В ПАБ имеются устройства, фиксирующие проследование поездов и осуществляющие при приеме и отправлении автоматическое закрытие входных и выходных светофоров. Прибытие поезда с перегона на станцию контролируется приборами блокировки, позволяющими после разделки маршрута приема послать на станцию отправления блокировочный сигнал ПП.
В связи с повышением требований к безопасности движения поездов при ПАБ на приемо-отправочных путях станций и в стрелочных горловинах устраивают рельсовые цепи. В этом случае автоматическое закрытие входных и выходных сигналов осуществляется от воздействия колесных пар поезда на рельсовую цепь (РЦ).
Контрольные устройства фиксации фактического прибытия поезда на станцию не позволяют определить, прибыл ли поезд в полном составе или часть его осталась на перегоне. Поэтому ДСП, прежде чем дать сигнал прибытия, обязан убедиться в том, что поезд прибыл в полном составе. На станциях с ручным управлением стрелками он делает это через дежурного стрелочного поста, который проверяет прибытие поезда в полном составе по хвостовым сигналам. Па станциях же с ЭЦ (электрическая централизация) такой возможности нет. Поэтому для повышения безопасности движения поездов при ПАБ используются устройства автоматического контроля прибытия поезда в полном составе. В настоящее время разработана и внедряется в качестве интервального регулирования движения поездов при ПАБ система устройств контроля состояния свободное™ перегона методом счета осей подвижного состава (УКП СО). Действие этой системы основано на применении путевых датчиков, которые не используют рельсовую линию для определения местонахождения поезда. Система УКП СО обеспечивает контроль состояния свободное™ перегона и автоматизацию процесса контроля прибытия поезда на станцию в полном составе.
|
|
Релейная полуавтоматическая блокировка системы ГТСС
Релейная ПАБ системы ГТСС применяется на одно- и двухпутных участках со станциями, оборудованными стрелочными централизаторами, маршрутно-контрольными устройствами или ЭЦ стрелок и сигналов. В этой системе все блокировочные зависимости выполняются с помощью релейной аппаратуры. Блокировочные сигналы подаются с помощью нажатия кнопок, а прохождение этих сигналов контролируется лампочками на аппарате управления.
Блокпосты
Для увеличения пропускной способности однопутных и двухпутных участков железных дорог, оборудованных устройствами РПБ, устраивают блокпосты, которые могут быть постоянными, действующими круглый год, или временными, действующими в периоды интенсивных перевозок или во время «окна». Такие блокпосты могут быть обслуживаемыми или автоматизированными.
|
|
Блокпост двухпутного участка (рис. 5.4, а) позволяет отправить на перегон в каждом направлении два поезда. При отправлении со станции Б первого поезда для пропуска его с первого блок-участка на второй дежурный по блокпосту нажатием сигнальной кнопки ЧС открывает проходной светофор ЧБ. После проследования поезда по изолированным участкам 2П и 4П светофор ЧБ автоматически закрывается, так как срабатывает схема фиксации проследования поезда. Убедившись, что поезд проследовал в полном составе, дежурный по блокпосту нажатием кнопки ЧП подает на станцию Б блокировочный сигнал проследования поезда. На станцию А блокировочный сигнал о выходе поезда на второй блок-участок подается автоматически в момент открытия проходного светофора ЧБ. Получив сигнал проследования, дежурный по станции Б может отправить второй поезд на перегон вслед первому. Открытие проходного светофора ЧБ для пропуска второго поезда возможно только после прибытия первого поезда на станцию А и получения с этой станции на блокпосту сигнала прибытия, который подается нажатием кнопки ЧДП на аппарате станции А.
На ряде участков блокпосты необходимы только на определенное время суток или только в отдельные дни. В этих случаях производят периодическое открытие и закрытие постов. На время закрытия блокпоста сигналист не дежурит и перегон на блок-участки не делится. Проходной светофор блокпоста сигнализирует красным огнем. Отправить поезд со станции Б можно только при свободных двух блок-участках перегона. При открытии выходного светофора на станции Б и выходе поезда на перегон светофор ЧБ блокпоста автоматически загорается зеленым огнем. При проследовании поездом блокпоста на проходном светофоре автоматически загорается красный огонь, но блокировочный сигнал проследования поезда с блокпоста на станцию отправления не подается, что исключает возможность отправления второго поезда на перегон.
Когда поезд прибудет на станцию А, ДСП нажатием кнопки ЧДП подает сигнал прибытия на станцию Б, отчего появляется возможность отправить следующий поезд на освободившийся перегон. Таким образом, при закрытии блокпоста на перегоне может находиться только один поезд. Проходные светофоры блокпоста работают в это время автоматически и ограждают поезд, проследовавший блокпост. При закрытии блокпоста его работа сводится к трансляции блокировочных сигналов отправления и прибытия с одной станции на другую. При повреждении устройств блокпоста перестает действовать и блокировка между соседними станциями, и регулирование движения поездов переводится на телефонные средства связи.
Блокпост однопутного участка (рис. 5.4, б) позволяет отправить на перегон в одном из направлений два поезда. Каждая станция, ограничивающая перегон, может дать на блокпост согласие на прием поезда. Чтобы отправить поезд со станции, требуется получить согласие с блокпоста, которое он может дать только для одной станции. Проходные светофоры блокпоста нормально закрыты.
Для отправления поезда, например, со станции Б, дежурный по блокпосту нажимает кнопку дачи согласия ЧДС и сигнальную кнопку ЧС проходного светофора ЧБ. После получения блокировочных сигналов отправления с отправляющей станции и согласия со станции приема на проходном светофоре ЧБ загорается зеленый огонь. Получив согласие на отправление поезда, дежурный по станции Б открывает выходной светофор и отправляет поезд на перегон. После проследования поездом блокпоста и прохода его по изолированному участку П проходной светофор закрывается. Нажатием кнопки ЧП дежурный по блокпосту подает сигнал о проследовании поезда. Теперь он может дать согласие на станцию Б об отправлении второго поезда на перегон нажатием кнопки ЧДС.
|
|
После прибытия первого поезда на станцию А ДСП этой станции нажимает кнопку ЧДП и подает блокировочный сигнал прибытия на блокпост. Получив блокировочный сигнал прибытия со станции приема, дежурный по блокпосту нажатием сигнальной кнопки ЧС открывает проходной светофор ЧБ и пропускает второй поезд на освободившийся блок-участок. Действие блокировки при закрытии блокпостов на однопутном участке происходит так же, как и на двухпутном.
Если поезд следовал с подталкивающим локомотивом, дежурный блокпоста подает на раздельный пункт отправления блокировочный сигнал проследования, лишь убедившись в проследовании толкача. В случае проследования поезда без подталкивающего локомотива дежурный блокпоста немедленно уведомляет об этом соседние раздельные пункты, но блокировочный сигнал не подает. Подача блокировочного сигнала проследования дежурным блокпоста производится лишь после проследования блокпоста отставшим подталкивающим локомотивом. При автоматическом закрытии проходного светофора впереди идущим поездом отставший подталкивающий локомотив следует на второй блок-участок перегона при запрещающем показании проходного светофора.
Для автоматизации работы блокпостов используют электрические рельсовые цепи или другие автоматические устройства, которые позволяют обеспечить контроль проследования поезда за проходной светофор, автоматизацию его работы и контроль прибытия поездов на станции в полном составе. Порядок организации движения поездов на перегонах, оборудованных автоматическими блокпостами, устанавливается начальником железной дороги в зависимости от системы используемых устройств автоматики.