Производство работ по благоустройству автомобильных дорог

и городских улиц. (8 часов)

 

Должен знать: 1. технологию работ по установке бортовых камней и устройство тротуаров;

                        2. установку дорожных знаков и ограждений;

                        3. правила выполнения работ по разметке проезжей части;

                        4. правила посадки деревьев, кустарников и посева трав.

 

Вопросы: 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.

2. Дорожные знаки и их установка.

3. Устройство ограждений.

4. Нанесение дорожной разметки.

5. Освещение автодорог.

6. Производство работ по озеленению автомобильных дорог.

 

Вопрос 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.

Тротуары можно устраивать:

1. в стороне от дороги, если позволяет ширина улицы;

2. рядом с проезжей частью, но при этом тротуар должен быть отделен от проезжей части и приподнят на 15-25 см.

Ширина тротуара зависит от количества пешеходов и устраивается не менее 1-1,2 м.

Тротуары имеют асфальтобетонное покрытие из песчаной или мелкозернистой асфальтобетонной смеси, толщиной 3-3,5 см на щебеночном основании толщиной 10-20 см и подстилающий слой из песка.

Работу начинают с разбивки тротуара и нарезки корыта автогрейдером. Если устанавливают бордюр, то сначала для него роется корыто шириной 40-50 см, в который укладывается выравнивающий слой из песка толщиной 5-6 см.

Бордюр устанавливается на цементобетонную или асфальтобетонную смесь автомобильным краном или вручную – специальными захватами. Материалы для тротуара, при отсутствии помех (смотровые колодцы), могут разравниваться автогрейдером и уплотнятся катками небольшой ширины. При наличии помех работы выполняют вручную, а уплотнение виброкатками или трамбовками.

 

1) 2) 3) 4)

Рис. 64. Работы по строительству тротуаров:

1) устройство бетонного основания под бордюры; 2) уснановка бордюрных блоков;

 3) устройство основания; 4) укладка асфальтобетонного покрытия вручную.

Асфальтобетонную смесь на тротуар укладывают асфальтоукладчиками, реже в ручную, придавая его поверхности уклон в одну или две стороны.

В местах остановки автобусов устраивают остановочные площадки, которые включают:

1. дополнительную полосу движения с полосами отвода (как правило вне населенных пунктов);

2. остановочную площадку;

3. автопавильон.

Остановочные площадки поднимают над проезжей частью на 15-25 см так же, как тротуары, отделяя их бордюрами. Размер их зависит от количества пассажиров.

 

 

Вопрос 2.   Дорожные знаки и их установка.

Согласно межгосударственному стандарту «Знаки дорожные. Общие технические условия» (ГОСТ 10807 – 78) предусмотрено 4 типа размеров дорожных знаков:

 

 

Типоразмер знака

Применение знаков

Размер знака, мм

вне населенных пунктов в населенных пунктах Треугольной формы Круглой формы
1 Дороги с одной полосой Дороги местного значения 700 600
11 Дороги с двумя и тремя полосами Магистральные дороги 900 700
111 Дороги с четырьмя и более полосами Скоростные дороги 1200 900
1V

Ремонтные работы на а/магистралях, опасные участки на других дорогах при обосновании целесообразности применения

1500 1200

 

Дорожные знаки устанавливают на встречу движению с правой стороны на присыпной берме или над проезжей частью. Расстояние установки знака от бровки до его края 0,5 – 2 м (5 м), знак должен возвышаться над кромкой проезжей части на 1,5 м, а если он расположен над проезжей частью, то не менее 5,5 м.

 

1)

  2)

Рис. 64. Установка дорожных знаков. 1) на присыпных бермах; 2) над проезжей частью.
       

 

Опоры знаков выполняют из металлических или асбоцементных труб, реже из дерева. Опоры устанавливают на присыпной берме. Установку опор производят в пробуренные в берме скважины и бетонируют, реже забивают камнем с грунтом.

В населенных пунктах знаки закрепляют на кронштейнах, которые крепят к столбам и к зданиям или подвешивают над проезжей частью. Для обеспечения видимости в ночное время знаки выполняют с подсветкой (стеклянные) или освещают снаружи.

 

 

Вопрос 3.    Устройство ограждений.

 

Ограждения на автомобильных дорогах разделяют на: 1) транспортные и 2) пешеходные (рис. 65).

Рис. 65. Виды ограждений.

 

Транспортные ограждения обеспечивает удержание автомобиля на проезжей части и ориентирует водителя о его местоположении на дороге (рис. 66).

Их разделяют на:

1. ориентирующие (сигнальные столбики);

2.  удерживающие (барьерные из металлического профиля);

3. отбойные (тросовые).

 

1) 2)

3)

Рис. 66. Ограждения на автомобильных дорогах.

Ограждение крепят к металлическим стойкам из швеллера или двутавра, которые заделывают в обочине на глубину 0,7-1,5 м.

Последовательность работ по устройству ограждений:

1. разбивочные работы. Закрепление точек установки стоек;

2. вывозка и распределение деталей ограждения;

3. вдавливание или забивка стоек ограждений;

4. Монтаж металлического профиля, крепление катафотов.

 

Вопрос 4. Нанесение дорожной разметки.

 

Дорожную разметку различают: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальную размету выполняют сплошными или прерывистыми линиями шириной 10 см, а на автомагистралях 20 см. Кроме этого наносят символьную разметку (стрелки, номера маршрутов и др.). Горизонтальную разметку выполняют различными разметочными материалами:

1. износостойкими красками;

2. пластиками, укладываемыми в горячем и холодном состоянии;

3. полимерными лентами;

4. штучными светоотражающими элементами.

Более распространена разметка, которую выполняют быстросохнущей износостойкой краской. Ее выполняют маркировочными машинами двумя способами:

1. воздушный (распыление с помощью воздуха) машинами ДЭ-3А, ДЭ-18А и др.

2. безвоздушный способ (распыление краски выполняют под высоким давлением) машинами РДТ-210-02 и др.

При нанесении краски по ее поверхности одновременно распыляются стеклошарики, повышающие видимость разметки.

 

1) 2) 3)

Рис. 67. Нанесение горизонтальной разметки.

1) безвоздушный способ машиной РДТ-210-02; 2) распыление краски и стеклошариков;

3) нанесение символьной разметки по трафарету.

 

Движение по разметке разрешается открывать через 15 минут при использовании краски и через 30 минут при использовании термопластика. Для предупреждения наезда на разметочные линии на них тут же устанавливают ограждающие конуса.

Вертикальнуюразметку наносят на вертикальные элементы; ограждения, опоры и пролетные строения путепроводов и др.

Символьную и вертикальную разметку наносят краскораспылителем или вручную кистью по трафарету.

Более долговечную разметку выполняют термопластиком, который наносят слоем толщиной 3-4 мм при температуре 160-1800 специальными маркировочными машинами. По его поверхности распределяют стеклошарики.

Нанесение термопластика может выполняться двумя способами:

1. сплошным слоем;

2. структурным слоем (чешуйчатой или капельной формы).

Кроме этого для повышения шероховатости поверхность термопластика можно выполнять с устройством вертикальных выступов высотой 5-10 мм.

Полимерные ленты заводского изготовления можно наносить двумя способами:

1. приклеиванием специальным клеем к холодному покрытию;

2. вдавливанием катком в свежеуложенный горячий асфальтобетон при его уплотнении.

Движение по разметке можно открывать:

1. при выполнении разметки краской – не ранее чем через 15 минут;

2. при выполнении разметки термопластиком - не ранее чем через 30 минут;

3. при выполнении разметки полимерными лентами – после остывания покрытия и отвердения клея.

 

5. Освещение автодорог.

 

Освещение автомобильных дорог выполняют:

1. на крупных мостах и паромных переправах;

2. в тоннелях;

3. на железнодорожных переездах;

4. на пешеходных переходах и на опасных участках;

5. в местах выезда на набережные;

6.  на автомагистралях и подъездах к крупным населенным пунктам при интенсивности движения более 20 тыс. автомобилей в сутки.

Освещение выполняют галогенными, натриевыми или ртутными лампами белого или желтого цвета большой мощности.

 

Их размещают на опорах в светильниках на высоте 7,5 – 11

метров.

Опоры располагают через 20-50 метров:

 а, б, в) на присыпных бермах с одной или с двух сторон;

г) на разделительной полосе дороги 1 категории.

 

 

Рис. 68. Схемы размещения светильников.

     

 

 

Вопрос 6.   Производство работ по озеленению автомобильных дорог.

 

Озеленение на автомобильных дорогах выполняют:

1. высаживая посадки вдоль дорог для снегозадержания и декоративного озеленения;

2. засевая травы на разделительной полосе, обочинах, на дорожной полосе, на газонах и т. п.

3. устраивая цветочные клумбы на территории базы, на остановочных площадках, АЗС и т.п.

 

Для выполнения работ по посадке деревьев предварительно готовят почву (перепахивают и удобряют) под зиму или по весне, и готовят лунки.

Посадочный материал выращивают в питомниках, получая сеянцы (1-2 года) или саженцы (3-4 года). Посадку деревьев выполняют с осени или ранней весной, периодически обеспечивая их поливку и рыхление почвы.

 

За посадкой организуют уход выполняя:

1. прополку;

2. поливку;

3. рыхление почвы;

4. обрезку;

5. борьбу с вредителями.

Для получения хорошего травяного покрова на откосах, газонах и разделительных полосах, который обеспечивает хороший эстетичный вид, высевают травосмеси. Они позволяют получить дерновой слой толщиной 6–15 см.

Травосмесь высевают по подготовленному слою растительного грунта толщиной не менее 10-15 см, заделывая в грунт на глубину 1-4 см.

Для создания цветников предварительно выращивают цветочную рассаду в парниках, а затем ее высаживают в положенные сроки, создавая соответствующий рисунок.

 

 Тема 2.20   

Производственный контроль качества и приемка

выполненных работ. (6 часов)

Должен знать:   правила осуществления контроля качества и сведения о приемке работ.

 

Должен уметь:   оформлять акты освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций.

Вопросы: 1. Этапы производственного контроля качества работ. (§ 21,1)

2. Виды и порядок приемки работ и объектов. (с. 197-198)

3. Освидетельствование скрытых работ и правила приемки ответственных конструкций. (с. 198-199)

4. Приемка законченных объектов рабочими комиссиями. (с. 200)

5. Приемка в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

6. Оценка качества выполненных работ. (с. 201-202)

7. Практическое занятие №10.

 

Вопрос 1. Этапы производственного контроля качества работ.

  

Для обеспечения выполнения работ в соответствии с рабочим проектом и надлежащим качеством выполняют производственный контроль качества, который состоит из трех этапов

а) входной;

б) операционный;

в) приемочный.

Входной контроль выполняют до начала работ по строительству дороги или ее элементов, проверяя качество грунтов и поступающих материалов, их влажность, а так же производят отладку технических процессов (пробное уплотнение земляного полотна и дорожной одежды; количество проходов фрезы и т.п.)

Операционный контроль выполняют в процессе выполнения СМР с тем, чтобы внести изменения в технологию при отклонении от требуемых параметров при этом контролируют:

1. ширину, толщину слоев;

2. поперечные уклоны;

3. степень уплотнения;

4. качество перемешивания смеси и т.д.

Приемочный контроль заключается в приемке выполненных работ от подрядчика к заказчику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: