Разработка и реализация рекомендаций по преодолению основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [2] обратил внимание общества на проблему  обучения и воспитания учащихся с ЗПР. В частности, было отмечено, что у них отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение, нарушаются функции центральной нервной системы, памяти, внимания, усидчивости, работоспособности.

Согласно рекомендаций педагогов коррекционно-развивающего обучения, в частности О.Е. Шаповаловой [14], процесс обучения детей с задержкой психического развития необходимо строить на таких принципах как:

- доступность изучаемого материала;

- сознательность и активность учащихся;

- целостность системы специального обучения;

 - адаптированность учеников к новым условиям.

Как выяснилось из материалов диагностики учеников 2 класса, у большинства учеников еще не сформировалось адекватное, социально приемлемое отношение к учебной деятельности. Ученики не осознают необходимости проявлять инициативу, считают правильным получение хорошей отметки не совсем честным путем (например, списав у товарища), не проявляют активности в ответ на просьбы и замечания учителя. Социальную значимость учебы они осознают лишь поверхностно, а похвалу учителя оценивают значительно выше, чем возможность получить новые знания.

Таким образом, я пришел к выводу, что если процесс обучения станет интересным и доступным для школьников, то перестанет быть трудным.

На уроках необходимо решать коррекционно-развивающие задачи, связанные с созданием благоприятного фона настроения, с профилактикой школьной тревожности, с повышением познавательной активности, с установлением доброжелательных, доверительных отношений между учениками и учителем, мелкой моторике рук, развитию речи, воображения, кругозора, наблюдательности, эмоционально-волевой сферы, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, формированию гражданской личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, самовыражения, развитию позитивной самооценки и самоуважения.

Предъявляя учебные задания, опираться на жизненный опыт учащихся. А сами задания предлагать занимательными и интересными по форме.

В дополнение к основному учебному времени, я рекомендую выделить наиболее трудные темы по основным учебным предметам и составил образовательные маршруты по коррекции затруднений учеников.

Рекомендации по коррекции нарушений устной и письменной речи ведутся в зоне ближайшего развития учащихся. В таблице № показан образовательный маршрут коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающегося 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР. Учитывая, что у 2 учеников дисграфия и 2 учеников дислексия, а других детей общее недоразвитие речи, коррекция письменной и устной речи ведется по следующим направлениям:

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонематических представлений на базе развития фонематического восприятия;

- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

 - уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов;

- дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,

-формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне: - уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций.

- развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств,

- совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

В таблице № 7 представлен образовательный маршрут коррекции по предмету «Русский язык» у обучающихся 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Таблица № 7 Образовательный маршрут коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающегося 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Тема Количество часов Содержание работы
1 Предложение и слово 1 Различать предложение и слово.
2 Анализ предложения. Главные члены предложения 2 Находить и подчеркивать подлежащее и сказуемое
3 Интонационная законченность предложения 1 Ставить соответствующие интонации знаки препинания.
4 Слогообразующая роль гласного. Ударение 1 Дифференцировать гласные звуки и буквы, определять количество слогов
5 Мягкий знак на конце слова и в середине слова 1 Различать мягкие и твердые звуки
6 Разделительный мягкий знак 1 Выучить и применять орфограмму
7 Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме 1 Правильно артикулировать звуки
8 Дифференциация гласных [о-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме 1 Правильно артикулировать звуки
9 Глухие и звонкие согласные звуки 1 Уметь назвать пары
10 Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи 1 Правильно артикулировать звуки
11 Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи 1 Правильно артикулировать звуки
12 Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях 1 Правильно артикулировать звуки
13 Дифференциация [щ-ш] в слогах, словах и предложениях 2 Правильно артикулировать звуки
14 Дифференциация [ч-ц] в слогах, словах и предложениях 2 Правильно артикулировать звуки
15 Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец 1 Использовать суффиксы для образования новых слов
16 Согласование прилагательного с существительным в роде и числе 1 Составлять конструкции
17 Предлоги: от, к, до 1 Различать предлоги среди других частей речи
18 Предлоги: через, сквозь, между  1 Различать предлоги среди других частей речи
19 Предлоги: за, из-за 1 Различать предлоги среди других частей речи
20 30.Предлоги: про, о, об (обо) 1 Различать предлоги среди других частей речи
21 Упражнение в раздельном написании предлогов со словами 1 Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог
22 Дифференциация предлогов и приставок 2 Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог

Результатом прохождения коррекционного маршрута стало:

-уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков;

-развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении;

-развитие навыков построения связного высказывания.

Рекомендации по образовательной области «Математика» ведется в зоне  ближайшего развития учащихся.

Учитывая то, что дискалькулия наблюдается у 2 учащихся, 3 затрудняются в решении примеров и задач, 3 затрудняются в решении составных задач, существует необходимость разработки образовательного маршрута для повышения уровня обученности.  В таблице № 8 представлен образовательный маршрут коррекции по предмету «Математика» у обучающихся 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Таблица № 8 Образовательный маршрут коррекции по предмету «Математика» у обучающегося 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Тема коррекционного занятия Количество часов Содержание работы
1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20.   2 Повторить прямой и обратный счет, способы сложения и вычитания по частям с переходом через десяток, название компонентов при сложении и вычитании
2   Учимся работать линейкой: чертить и измерять. Единицы измерения длины. 2 Измерение отрезков, вычерчивание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Повторение мер длины
3 Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. 1 Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых
4 Сравнение чисел и выражений. 2 Выполнять сравнение двузначных чисел и выражений
5 Нахождение периметра многоугольника. 2 Находить периметр прямоугольника
6   Решение простых задач 3 Моделирование условия задачи на чертеже, построение алгоритма решения задачи, решение задачи.
7 Решение составных задач в 2 действия 3   Моделирование условия задачи на чертеже, построение алгоритма решения задачи, решение задачи.
8 Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. 2 Выполнение устных арифметических действий над числами в пределах 100

В результате прохождения образовательного маршрута коррекции в форме индивидуальных или групповых занятий по предмету «Математика» школьники научатся:

- самостоятельно  выполнять действия по сложению и вычитанию по частям с переходом через десяток;

- самостоятельное вычерчивать отрезки заданной длины, самостоятельно измерять длину отрезка»;

- самостоятельно заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых, решать примеры на основе знаний разрядного состава чисел;

- самостоятельно решать задач на нахождение периметра многоугольника;

- самостоятельное решать простые задачи.

 «Окружающий мир» как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ЗПР формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особое внимание обращаем на реализацию следующих целей:

-формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживает ребенок, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формировать у ребенка модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В таблице № 9 представлен образовательный маршрут коррекции по предмету «Окружающий мир» у обучающихся 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Таблица № 9. Образовательный маршрут коррекции по предмету «Окружающий мир» у обучающегося 2 класса с диагнозом «Задержка психического развития».

Тема коррекционного занятия Кол-во часов Содержание работы
1. Родная страна. Народы твоего края. 1 Работа по иллюстрациям
2. Город и село. Проект «Мой город». 1 Работа по презентации
3. Природа и рукотворный мир 1 Работа по иллюстрациям
4. Что такое погода. В гости к осени 1 Работа по иллюстрациям
5. Какие бывают растения. 1 Работа по презентации
6. Какие бывают животные. 1 Работа по презентации
8. Какой бывает транспорт. 1 Работа по презентации
9. Школа пешехода. Берегись автомобиля! 1 Экскурсия
10 Домашняя опасность. Пожар. 1 Просмотр мультфильма
11. В школе. Правила вежливости. 1 Просмотр мультфильма
12. Ты и твои друзья. 1 Игра «Давайте поздороваемся» Занятие «Портрет самого лучшего друга» Игра «Клубочек»  
13. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности 1 Работа по схеме

Практическая направленность этого учебного предмета способствует повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Основными методами, привлекающими внимание, поддерживающих познавательную активность учеников служат: демонстрационные презентации, показ познавательных видео-роликов, диалогическое обучение, проблемное обучение, метод проектов.

На уроке реализую индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, словесные, практические занятия, творческие работы, поисковые задания, рассмотрение ситуаций и их анализ, дидактические игры, стимулирующие познавательный интерес: игры, кроссворды, занимательные упражнения, задания – шутки.

При подборе занимательных заданий использовал материалы исследований Е.В. Шамариной [12] и О.Е. Шаповаловой [13]. Задания и упражнения, включенные в структуру того или иного урока, различались по степени сложности и характеру взаимодействия с учащимся. Групповые коррекционные задания и упражнения направлены на повышение активности работы в коллективе, развитию адекватного отношения к работе в группе.    

Коррекцию недостатков развития познавательных процессов необходимо осуществлять как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности[17]. В таблице № 10 представлен коррекционный маршрут для развития концентрации внимания и психических познавательных процессов учеников 2 класса с ЗПР.

Таблица № 10..Коррекционный маршрут для развития концентрации внимания и психических познавательных процессов учеников 2 класса с ЗПР.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
1.Словарный диктант; математический диктант. 2. Комментированное письмо, решение примеров. 3. Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п. 4. Корректурные задания (проводят ежедневно по 5 минут 2 месяца): - находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте (цифры), использую любые печатные тексты, старые книги, журналы (задания усложняются, зачёркиваются другие цифры; одновременно отыскиваются две буквы); 5) Чтение текста до заданного выражения. 1.Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются) 2.Игра «Ищи безостановочно» (увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета). 3.Игра «Зеркало» (вслед за ведущим повторить его движения). 4. Упражнения, основанные на точном воспроизведении какого – либо образа (задание точно воспроизвести геометрический узор по клеточкам, последовательность букв, цифр). 1.«Каждой руке - своё дело» (левой рукой перелистывать книгу, а правой чертить геометрическую фигуру или решать несложные примеры). 2.Счёт с помехой (называют цифры от 1 до 20, одновременно записывают их на листе в обратном порядке). 3.Чтение с помехой (читают и одновременно выстукивают ритм). 4.Найди слова (в каждом написанном слове нужно отыскать спрятавшееся в нём слово) Смех, волк, столб,коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок. 5.В бессмысленном наборе букв отыскать слова. ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРРСТУР 6. «Лабиринт» (прослеживание взглядом линии от начала до конца

РАЗВИТИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

1.Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются)

2.Игра «Ищи безостановочно» (увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета).

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.

1.Работа по образцу, работа с опорой на зрительный образ (рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узора по клеточкам).

2.Воспроизвести по памяти сюжетную картинку.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

1.Читают ребёнку набор слов, которые можно разделить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и.т.д.), а потом просят назвать слова, которые они запомнили.

2. Выделить главное в тексте (создание мнемических опор).

- чтение рассказа;

- выделение главных мыслей по ходу чтения;

- составление короткого рассказа, используя основные мысли.

3.Составление плана.

РАЗВИИЕ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

1.Предметно – орудийная деятельность (работа с конструктором).

2.Задания со спичками (выложить фигуру из определённого числа спичек), работа с ножницами.

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.

1.Рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструктором.

2.«Найди отличия».

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1.«Четвёртый лишний» (исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трёх).

2.Придумывание недостающих частей рассказа.

3.Загадки, логические задачи, головоломки.

4.Составление предложений (наугад берут три слова «озеро, карандаш, медведь»).

5.Исключение лишнего (собака, помидор, солнце).

6.Поиск аналогов (вертолёт – птица, бабочка; вертолёт – поезд, автобус.)

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

1.Незаконченные фигуры.

2.Составление рассказа с использованием определённых слов (девочка, девочка, птица; ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.)

3.Волшебные кляксы.

4.Завершение рассказа.

Основная цель коррекции психических познавательных процессов –способствовать полноценному психическому и личностному развитию ученика, его способности обучаться. Суть работы сводилась к тому, чтобы, используя данные методики, поддерживать познавательную активность учащихся на достаточно высоком уровне на протяжении всего урока, и в самом начале, и в середине, и в конце, на этапе подведения итогов и разбора домашнего задания.

На каждом уроке использовались упражнения и задания для создания эмоционально положительного климата, взаимного доверия и доброжелательности в ученическом коллективе. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы учеников с ЗПР. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий[14].

Именно поэтому в их деятельность включаем деятельность, корректирующую подражание и импульсивные поступки. А также задания на посильность предъявляемых требований для профилактики  негативизма, упрямства.

В таблице №11 представлен коррекционный маршрут для формирования эмоционально положительного климата, взаимного доверия и доброжелательности в ученическом коллективе.

Таблица № 11 Коррекционный маршрут для формирования эмоционально положительного климата ученического коллектива 2 класса с ЗПР.

Тема Цель Задания и упражнения
«Я и моё имя!» - содействовать развитию положительного образа «Я» Графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфилова); Беседа «Расскажи о себе»; Игра «Снежный ком»; Игра «Имя моё»
«Я и другие» - содействовать улучшению общения со сверстниками Игра «Давайте поздороваемся» Занятие «Портрет самого лучшего друга» Игра «Клубочек» Малоподвижная игра «Сиамские близнецы» Игра «Рукавички»
«Я и моё настроение» - формировать начальные рефлексивные умения   Коллективная работа «Настроение в классе» (коллаж) Упражнение «Пальчики-мордашки» Упражнение «Чудо-ладошки
Мне хорошо! Мне спокойно» - способствовать снятию психомышечного напряжения Статическая медитация «Путешествие на облаке»; Игра «Волшебные рисунки», «Кляксы»; Упражнение «Ласковый дождик».
«Что такое дружба?» - содействовать формированию доброжелательных отношений в коллективе Игра «Найди друга» Игра «Рукавички» Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства»)

Желаемые результаты, которые формируют позитивный эмоциональный настрой, проявились в том, что ученики научились рассказывать о себе и своем социальном окружении, узнали о собственных индивидуальных особенностях и особенностях своих сверстников; начали понимать и описывать свои чувства и желания; начали  выражать эмоциональные состояния различными способами и контролировать реакции; постепенно учились взаимодействовать с коллективом.

 В качестве наиболее важных средств, направленных на коррекцию мотивационного компонента учащихся, использовались упражнения, задания и игры, которые отбирались в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и ученического коллектива в целом[12]. Они были направлены на формирование положительной мотивации к учению,  установление контакта, развитие внимания к учителю, на формирование умения работать в группе. В таблице № 12 представлен коррекционный маршрут для формирования положительной мотивации ученического коллектива 2 класса с ЗПР.

Таблица № 12 Коррекционный маршрут для формирования положительной мотивации ученического коллектива 2 класса с ЗПР.

 

Тема Цель Задания и упражнения
Мой портрет как ученика. содействовать развитию положительной мотивации к учению. Нарисовать свой портрет до посещения школы и портрет на данный момент. Составить свой словесный вопрос: «Какой я был до посещения школы?» и «Какой сейчас». Представление портретов в группе. Обсуждение, как повлияла учеба на них в школе.
Блиц – предложение Развивать позитивное отношение к школе, урокам. учебной деятельности. Это работа с мячом. Тот участник, которому попадает мяч, должен назвать способ получения радости от урока, школы. Ответить на вопрос: На этом уроке мне нравится….. В школе мне нравится….  
Серия общих вопросов  А. Кинг Развивать позитивное мышление и воображение к школе, урокам, учебной деятельности. Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?  
  Волшебная таблетка от страха перед неудачами   Развивать умение абстрагироваться от неудач. Я прошу устроиться поудобнее, несколько раз глубоко вздохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте, что Вы приняли волшебную таблетку от страха перед неудачами. Теперь вы абсолютно не боитесь, что вас могут настигнуть неудачи, вы полностью уверены в своих силах, вы точно знаете, что добьетесь успеха во всем, что захотите. Вы полны сил, чтобы добиться любой учебной цели.
Сказка «Швейная игла»   Развивать позитивный настрой на спокойное и уравновешенное получение учебного результата. Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. — Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница. — Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить. На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее. Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.  
Диагностика отношения к учебным предметам. Развивать анализ субъективного отношения к учебным предметам, учебной деятельности. Почему одни предметы нам нравятся больше, а другие меньше (записать в таблицу)  

Желаемые результаты, которые формируют позитивную учебную мотивацию, проявились в том, что ученики делают попытки  осознанно понимать  необходимость учебной деятельности, поверить в свои силы.

В ходе работы над материалом заданий была дана возможность каждому ученику высказать свое мнение, поделиться впечатлением при выполнении практических работ.

Рекомендации, направленные на содержание этапов урока. Я пересмотрел значение каждого этапа урока для преодоления трудностей обучения учеников с ЗПР.

Одной из важных задач каждого урока является  то, чтобы все ученики смогли выйти из него с положительным опытом.

1. На начальном этапе урока необходимо актуализировать мотивы прошлых достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной недовольства («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на будущую деятельность («Это будет необходимо вам в будущем»). В начале урока ученик должен понимать, что важного и нового он сегодня узнает, где на уроке он сможет это применять.

В ходе урока последующих этапов урока необходимо использовать следующие приемы поддержки познавательной активности и формирования учебной мотивации учащихся: чередование различных видов деятельности (репродуктивных и поисковых, устных и письменных, индивидуальных и общих); изменение уровня сложности материала; варьирование оценки учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы у школьников состояние удовлетворенности время от времени чередовалось с неудовлетворенностью и др.  В процессе урока кроме сохранения и усиления исходной мотивации могут возникнуть новые дополнительные мотивы. Это произойдет, если ученик начинает осознавать и понимать, какими способами он действует, умеет их оценить или сравнить.

На этапе завершения урока необходимо уделять особое внимание тому, чтобы каждый ученик получил положительный личный опыт и установку на дальнейшую учебную деятельность, то есть на положительную мотивацию перспективы.  

На конечных этапах урока она создается с использованием определенных приемов рефлексии. Главным здесь является усиление деятельности оценивания самих учащихся в сочетании с развернутой дифференцированной оценкой учителя. В конце каждого урока очень важным будет создать мотивацию завершения, оценки своей работы и постановки задач для дальнейшего обучения.

Каждый урок заканчивался подведением итогов, которое было организовано в форме просмотра видеосюжета, занимательного материала, что способствовало успешному освоению полученных знаний по предмету.

Особое оживление вызвали видео-сюжеты, снятые в ходе урока. Ребята увидели себя во время урока, многие удивились своему поведению, выразили к этому свое отношение, заявив, что пересмотрят свое поведение.

Для обучающихся с ЗПР рекомендуются приемы нейропсихологической коррекции по формированию произвольной регуляции, программирования и контроля деятельности и поведения, которые проводит учитель и педагог по ЛФК.

Вся комплексная нейропсихологическая коррекция (реабилитации) направлена на активизацию работы трех блоков мозга, что соответствует трем уровням психической деятельности, которые необходимо сформировать у ребенка.

1 уровень – преодоление повышенной утомляемости и истощаемости, формирование и поддержание бодрого рабочего состояния, достаточной активности внимания и работоспособности.

2 уровень – преодоление дефектов восприятия, переработки, хранения информации и формирование слуховых, зрительных, тактильных, двигательных, зрительно-пространственных процессов.

3 уровень – преодоление повышенной двигательной активности, отвлекаемости и формирование произвольной регуляции, программирования и контроля деятельности и поведения.

На уроках, помимо физминуток, и даже на переменах, я рекомендую дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

1. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох задержка. Вначале каждый из них может составлять 2-3сек. с постепенным увеличением до 7сек.

2. Дыхательное упражнение «Кулачки»

Это упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

3. Дыхательное упражнение «Свечка». Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

4. Дыхательное упражнение «Дути-болл».На середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника[18].

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.

Ученик сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает движение предмета глазами. Необходимо расширять поле зрения, отрабатывать боковое зрение (увеличение объема зрительного внимания и восприятия). Сначала держит игрушку в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. Очень эффективно упражнение «рисуем глазами восьмерки»

Массаж и самомассаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.

«Волшебные точки».Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения (приведены примеры «волшебных точек» по методике профессора А.А.Уманской), На рисунке №1  даны точки, которые следует массировать последовательно.

Рисунок №1. «Волшебные точки» по методике профессора А.А.Уманской.

2. «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

3. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка.

Упражнения для релаксациипроводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

"Поза покоя». Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая -   Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно!  

Известно, что центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль [13].

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.  Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

Таким образом, при регулярном выполнении нейробных  движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.  

Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.

Наиболее эффективными  считаются пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами); использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена) [5].

Исходя из вышеизложенного, я предлагаю правила работы с учениками, имеющими диагноз ЗПР:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не заставлять отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

6.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

7.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

8.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий на дополнительных занятиях.

9.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

10.Использование многократных указаний, упражнений.

11.Проявление большого такта со стороны учителя.

13.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

14.Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов, орфограмм, математических правил и формул. Успешному запоминанию способствует введение в материал уроков мнеморифмовок– соблюдение ритма и рифмы. Они хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах: надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты. А рифмовки - «запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания:не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо.Существуютрифмовки, которые служат средством контроля и самоконтроля для детей: все обдумай, не спеши, а потом уже пиши [13].

Благодаря использованию приемов мнемотехники при работе с детьми с ЗПР происходит развитие речи, формирование грамотности учеников.

В результате проведения 26 часов коррекционных дополнительных занятий по русскому языку, 17 – по математике, 13- по окружающему миру в системе занятий с логопедом, психологом, помогут скорректировать существующие трудности обучения учащихся с ЗПР.

Коррекционные образовательные маршруты, составленные по основным ученым предметам, можно использовать как для групповой, так и индивидуальной работы с учащимися.Введение в каждый этап урока элементов нейрогимнастики, глазодвигательных упражнений, пальчиковых игр, физминуток, упражнений на релаксацию, способствует большему разнообразию содержания урока, смене видов деятельности, переключению внимания учеников, развитию структур головного мозга учеников.

Таким образом, результаты решения поставленных задач исследования в течение целого учебного года во 2 классе помогут сформировать позитивную динамику развития учебной мотивации, научат их самостоятельно решать разные ситуации, возникающие в процессе обучения, более или менее успешно справляться с трудными заданиями, без неудовольствия относиться к замечаниям педагога. Однако полностью проблему преодоления трудностей в обучении младших школьников с задержкой психического развития мы не решили. Она требует длительного времени, консолидации усилий всего педагогического коллектива, тесного взаимодействия с родителями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе,  определенная в качестве цели курсовой работы, основывается на результатах решения поставленных в работе задач, позволяющих сделать следующие выводы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия— это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Чаще всего выделяют биологические и социальные причины, такие как: патология беременности, инфекционные, травматические, соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Трудности обучения учеников с ЗПР 2 класса показали, что скорость чтения у учащихся этого класса составляет 22-38 слов в минуту, при чтении за минуту делают от 3 до 8 ошибок. У большинства учеников слоговое чтение, что соответствует отметке 2 и 3 согласно ФГОС НОО. Обучающиеся класса находятся на низком уровне развития учебных навыков по письму. Под диктовку пишут медленно, допускают до 10 ошибок (пропуски гласных и согласных, пропуски слогов и частей слова, лексико-грамматические, пунктуационные и графические ошибки), при списывании от 7 до 9.

При анализе трудностей в обучении математике я выявил, что почти все дети выполняют устные и письменные вычисления на «+» и «-» в пределах 20 с ошибками, учащиеся не различают ломаную, прямую, отрезок,  неправильно выполняют построение геометрических фигур по заданным размерам. Решение уравнений вызывает затруднения.

Согласно методике В. Щур «Лесенка» адекватную оценку себе дали 6 учеников класса, 2 показали завышенную оценку, 4 занизили самооценку. Со стороны учителя 10 учеников уверены в адекватном отношении к ним учителя, 2 считают, что учитель оценивает их негативно. Со стороны родителей 4 ученика уверены, что родители завысили бы их успехи, 8 уверены в том, что родители адекватно реагируют на них.

При оценке мотивации я использовал анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой, которая показала низкий уровень мотивации к учебной деятельности: познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс ребят класса мало привлекает. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Для определения уровня умственного развития учеников была использована методика, предложенная Э. Ф. Замбицявичене. 2 ученика показали средний уровень  умственного развития, 6 учеников – низкий, 1 ученик недостаточный уровень умственного развития, 3 ученика очень низкий уровень развития.

Согласно рекомендаций педагогов коррекционно-развивающего обучения, в частности О.Е. Шаповаловой, я узнал, что процесс обучения детей с задержкой психического развития необходимо строить на таких принципах как:

- доступность изучаемого материала;

- сознательность и активность учащихся;

- целостность системы специального обучения;

 - адаптированность учеников к новым условиям.

Одной из важных рекомендаций задач каждого урока я считаю то, что чтобы все ученики смогли выйти из него с положительным опытом.

Из материалов по проблеме исследования, мною выбраны и составлены правила работы с учениками, имеющими диагноз ЗПР:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не заставлять отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

Для преодоления трудностей обучения учеников 2 класса с ЗПР я разработал образовательные маршруты в количестве 26 часов коррекционных дополнительных занятий по русскому языку, 17 – по математике, 13- по окружающему миру, для развития концентрации внимания и психический процессов, также коррекционный маршрут для формирования эмоционального положительного климата и мотивации ученического коллектива, которые  в системе занятий с логопедом, психологом, помогут скорректировать существующие трудности. Составил систему элементов нейрогимнастики, глазодвигательных упражнений, пальчиковых игр, физминуток, упражнений на релаксацию, которые при систематическом использовании способствуют положительному развитию структур головного мозга учеников.

Данные коррекционные образовательные маршруты, составленные по основным ученым предметам, можно использовать как для групповой, так и индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, наличие  своевременной квалифицированной помощи в преодолении трудностей в обучении, развитии и общении учеников с ЗПР, требует своевременной корректировки, которая возможна при совместной деятельности учителя, логопеда, психолога при наличии коррекционных образовательных маршрутов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: