокпост согласие на при­ем поезда. Чтобы отправить поезд со станции, требуется получить согласие с блокпоста, которое он может дать только для одной стан­ции. Проходные светофоры блокпоста нормально закрыты.

Для отправления поезда, например, со станции Б, дежурный по блокпосту нажимает кнопку дачи согласия ЧДС и сигнальную кноп­ку ЧС проходного светофора ЧБ. После получения блокировочных сигналов отправления с отправляющей станции и согласия со стан­ции приема на проходном светофоре ЧБ загорается зеленый огонь. Получив согласие на отправление поезда, дежурный по станции Б открывает выходной светофор и отправляет поезд на перегон. Пос­ле проследования поездом блокпоста и прохода его по изолирован­ному участку П проходной светофор закрывается. Нажатием кноп­ки ЧП дежурный по блокпосту подает сигнал о проследовании поезда. Теперь он может дать согласие на станцию Б об отправле­нии второго поезда на перегон нажатием кнопки ЧДС.

После прибытия первого поезда на станцию А ДСП этой стан­ции нажимает кнопку ЧДП и подает блокировочный сигнал при­бытия на блокпост. Получив блокировочный сигнал прибытия со станции приема, дежурный по блокпосту нажатием сигнальной кнопки ЧС открывает проходной светофор ЧБ и пропускает вто­рой поезд на освободившийся блок-участок. Действие блокировки при закрытии блокпостов на однопутном участке происходит так же, как и на двухпутном.

Если поезд следовал с подталкивающим локомотивом, дежур­ный блокпоста подает на раздельный пункт отправления блокиро­вочный сигнал проследования, лишь убедившись в проследовании толкача. В случае проследования поезда без подталкивающего ло­комотива дежурный блокпоста немедленно уведомляет об этом со­седние раздельные пункты, но блокировочный сигнал не подает. Подача блокировочного сигнала проследования дежурным блок­поста производится лишь после проследования блокпоста отстав­шим подталкивающим локомотивом. При автоматическом закры­тии проходного светофора впереди идущим поездом отставший подталкивающий локомотив следует на второй блок-участок пере­гона при запрещающем показании проходного светофора.

Для автоматизации работы блокпостов используют электричес­кие рельсовые цепи или другие автоматические устройства, кото­рые позволяют обеспечить контроль проследования поезда за про­ходной светофор, автоматизацию его работы и контроль прибытия поездов на станции в полном составе. Порядок организации дви­жения поездов на перегонах, оборудованных автоматическими блокпостами, устанавливается начальником железной дороги в зависимости от системы используемых устройств автоматики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: