ПРАВОВЕДЕНИЕ
Планы семинарских занятий и методические указания по организации
самостоятельной работы студентов-бакалавров дневного отделения
всех направлений подготовки
Санкт-Петербург
2019
Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии и права
Отделения естественнонаучного и гуманитарного образования
Санкт-Петербургского государственного лесотехнического
университета имени С.М. Кирова
…… 2018 г.
Составители:
кандидат исторических наук, доцент Е. А. Козлов
кандидат исторических наук, доцент А. В. Николаев
Ответственный редактор
кандидат исторических наук, доцент Е. А. Козлов
Рецензент
кафедра философии и права СПб ГЛТУ
Методические материалы предназначены для бакалавров всех
институтов, направлений подготовки, изучающих дисциплину
«Правоведение»
Темплан 2018 г. Изд. №
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………..4
|
|
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
о результатах изучения дисциплины «Правоведение» ……... ………5
3. Программа дисциплины «Правоведение»……………………………..6
4. Список основной литературы………………………………………….11
5. Планы семинарских занятий и материалы для организации
самостоятельной работы по теме семинара…………………………..12
6. Методические указания по освоению дисциплины и подготовке
к экзамену………….. ……………………………….………..……….25
7. Экзаменационные вопросы… ……………………… ……..………...28
8.Терминологический словарь по правоведению……………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Целью преподавания дисциплины "Правоведение" является формирование правовой культуры как необходимого компонента профессиональной подготовки бакалавров, выпускаемых Лесотехническим университетом.
Дисциплина относится к базовой части учебного плана и является обязательной для изучения на первом курсе всех направлений подготовки. «Правоведение» является основой для преподавания на старших курсах специальных и элективных дисциплин «Земельное законодательство», «Лесное законодательство», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Таможенное право», «Транспортное право», «Трудовое право», «Административное право», «Правовое обеспечение землеустройства и кадастров» и других.
Предлагаемая работа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта 3++, а также опыта преподавания учебной дисциплины «Правоведение» в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете.
|
|
Целью данного пособия является оказание методической помощи студентов в подготовке к семинарским занятиям, экзамену или зачету, организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Пособие призвано сориентировать будущим бакалаврам в содержании и последовательности изучения основных тем, помочь выбрать тему доклада или реферата к соответствующему семинару, познакомить с литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для этой работы. По каждому семинару пособие предлагает набор примерных тем для общей дискуссии на занятии и список вопросов, по которым студенты могут определить уровень усвоения учебного материала, т.е. степень своей готовности к семинару.
Большинство учебных планов подготовки бакалавров предусматривают для изучения дисциплины «Правоведение» 18 часов лекций и 36 часов семинаров. На данное распределение учебного времени контактной работы и рассчитано предлагаемое пособие.
На некоторых направлениях подготовки количество часов на семинарские занятия составляет 18, а промежуточная аттестация проходит в форме зачета, а не экзамена. В этом случае распределение учебного времени по темам курса, также как и учет специфики подготовки бакалавров разных направлений, осуществляется преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине на соответствующем потоке.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ, НА ДОСТИЖЕНИЕ КОТОРЫХ ОРИЕНТИРОВАНО ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Результаты освоения ООП (компетенции), на формирование которых ориентировано изучение дисциплины
Код | Результат освоения ООП (универсальная компетенция) |
УК-2 | . Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
В Учебных планах по различным направлениям подготовки бакалавров в различных институтах эта универсальная компетенция может дополняться набором разных индикаторов, а также общепрофессиональными компетенциями (ОПК) относящимися к правовой подготовке по этим направлениям.
Планируемые результаты изучения дисциплины (знания, умения и навыки, опыт деятельности в данной области) необходимые для формирования универсальной компетенции УК-2:
Для формирования компетенции УК-2 обучающийся должен:
Знать: | - основные положения теории государства и права, ключевые понятия конституционного, административного, гражданского, трудового и уголовного права |
Уметь: | - уметь использовать источники правовой информации, извлекать из них полезные данные и анализировать их;. - компетентно, опираясь на правовые нормы, квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности |
Владеть: | - способами осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей |
Результатом освоения дисциплины «Правоведение» является способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности, владение основными способами реализации и защиты прав и свобод гражданина Российской Федерации.
ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Правоведение»
Наименование тем и их содержание
Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Основные предпосылки возникновения государства. Государство как политическая, структурная и территориальная организация раннеклассового общества. Теории происхождения государства. Основные признаки государства.
Понятие государственного суверенитета. Сущность государства как особой организации публичной политической власти. Функции государства. Монополия государства на применение насилия и формирование права.
|
|
Форма государства как совокупность его внешних признаков. Форма правления, форма государственного устройства и государственно-политический режим (режим правления). Юридические признаки монархии и республики. Особенности президентской и парламентской республик. Парламентаризм и идея разделения властей.
Унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Авторитарные и демократические режимы правления. Правовое государство и его признаки. Современное социальное государство и гражданское общество. Роль государства и права в жизни общества.