ГЛАВА II. Бюджетный контроль, осуществляемый Федеральным казначейством Российской Федерации

Основы деятельности Федерального казначейства

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[8].

Миссия Федерального казначейства состоит в том, чтобы способствовать лидерству России среди других стран по качеству управления общественными финансами для повышения благосостояния граждан.

До 3 августа 2013 года Бюджетный кодекс РФ содержал статью, посвященную полномочиям Федерального казначейства (статья 267). Данные положения включали 6 направлений деятельности казначейства в бюджетной сфере, что значительно сужало зону охвата контрольных функций данного органа.

В этой связи важнейшую роль в системе финансового контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, стало играть постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», принятое во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, полномочиям Федерального казначейства посвящена статья 166.1 Бюджетного кодекса.

Федеральное казначейство, в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, то есть не является его структурным подразделением.

На основании указанных нормативных правовых актов можно выделить 2 основных направления деятельности Казначейства: контроль за расходами и контроль за доходами бюджетных денежных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный бюджетный контроль, который проводится пока финансовые операции еще на ранних стадиях установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договоров, других финансово ценных документов

Приоритетными направлениями деятельности Федерального казначейства на стадии предварительного контроля является процесс слежения за соответствием проведенных расходов представленным документам, за устойчивым характером лимитов бюджетных обязательств, за устойчивым характером кассовых расходов, проводимых получателями бюджетных средств и так далее. Данный вид контроля проводится во время учета органами Федерального казначейства принимаемых получателями бюджетных средств денежных обязательств и препятствует принятию обязательств, назначение которых не обеспечено, установленным законом о федеральном бюджете. Получатели бюджетных средств не обязаны совершать принятие обязательств, оплата которых не установлена в законе о федеральном бюджете[9].

На данной стадии бюджетного контроля проверяется соответствие проводимой операции коду бюджетной классификации, наличие у получателя бюджетных средств оснований для получения ассигнований.

Говоря иным образом, предварительный казначейский контроль проводится до фактического исполнения бюджета, до расходования бюджетных средств.

По мнению М.В. Чернова, «текущий казначейский контроль используется в ходе исполнения бюджета посредством анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных имеющих сведения об использовании средств бюджетополучателями»[10].

Главной целью текущего бюджетного контроля является распределение бюджетных средств согласно принятых нормативов, а также в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины.

С принятием 2 февраля 2016 года Указа Президента Российской Федерации N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральное казначейство вобрало в себя и функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В этой связи следует отметить, что казначейство проводит также и последующий контроль за бюджетными ресурсами.

Кроме того, в соответствии со статьей 157 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органов финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (то есть органов внутреннего финансового контроля), а также проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Аналогичные полномочия были установлены подпунктами 5.4 и 5.5 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: