Бюджетный контроль как важнейшая часть государственного финансового контроля

Бюджетный контроль является одной из основных составных частей финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, благодаря которому обеспечивается установление законности, легитимности, экономической эффективности бюджетного регулирования, а также деятельности участников бюджетных правоотношений в бюджетном процессе.

По мнению Меликовой Марии Марковны, «бюджетный контроль – это составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины»[6]. Именно законность здесь является основой, поскольку бюджетный контроль опирается на предписания нормативных правовых актов, регламентирующих контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации содержится раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», посвященный контролю в сфере бюджетных отношений.

Обращаем внимание, что действующее законодательство не содержит определения понятия бюджетный контроль. В связи с этим следует учитывать, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля.

Выделение бюджетного контроля в отдельный вид обусловлено спецификой субъектов данных правоотношений, объекта, наличием особых целей и задач, специальным содержанием.

Что касается объекта бюджетного контроля, это прежде всего, финансового публичные отношения, складывающиеся в на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.[РК3]

В соответствии с Бюджетным кодексом контроль в бюджетной сфере в зависимости от времени проведения проверок выделяет предварительный контроль - контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Однако в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» текущий финансовый контроль исключен из видов бюджетного контроля, а действующие и на данный момент предварительный и последующий контроль претерпели изменения. Сейчас предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий же контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности[7].

Осуществляющие бюджетный контроль органы четко указаны В БК РФ. Так, в зависимости от контролируемого субъекта 265 статья Бюджетного кодекса РФ делит бюджетный контроль на внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Соответствующие положения БК РФ упоминают важнейшие финансово контрольные органы. Таким образом, внешний контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внутренний же контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

Поскольку бюджетный контроль является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России, стоит сказать об иных органах, осуществляющих бюджетный контроль.

Президентский контроль за соблюдением бюджетной дисциплины служит важным элементов фискальной политики России. Отдельные функции финансового контроля осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации, действующее на основе Указа Президента Российской Федерации от 08.06.2004 № 729 (ред. от 25.07.2014) «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации». Одной из задач Управления выступает контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации.

Контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государ­ственной власти и государственного управления — Федераль­ное Собрание РФ, законодательные (представительные) орга­ны субъектов Федерации, а также представительные орга­ны местного самоуправления, а также финансовые и конт­рольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местно­го самоуправления.[РК4]

Министерство финансов в целом в пределах своей компетенции играет основную роль в процессе контролирования доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.

Бюджетный контроль невозможно представить без реальных приемов, с помощью которых достигается исследование, анализ системы бюджетного процесса, выявляются нарушения недочеты и пробелы в формировании, распределении и использовании бюджетных средств.

Статьей 267.1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия и обследование. Проверки в свою очередь подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Особое значение в реализации субъектами бюджетного контроля вышеуказанных методов подтверждается судебной практикой.

Определением Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 304-ЭС19-4744 по делу № А45-4990/2018 было верно установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 265, статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется на предмет проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Как установлено судом, администрация в 2013-2015 годах предоставляла субсидии МУП ДЕЗ ЖКХ «Летный», однако соответствующие обязанности по осуществлению муниципального финансового контроля в отношении получателя денежных средств из местного бюджета, вытекающие из положений статей 78, пункта 1 статьи 266.1, пункта 2 статьи 267.1, пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не исполняла, что свидетельствует о нарушении названных норм бюджетного законодательства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: