Наблюдение как основной метод педагогической диагностики

В психологии под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие действительности с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Научное наблюдение в профессиональной педагогике представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов, явлений и процессов воспитания, обучения и развития человека в процессе его профессиональной подготовки.

Г. И. Рузавин [15, 62 стр.] отмечает, что наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

П. Фресс отмечает, что в каждой экспериментальной исследовательской работе можно выделить четыре главные фазы:

1) наблюдение, которое позволяет обнаруживать важные факты;

2) формирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами;

3) экспериментирование, целью которого является проверка гипотез;

4) обработку результатов исследования и их интерпретацию.

Еще в XIII веке различали пассивное наблюдение и научное, активное наблюдение. Последнее представляет собой развитую и усовершенствованную форму пассивного чувственного познания действительности. При этом происходит научное, точное и объективное наблюдение и регистрация характерных признаков различных предметов и явлений.

 

Каждое научное наблюдение должно в какой-то мере давать ответ на поставленный исследователем вопрос. Последнее же нередко забывается, и в результате этого шкафы и полки исследователя переполнены протоколами наблюдений, но использовать он их не может, так как накоплены они без четко поставленной цели.

Главное различие между наблюдением и экспериментом состоит в сущности поставленного исследователем вопроса. Проводя наблюдение, ученый не знает ответа на поставленный вопрос или же имеет лишь смутное представление о нем. А в эксперименте ответ на вопрос дается в виде гипотезы, т. е. ученый предполагает наличие определенной связи между фактами и с помощью эксперимента попытается доказать или опровергнуть ее существование.

Наблюдение отличается от эксперимента еще и тем, что оно протекает в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия па наблюдаемый объект или явление. В эксперименте, наоборот, происходит активное воздействие на явления или объекты путем создания условий, соответствующих цели исследования.

Чтобы найти в изучаемых явлениях новое и существенное, научное наблюдение требует также большой внимательности и серьезной мыслительной деятельности.

Объектами наблюдения в профессиональной педагогике могут быть действия учащихся или учебных групп в учебном процессе, выполнение ученических работ, изменение поведения учащихся, действия преподавателя, методы обучения и учения и другие педагогические явления.

Наблюдение в исследованиях профессиональной педагогики имеет следующие две основные функции: 1) обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией; 2) проверить адекватность и истинность теории в практике. [13;212 стр.].

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.

 

1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке. (Последнее применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения.)

2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них.

Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп.

При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта.

Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой.

Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной группы.

В сопоставительно-монографическом наблюдении из объекта наблюдения извлекают два или несколько различных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате их наблюдения делается обобщение об объекте в целом.

Например: из учебной группы отбирается самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, и на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу.[6;7-11стр.]

 

При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых.

Так, например, обычно не подвергаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблюдения. Этот вид наблюдений применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся сильно отличающиеся от других по своим способностям.

Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть объекта. Из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый извлеченный комплекс. Чем однороднее общий комплекс, тем меньше может быть извлекаемый. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основывающихся на теории вероятности.

3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом наблюдении, исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. [20;16-25стр.]

Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе хода решения задан можно сделать вывод о последовательности шагов мышления.

4. В зависимости от того, приводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, мы имеем дело с внешним, или объективным наблюдением, и самонаблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае постороннее лицо объективно оценивает происходящее на уроке, у него достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточено лишь на одном-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, учащиеся вскоре привыкают к постороннему наблюдателю, и учебная работа протекает совершенно нормально.

Положительной стороной самонаблюдения является то, что - урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями. [11;117стр.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: