Анализ выявленных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе

В ходе проведенного диагностического обследования основных трудностей обучения учеников с ЗПР следует отметить следующие особенности.

Повышенная истощаемость, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков умственной деятельности, эмоциональная неустойчивость, двигательные нарушения (возбудимость или, наоборот, заторможенность).

Признаки диагноза дислексия у 2 учеников отражаются на изменении порядка букв при составлении или зачитывания слов, предложений, Это несомненно приводит с искажению понимания текстов, что вызывает трудности по всем предметам.

Признаки диагноза дискалькулия у 2 учеников отражается на трудностях усвоения математического материала: счета, абстрактного материала – математических правил, закономерностей.

Признаки диагноза дисграфия у 2 учеников указывают на частичное расстройство письма, что отражается в стойких, типичных и повторяющихся ошибках на письме, которые могут быть исправлены в ходе целенаправленного обучения и коррекции.

Скорость чтения у учащихся этого класса составляет 22-40 слов в минуту, при чтении за минуту делают от 3 до 8 ошибок. У большинства учеников слоговое чтение. На диаграмме №1 показаны результаты чтения учащихся.

Диаграмма №1. Результаты чтения учащихся

Средняя скорость чтения класса 32 слова в минуту, причем на отметку «4» читают 3 ученика, на отметку «3» читают 5 учеников, и 4 ученика читают ниже нормы второй четверти второго класса. На диаграмме №2 показана скорость чтения учеников в минуту.

Диаграмма №2. Скорость чтения учеников в минуту.

Характерные ошибки при чтении: пропуск букв, слов, замена, искажение, не умеют пересказывать, чтение невыразительное, неосознанное. Огромное количество ошибок на замены согласных по акустико-артикуляционному сходству.

В силу своих психофизиологических особенностей, обучающиеся класса находятся на среднем и низком уровнях развития учебных навыков по письму. Под диктовку пишут медленно, допускают до 10 ошибок (пропуски гласных и согласных, пропуски слогов и частей слова, лексико-грамматические, пунктуационные и графические ошибки), при списывании ошибок намного меньше, но они все же есть от 7 до 9.

При анализе трудностей в обучении математике я выявил, что почти все дети выполняют устные и письменные вычисления на «+» и «-» в пределах 20 с ошибками, многие опираются на числовой ряд и линейку. Сравнение однозначных и двузначных чисел выполняют в основном правильно.   Изучение геометрического материала вызывает трудности: учащиеся не различают ломаную, прямую, отрезок,  неправильно выполняют построение геометрических фигур по заданным размерам. Решение уравнений вызывает затруднения. Путают правила нахождения слагаемых, уменьшаемого и вычитаемого.

При анализе трудностей в обучении предмету «Окружающий мир» ученики затрудняются в выполнении практических заданий, схематических и табличных данных, обработке информации для решения познавательных задач.

Неустойчива у этих детей и самооценка, им также свойственны зависимость от внешних обстоятельств, повышенная внушаемость, необоснованные притязания. Адекватную оценку себе дали 6 учеников класса, 2 показали завышенную оценку, 2 занизили самооценку, 2 дали очень низкую самооценку. На диаграмме №3 показаны результаты самооценки учащихся.

    Диаграмма №3. Результаты самооценки учащихся по отношению к себе.

Со стороны учителя 10 учеников уверены в адекватном отношении к ним учителя, 2 считают, что учитель оценивает их негативно. На диаграмме №4 показаны результаты самооценки учащихся со стороны учителя.

Диаграмма №4. Результаты самооценки учащихся со стороны учителя.

Со стороны родителей 4 ученика уверены, что родители завысили бы их успехи, 8 уверены в том, что родители адекватно реагируют на них. На диаграмме №5 показаны результаты самооценки учащихся со стороны родителей.

Диаграмма №5. Результаты самооценки учащихся по отношению со стороны родителей.

 

 

 В результате обработки данных по диагностике мотивации, я увидел, что 3 ученика показали мотивацию, как успешно справляющиеся с учебной деятельностью. 7 учеников привлекает в школе то, что можно общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

2 ученика показали значения, при которых школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Они действительно на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. На диаграмме №6 показаны результаты мотивации учащихся.

Диаграмма №6. Результаты мотивации учащихся.

Для определения уровня умственного развития учеников была использована методика, предложенная Э. Ф. Замбицявичене.

При анализе первого субтеста было выявлено, что ученики могут на низком уровне дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

При анализе второго субтеста полученные данные позволяют судить о низкой способности владения операциями обобщения и отвлечения.

При анализе третьего субтеста - умения установить логические связи и отношения между понятиями, среднее значение также на низком уровне.

При анализе четвертого субтеста было выявлено слабое умение обобщать.

В целом, по классу, 2 ученика показали средний уровень  умственного развития, 6 учеников – низкий, 1 ученик недостаточный уровень умственного развития, 3 ученика очень низкий уровень развития. На диаграмме № 7 показаны результаты уровня умственного развития учеников по методике Э. Ф. Замбицявичене

Диаграмма № 7. Результаты уровня умственного развития учеников по методике Э. Ф. Замбицявичене

Выше проведенная диагностика показала, что в целом класс показывает результаты ниже средней нормы, и только трое учеников №1,5,9, могут быть по результат ПМПК обследованы и переведены в обычный класс, т.к. показывают результаты по средней норме развития психических процессов и результатам обучения.

Выявленные трудности в процессе обучения учеников с ЗПР сильно усложняют жизнь и учебную деятельность. Но всё же их положение не безнадёжно. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети с ЗПР преодолевают своё отставание,  хотя и с трудом, усваивают программу общеобразовательной школы. Особого внимания требуют дети с ЗПР значительной выраженности, которая может привести к стойкой неуспеваемости, негативному отношению к учению и школе, срывам в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: