Музыкальная культура как основополагающая категория теории музыкального воспитания учащихся

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М. Акмуллы»

Колледж БГПУ им. М. Акмуллы

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА МУЗЫКАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По МДК 02.01 «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях»

 

Выполнил

Студент группы 9МО-41_____________ Тимергалиева З.А.

                 (подпись)

 

Преподаватель __________________ Гардамшина Н.Н.

 

 

Работа защищена «___» ____________ 20__г.

Оценка _________

 

 

Уфа 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 3

1.1. Музыкальная культура как основополагающая категория теории музыкального воспитания учащихся. 4

1.2. Роль музыкального наблюдения в образовании ребёнка. 9

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. 18

2.1. Наблюдение как основной метод педагогической диагностики. 18

2.2 Особенность форм и методов педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся. 23

2.3. Диагностика музыкального развития младших школьников. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль музыкального наблюдения в образовании современного человека поистине неоценима. Она не исчерпывается одними лишь занятиями музыкой, тем более что занятия эти в их классическом варианте не каждому по плечу (огромное количество людей, желающих учиться музыке попросту «разбивается» о нотную грамоту). Музыкальное же наблюдение в широком смысле этого слова, способствуя созданию благоприятной, развивающей, общеобразовательной среды, также «прокладывает дорогу» музыкальному образованию. Поэтому, как уже отмечалось выше, вопросы музыкального сопровождения вызывают не только практический, но и научный интерес.

Предмет исследования: формы и методы педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.

Объект исследования: музыкальное развитие учащихся.

Цель нашей курсовой работы: раскрытие специфики использования метода педагогического наблюдения при изучении музыкального развития учащихся.

Задачи исследования:

1. представить музыкальную культура как основополагающую категорию теории музыкального воспитания учащихся;

2. раскрыть роль музыкального восприятия в процессе формирования музыкальной культуры учащихся;

3. проанализировать метод наблюдение как основной метод педагогической диагностики;

4. определить особенность форм и методов педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.

5. диагностика музыкального развития учащихся

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Музыкальная культура как основополагающая категория теории музыкального воспитания учащихся

 

Общее или массовое музыкальное образование претерпевает в последние годы весьма серьезные метаморфозы как на уровне методологического осмысления, так и с позиции принятия конкретных технологических решений. Причин тому немало.

Во-первых, это детерминировано принципиально иным уровнем интеллектуального и духовного развития настоящих школьников. Современные дети или как их сейчас модно называть "дети индиго" отличаются от сверстников прошлых лет иной энергетической аурой, другим составом ДНК, повышенным иммунитетом к разнообразным жизненным коллизиям, творческим восприятием окружающего, отсутствием страха перед школьной системой, который в свое время Ш.А. Амонашвили назвал "состоянием тревожности". Сегодняшних школьников серьезно волнуют философские проблемы бытия, вопросы о цели и смысле жизни и человеческого существования, проблемы личной самооценки [1;56 стр.]. Применительно к музыкальному развитию подобные тенденции также имеют место. Исследования показывают, что информированность школьников в отношении современной музыки, порою, значительно превышает соответствующий кругозор педагога-музыкант. Одновременно новые музыкальные "опусы", предлагаемые молодежи, легко укладываются в примитивные ритмоформулы и мелодические обороты, не способствуя приобщению воспитанников к высокому музыкальном искусству. В этой связи учителю музыки нужны методики, способствующие эффективному музыкально-образовательному самоопределению школьника средствами музыкального искусства.

Во-вторых, востребованность нового в педагогике музыкального образования связана с тенденциями глобализации, о сущности которых целесообразно говорить с нескольких позиций: с точки зрения природы музыкального искусства, обусловленности возникновения жанров, типов и стилей музыки обобщенными идейно-теоретическими установками; с точки зрения наличия двух глобальных концепций музыки -мелодической, характерной для европейской и азиатской музыкальной культуры, и ритмической, охватывающей регионы Африки и Латинской Америки; с позиции сформированности трех объективных концепций личности в музыке - "человека умелого", "человека общительного", "человека разумного"; с точки зрения существования в мире нескольких общепризнанных систем музыкального образования - Дмитрия Кабалевского (Россия), Карла Орфа (Австрия), Золтана Кодая (Венгрия), Пьера ван Хауве (Голландия). Основываясь, прежде всего, на национальных музыкальных традициях и методиках, названные системы имеют и ряд общих методологических посылок - опираются на гуманистическую педагогику и психологию, широко применяют один из ведущих принципов художественной педагогики - принцип диалога, центрируются в содержании занятий на специфике музыкального языка, его интонационной и образно-поэтической сущности. Однако тенденции глобализации в музыке и музыкальной педагогике имеют и негативную практику, к которой можно отнести стереотипы в восприятии педагогом ученика, феномен "массовой культуры", внушительное количество неоправданно претендующих на универсальность учебных программ по музыке. В подобной ситуации важно определить одним из принципов современного музыкального образования принцип реально диагностируемого подхода, предполагающий "прозрачность" музыкально-образовательного процесса на всех его этапах, что также требует серьезных научных разработок.[17;56-59 стр.]

В современном российском обществе явно существует проблема развития музыкальной культуры. Существующие сегодня школьные учебники музыки, к сожалению, не отвечают потребностям национальной инициативы «Наша новая школа» и новым ФГОС по направлению личностно-ориентированного развития младших школьниках в рамках музыкального искусства и формирования устойчивого интереса к наследию прошлого. Многократно использованная идея свести все поле музыкальной культуры и собственно музыкальную деятельность младших школьников к таким формам, как песня, танец и марш, якобы объединяющих все виды искусства, устарела.

