и городских улиц. (8 часов)
Должен знать: 1. технологию работ по установке бортовых камней и устройство тротуаров;
2. установку дорожных знаков и ограждений;
3. правила выполнения работ по разметке проезжей части;
4. правила посадки деревьев, кустарников и посева трав.
Вопросы: 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.
2. Дорожные знаки и их установка.
3. Устройство ограждений.
4. Нанесение дорожной разметки.
5. Освещение автодорог.
6. Производство работ по озеленению автомобильных дорог.
Вопрос 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.
Тротуары можно устраивать:
1. в стороне от дороги, если позволяет ширина улицы;
2. рядом с проезжей частью, но при этом тротуар должен быть отделен от проезжей части и приподнят на 15-25 см.
Ширина тротуара зависит от количества пешеходов и устраивается не менее 1-1,2 м.
|
|
Тротуары имеют асфальтобетонное покрытие из песчаной или мелкозернистой асфальтобетонной смеси, толщиной 3-3,5 см на щебеночном основании толщиной 10-20 см и подстилающий слой из песка.
Работу начинают с разбивки тротуара и нарезки корыта автогрейдером. Если устанавливают бордюр, то сначала для него роется корыто шириной 40-50 см, в который укладывается выравнивающий слой из песка толщиной 5-6 см.
Бордюр устанавливается на цементобетонную или асфальтобетонную смесь автомобильным краном или вручную – специальными захватами. Материалы для тротуара, при отсутствии помех (смотровые колодцы), могут разравниваться автогрейдером и уплотнятся катками небольшой ширины. При наличии помех работы выполняют вручную, а уплотнение виброкатками или трамбовками.
1) | 2) | 3) | 4) |
Рис. 64. Работы по строительству тротуаров: 1) устройство бетонного основания под бордюры; 2) уснановка бордюрных блоков; 3) устройство основания; 4) укладка асфальтобетонного покрытия вручную. |
Асфальтобетонную смесь на тротуар укладывают асфальтоукладчиками, реже в ручную, придавая его поверхности уклон в одну или две стороны.
В местах остановки автобусов устраивают остановочные площадки, которые включают:
1. дополнительную полосу движения с полосами отвода (как правило вне населенных пунктов);
2. остановочную площадку;
3. автопавильон.
Остановочные площадки поднимают над проезжей частью на 15-25 см так же, как тротуары, отделяя их бордюрами. Размер их зависит от количества пассажиров.
Вопрос 2. Дорожные знаки и их установка.
Согласно межгосударственному стандарту «Знаки дорожные. Общие технические условия» (ГОСТ 10807 – 78) предусмотрено 4 типа размеров дорожных знаков:
|
|
Типоразмер знака | Применение знаков | Размер знака, мм | ||
вне населенных пунктов | в населенных пунктах | Треугольной формы | Круглой формы | |
1 | Дороги с одной полосой | Дороги местного значения | 700 | 600 |
11 | Дороги с двумя и тремя полосами | Магистральные дороги | 900 | 700 |
111 | Дороги с четырьмя и более полосами | Скоростные дороги | 1200 | 900 |
1V | Ремонтные работы на а/магистралях, опасные участки на других дорогах при обосновании целесообразности применения | 1500 | 1200 |
Дорожные знаки устанавливают на встречу движению с правой стороны на присыпной берме или над проезжей частью. Расстояние установки знака от бровки до его края 0,5 – 2 м (5 м), знак должен возвышаться над кромкой проезжей части на 1,5 м, а если он расположен над проезжей частью, то не менее 5,5 м.
1) | 2) | ||
Рис. 64. Установка дорожных знаков. 1) на присыпных бермах; 2) над проезжей частью. | |||
Опоры знаков выполняют из металлических или асбоцементных труб, реже из дерева. Опоры устанавливают на присыпной берме. Установку опор производят в пробуренные в берме скважины и бетонируют, реже забивают камнем с грунтом.
В населенных пунктах знаки закрепляют на кронштейнах, которые крепят к столбам и к зданиям или подвешивают над проезжей частью. Для обеспечения видимости в ночное время знаки выполняют с подсветкой (стеклянные) или освещают снаружи.
Вопрос 3. Устройство ограждений.
Ограждения на автомобильных дорогах разделяют на: 1) транспортные и 2) пешеходные (рис. 65).
Рис. 65. Виды ограждений. |
Транспортные ограждения обеспечивает удержание автомобиля на проезжей части и ориентирует водителя о его местоположении на дороге (рис. 66).
Их разделяют на:
1. ориентирующие (сигнальные столбики);
2. удерживающие (барьерные из металлического профиля);
3. отбойные (тросовые).
1) | 2) | 3) | |
Рис. 66. Ограждения на автомобильных дорогах. |
Ограждение крепят к металлическим стойкам из швеллера или двутавра, которые заделывают в обочине на глубину 0,7-1,5 м.
Последовательность работ по устройству ограждений:
1. разбивочные работы. Закрепление точек установки стоек;
2. вывозка и распределение деталей ограждения;
3. вдавливание или забивка стоек ограждений;
4. Монтаж металлического профиля, крепление катафотов.
Вопрос 4. Нанесение дорожной разметки.
Дорожную разметку различают: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальную размету выполняют сплошными или прерывистыми линиями шириной 10 см, а на автомагистралях 20 см. Кроме этого наносят символьную разметку (стрелки, номера маршрутов и др.). Горизонтальную разметку выполняют различными разметочными материалами:
1. износостойкими красками;
2. пластиками, укладываемыми в горячем и холодном состоянии;
3. полимерными лентами;
4. штучными светоотражающими элементами.
Более распространена разметка, которую выполняют быстросохнущей износостойкой краской. Ее выполняют маркировочными машинами двумя способами:
1. воздушный (распыление с помощью воздуха) машинами ДЭ-3А, ДЭ-18А и др.
2. безвоздушный способ (распыление краски выполняют под высоким давлением) машинами РДТ-210-02 и др.
При нанесении краски по ее поверхности одновременно распыляются стеклошарики, повышающие видимость разметки.
1) | 2) | 3) | |||
Рис. 67. Нанесение горизонтальной разметки. 1) безвоздушный способ машиной РДТ-210-02; 2) распыление краски и стеклошариков; 3) нанесение символьной разметки по трафарету. |
Движение по разметке разрешается открывать через 15 минут при использовании краски и через 30 минут при использовании термопластика. Для предупреждения наезда на разметочные линии на них тут же устанавливают ограждающие конуса.
|
|
Вертикальнуюразметку наносят на вертикальные элементы; ограждения, опоры и пролетные строения путепроводов и др.
Символьную и вертикальную разметку наносят краскораспылителем или вручную кистью по трафарету.
Более долговечную разметку выполняют термопластиком, который наносят слоем толщиной 3-4 мм при температуре 160-1800 специальными маркировочными машинами. По его поверхности распределяют стеклошарики.
Нанесение термопластика может выполняться двумя способами:
1. сплошным слоем;
2. структурным слоем (чешуйчатой или капельной формы).
Кроме этого для повышения шероховатости поверхность термопластика можно выполнять с устройством вертикальных выступов высотой 5-10 мм.
Полимерные ленты заводского изготовления можно наносить двумя способами:
1. приклеиванием специальным клеем к холодному покрытию;
2. вдавливанием катком в свежеуложенный горячий асфальтобетон при его уплотнении.
Движение по разметке можно открывать:
1. при выполнении разметки краской – не ранее чем через 15 минут;
2. при выполнении разметки термопластиком - не ранее чем через 30 минут;
3. при выполнении разметки полимерными лентами – после остывания покрытия и отвердения клея.
5. Освещение автодорог.
Освещение автомобильных дорог выполняют:
1. на крупных мостах и паромных переправах;
2. в тоннелях;
3. на железнодорожных переездах;
4. на пешеходных переходах и на опасных участках;
5. в местах выезда на набережные;
6. на автомагистралях и подъездах к крупным населенным пунктам при интенсивности движения более 20 тыс. автомобилей в сутки.
Освещение выполняют галогенными, натриевыми или ртутными лампами белого или желтого цвета большой мощности.
Их размещают на опорах в светильниках на высоте 7,5 – 11
метров.
Опоры располагают через 20-50 метров:
а, б, в) на присыпных бермах с одной или с двух сторон;
г) на разделительной полосе дороги 1 категории.
Рис. 68. Схемы размещения светильников.
|
|
Вопрос 6. Производство работ по озеленению автомобильных дорог.
Озеленение на автомобильных дорогах выполняют:
1. высаживая посадки вдоль дорог для снегозадержания и декоративного озеленения;
2. засевая травы на разделительной полосе, обочинах, на дорожной полосе, на газонах и т. п.
3. устраивая цветочные клумбы на территории базы, на остановочных площадках, АЗС и т.п.
Для выполнения работ по посадке деревьев предварительно готовят почву (перепахивают и удобряют) под зиму или по весне, и готовят лунки.
Посадочный материал выращивают в питомниках, получая сеянцы (1-2 года) или саженцы (3-4 года). Посадку деревьев выполняют с осени или ранней весной, периодически обеспечивая их поливку и рыхление почвы.
За посадкой организуют уход выполняя:
1. прополку;
2. поливку;
3. рыхление почвы;
4. обрезку;
5. борьбу с вредителями.
Для получения хорошего травяного покрова на откосах, газонах и разделительных полосах, который обеспечивает хороший эстетичный вид, высевают травосмеси. Они позволяют получить дерновой слой толщиной 6–15 см.
Травосмесь высевают по подготовленному слою растительного грунта толщиной не менее 10-15 см, заделывая в грунт на глубину 1-4 см.
Для создания цветников предварительно выращивают цветочную рассаду в парниках, а затем ее высаживают в положенные сроки, создавая соответствующий рисунок.
Тема 2.20
Производственный контроль качества и приемка
выполненных работ. (6 часов)
Должен знать: правила осуществления контроля качества и сведения о приемке работ.
Должен уметь: оформлять акты освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций.
Вопросы: 1. Этапы производственного контроля качества работ. (§ 21,1)
2. Виды и порядок приемки работ и объектов. (с. 197-198)
3. Освидетельствование скрытых работ и правила приемки ответственных конструкций. (с. 198-199)
4. Приемка законченных объектов рабочими комиссиями. (с. 200)
5. Приемка в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
6. Оценка качества выполненных работ. (с. 201-202)
7. Практическое занятие №10.
Вопрос 1. Этапы производственного контроля качества работ.
Для обеспечения выполнения работ в соответствии с рабочим проектом и надлежащим качеством выполняют производственный контроль качества, который состоит из трех этапов
а) входной;
б) операционный;
в) приемочный.
Входной контроль выполняют до начала работ по строительству дороги или ее элементов, проверяя качество грунтов и поступающих материалов, их влажность, а так же производят отладку технических процессов (пробное уплотнение земляного полотна и дорожной одежды; количество проходов фрезы и т.п.)
Операционный контроль выполняют в процессе выполнения СМР с тем, чтобы внести изменения в технологию при отклонении от требуемых параметров при этом контролируют:
1. ширину, толщину слоев;
2. поперечные уклоны;
3. степень уплотнения;
4. качество перемешивания смеси и т.д.
Приемочный контроль заключается в приемке выполненных работ от подрядчика к заказчику.