(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).
Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.
Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне.
Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.
Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.
Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.
Диагностирование проходит в начале и по окончании учебного года.
Критерии оценивания диагностических заданий:
Высокий уровень -(оценка 5):
творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.
Средний уровень -(оценка 4): эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.
Ниже среднего уровень - (оценка 3): мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.
Критический уровень - (оценка 2): – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с заданием.
Для проведения диагностики уровня музыкального развития были взяты учащиеся 4 – го класса в количестве 7 человек. База исследования – МОБУ СОШ №34 г. Уфа. В процессе наблюдения мы оценивали проявления учащихся, сравнивая их между собой, и условно ориентировались на лучшие показатели.
Учащийся | Ладовое чувство | Музыкально – слуховые представления | Чувство ритма | Вокальные способности |
Амина | 5 | 5 | 5 | 5 |
Борис | 5 | 4 | 5 | 4 |
Виктория | 5 | 5 | 5 | 5 |
Вильдан | 5 | 5 | 5 | 4 |
Елена | 5 | 5 | 5 | 5 |
Лилия | 5 | 5 | 4 | 5 |
Сабина | 5 | 5 | 5 | 5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
По современным школьным учебникам музыки, целостное музыкальное культурное поле не собрать, а можно только познакомиться с несвязанными порой между собой разрозненными сведениями. Необходимо сформулировать и последовательно осуществлять совсем другой подход к изучению самого сложного и одновременно такого доступного каждому ученику искусства, каким является музыка.
Музыка в образовании человека выступает как аксиологический фактор, поскольку она является непреходящей ценностью для любого из нас, естественным сопровождением всей жизни - от рождения до перехода в Вечность (создает положительную мотивацию для взаимодействия с ней, а, следовательно - для развития).
Научное наблюдение в профессиональной педагогике представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов, явлений и процессов воспитания, обучения и развития человека в процессе его профессиональной подготовки.
Стимулируя интерес учащихся, учитель должен и контролировать процесс его развития. Контролирующие методы помогают учителю корректировать свою методику, применяемые стимулы интереса. Одним из самых необходимых является метод включенного педагогического наблюдения. Он позволяет судить о становлении и характерных особенностях проявления интереса в естественных условиях урока музыки, о влиянии характера деятельности, различных приемов и методов ее организации на развитие музыкально-познавательного интереса у отдельных учащихся и в классных коллективах.