Современные тенденции в творчестве композиторов показали значительно большие возможности музыкального искусства и практически безграничное разнообразие его форм. Опыт соединения оперы с танцем и с другими видами искусства создал в ХХ-ом веке новый вид сценического спектакля - мюзикл. А классический джаз в последние двадцать лет дал жизнь таким новым эстрадным направлениям как фьюжн, этно и т. д. Не знакомя детей с современными течениями и поисками в искусстве, мы никогда не сможем преодолеть барьер между дурновкусием и подлинным переживанием внутри и вне себя музыкальной культуры как таковой.

По современным школьным учебникам музыки, целостное музыкальное культурное поле не собрать, а можно только познакомиться с несвязанными порой между собой разрозненными сведениями. Необходимо сформулировать и последовательно осуществлять совсем другой подход к изучению самого сложного и одновременно такого доступного каждому ученику искусства, каким является музыка.[2;126 стр.]

Если бегло просмотреть на изменения, произошедшие в содержательной части учебников по музыки для общеобразовательных школ на начальном этапе обучения за последние 25 лет, можно увидеть хорошо просматриваемую популяризацию одних и тех же произведений и тем, к которым возвращаются в процессе изучения по 2-3 раза, но частями, и это не создает целостного представления ни о самом произведении, ни об авторе музыки, ни о его творчестве. Еще 30 лет назад в ходу были учебники под названием «Музыкальная грамота», позже появился «Учебник пения», где закладывались базовые основы музыкальной культуры. Сегодня этот опыт школой практически потерян: современные учебники под названием «Музыка» дают ученику лишь беглый взгляд на величайшее искусство. В обязанности учителя музыки на уроке входит, в основном, «трансляция» незатейливых, малосвязанных друг с другом сведений из музыкальной истории и прослушивание небольших музыкальных отрывков. Конечно, учить музыке по книгам нельзя. Там может быть запечатлена только канва музыкальной истории или изложены законы музыкального развития. Но талантливый школьный педагог может создать атмосферу радостного переживания музыкального искусства даже в границах простейшей импровизации или дискуссии, соучастником которой может стать каждый.

Старательный же учитель может пойти по ложному пути, давая в изобилии для изучения сложные музыкальные понятия, формально преподнося классические жанры и виды. В этих условиях ученики могут выучить нужные названия и определения, но ни на шаг не приблизиться к живому восприятию музыкальной культуры в целом.

Пассивное слушание доступного плеера или телефона также не приводит к развитию собственных вокальных способностей, а значит, из самой поющей нации мы постепенно превращаемся в молчащую или горланящую нацию. [3;175 стр.]

Необходимо изменить целостный подход к знакомству младших школьников с музыкальным искусством, трансформировать как содержательную часть, так и структуру учебника в целом, который может быть назван, к примеру, «Музыкальная культура» или «Путеводитель в мир музыкальных открытий». Должна измениться и структура урока музыки, появиться новые технологии музыкального образования, усилиться его воспитательный потенциал.

В своем опыте работы все больше используются интегрированное обучение. Так, например, знания по истории своего народа, приобретенные ребенком ранее, соединяются с историей появления музыкальных инструментов, новых видов и жанров в музыке. Занимательные исторические путешествия в музыкальные страны создают необходимый устойчивый интерес к предмету. Деление урока музыки на несколько главных частей - ритмическая, вокальная, историческая - создает для учителя и учеников неисчерпаемое поле совместных поисков и открытий. [15;43 стр.]

Многолетний опыт работы учителем музыки в начальной школе показал, что музыкальное образование на этой ступени должно иметь три составляющих, традиционно входящих в понятие музыкальной культуры:

1. Собственные певческие навыки, в основе которых последовательное изучение вокальных упражнений, развитие голоса через пение в хоре и сольно; в рамках школьного урока это вполне возможно и всегда практиковалось учителями прошлого.

2. Освоение музыкальной грамоты на уровне чтения нот, маленьких попевок, а также первичного опыта простейших собственных сочинений по образцу приводит в конечном итоге к пониманию законов музыки через активное собственное переживание. Необходимо научить переживать построение мелодии и понимать ее специфические законы в развитии и изложении. Представленное в учебниках музыки понятие, что мелодия - это душа, кажется не совсем точным. Мелодия - это еще и мысль, а вместо букв композиторы используют ноты, чтобы изложить эту мысль вразумительно. Но поверхностно, механически освоив буквы-ноты, невозможно овладеть музыкальной речью. Чтобы ее понимать, а значит, в дальнейшем наслаждаться и радоваться ею, необходимо научиться открывать постоянно, вновь и вновь неповторимую красоту мелодий прошлого и настоящего.

3. Творческое освоение музыкальной истории как зарубежной, так и отечественной в ее исторических взаимосвязях должно стать самой увлекательной частью программы. Пройти путь от сказки, повествования о прошлом нашей страны, рассказывая истории, которые имеют продолжение, значит поддержать устойчивый интерес и к этой части урока. Все это вместе должно давать радость ученикам от открытия ими собственных возможностей в условиях активного совместного музицирования, которому в одиночку учиться трудно, а на уроке, в коллективе класса - интересно и важно. Сотворчество в педагогическом процессе, педагогика сотрудничества, урок-открытие всегда дают куда больший эффект от совместных усилий, чем решение кроссворда с правильными терминами внутри клеточки в конце четверти или заполнение теста на остаточные знания. Только таким путем мы сможем сформировать у ребенка музыкальную картину мира, на которую как результат музыкального образования ориентируют новые ФГОС для начальной школы. [14;92 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: